Правительство Новосибирской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N 208-п «О государственной жилищной инспекции Новосибирской области» следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
«В соответствии со статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 26 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство Новосибирской области постановляет:»;
2) пункт 1 после слов «регионального государственного жилищного надзора» дополнить словами «, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».
2. В Положении о государственной жилищной инспекции Новосибирской области:
1) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее - инспекция) является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление:
1) регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области (далее - региональный жилищный надзор);
2) государственного контроля (надзора) за соблюдением региональным оператором требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо отегоформысобственности (далее - государственный контроль (надзор) в отношении регионального оператора);
3) государственного контроля (надзора) за соблюдением исполнительными органами государственной власти Новосибирской области (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности(далее - государственный контроль (надзор) в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления);
4) регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области (далее - региональный лицензионный контроль);
5) лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.»;
2) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Задачами инспекции являются:
1) предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) предупреждение, выявление и пресечение исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления обязательных требований, предусмотренных частью 17 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) предупреждение, выявление и пресечение нарушений региональным оператором требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности;
4) предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление, лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных частью 3.1 статьи 45, частью 2.3 статьи 161,частью 7 статьи 162,частью 1 статьи 193, частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнению обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - лицензионные требования).»;
3) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Функциями инспекции являются:
1) осуществление регионального жилищного надзора;
2) осуществление регионального лицензионного контроля;
3) осуществление государственного контроля (надзора) в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления;
4) осуществление государственного контроля (надзора) в отношении регионального оператора;
5) лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.»;
4) в пункте 10:
а) подпункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) проводит контрольные (надзорные) мероприятия на предмет:
а) соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
б) соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления требований:
к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;
к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
к порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
в) соблюдения региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности;
г) соблюдения лицензиатами лицензионных требований.»;
б) подпункт 1.2 изложить в следующей редакции:
«1.2) проводит профилактические мероприятия в целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;»;
в) дополнить пунктом 1.3 следующего содержания:
«1.3) проводит внеплановые проверки в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов общего собрания собственников помещенийв многоквартирном доме в случае поступления в адрес инспекции в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня;»;
г) подпункт 4 признать утратившим силу;
д) абзац «п» подпункта 5 признать утратившим силу;
е) абзац «в» подпункта 5.1 признать утратившим силу;
ж) подпункт 5.2 изложить в следующей редакции:
«5.2) в течение месяца после окончания срока принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, установленного частями 5 и 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, информирует соответствующий орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которыхне выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный срок;»;
з) подпункт 5.3 изложить в следующей редакции:
«5.3) предоставляет сведения, указанные в частях 1-4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункте 4 части 3 статьи 5 Закона Новосибирской области от 05.07.2013 N 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области», в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в порядке, установленном этим федеральным органом;»;
и) подпункт 7.1 изложить в следующей редакции:
«7.1) осуществляет в установленном Правительством Российской Федерации порядке аттестацию экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ)»;
к) абзац «б» подпункта 10 изложить в следующей редакции:
«б) утверждает:
индикаторы риска нарушения обязательных требований на основании типовых индикаторов риска нарушения обязательных требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
формы документов, используемых инспекцией при осуществлении видов государственного контроля (надзора), предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения, не утвержденных в порядке, установленномчастью 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ)»;
формы проверочных листов (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), подлежащих применению при осуществлении плановых выездных проверок);
порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, указанных в абзаце «а» настоящего подпункта;
административные регламенты исполнения инспекцией государственных функций (предоставления государственных) услуг в подведомственной сфере;
иные документы, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Новосибирской области, правовыми актами Губернатора Новосибирской области, Правительства Новосибирской области;»;
л) подпункт 12.1 признать утратившим силу;
5) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, исполняют следующие полномочия:
1) проводят контрольные (надзорные) мероприятия и совершают контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводят такие мероприятия и совершают такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
2) выдают предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
3) принимают меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных, лицензионных требований, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания при неисполнении предписания в установленные сроки;
4) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляют соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
5) проводят мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
6) составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных (лицензионных) требований, составление которых отнесено законодательством Российской Федерации и Новосибирской области к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор;
7) рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Новосибирской области;
8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.»;
6) в пункте 12:
а) подпункт 1 изложить в следующей редакции:
«1) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке к проведению контрольных (надзорных) мероприятийпри осуществлении видов государственного контроля (надзора), предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения, специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия инспекции, в том числе при применении технических средств, экспертов, экспертные организации к осуществлению экспертизы;»;
б) дополнить подпунктом 1.1 следующего содержания:
«1.1. осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестацию экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;»;
в) подпункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«о понуждении к исполнению предписания;»;
7) пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий:
а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными приказом инспекции о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) территории и расположенные на них многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования многоквартирных домов, а также находящиеся во владении и (или) пользовании физических и юридических лиц жилые помещения, нежилые помещения в многоквартирном доме при согласии собственников или пользователей указанных помещений, если иное не предусмотрено федеральными законами;
б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных (лицензионных) требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных (лицензионных) требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
ж) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных (лицензионных) требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных (лицензионных) требований и о восстановлении нарушенного положения;
з) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;