11. Развитие человеческого капитала и социальной сферы
(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 06.08.2024 N 371-п, - см. предыдущую редакцию)
Создание условий для развития человеческого капитала и социальной сферы в прогнозном периоде будут обеспечиваться в рамках:
Указа N 204, Указа N 309, в том числе 7 региональных проектов «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Новосибирской области квалифицированными кадрами», «Развитие экспорта медицинских услуг», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», входящих в состав соответствующих федеральных проектов национального проекта «Здравоохранение»; в том числе 5 региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», входящих в состав соответствующих федеральных проектов национального проекта «Образование»; региональных составляющих «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» национального проекта «Культура»; регионального проекта «Социальная активность», входящего в состав соответствующего федерального проекта национального проекта «Образование»; региональных проектов «Жилье» и «Ипотека», входящих в состав соответствующих федеральных проектов национального проекта «Жилье и городская среда»; региональных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Старшее поколение», «Содействие занятости», «Спорт - норма жизни», входящих в состав соответствующих федеральных проектов национального проекта «Демография»;
Единого плана;
постановления Правительства Новосибирской области от 13.12.2019 N 474-п «Об утверждении региональной программы Новосибирской области «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2024годы»;постановления Правительства Новосибирской области от 14.12.2020 N 513-п «Об утверждении региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Новосибирской области на 2021-2025 годы»;
постановления Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы»;
Плана мероприятий по демографическому развитию Новосибирской области на 2016-2025 годы, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.07.2016 N 159 «О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539»;
распоряженияПравительства Новосибирской области от 30.09.2015 N 401-рп«О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016-2030 годы в Новосибирской области»;
постановленияПравительства Новосибирской области от 29.12.2020 N 561-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
Плана мероприятий по реализации Стратегии СЭР до 2030 года;
Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Новосибирской области;
постановленияПравительства Новосибирской области от 08.06.2021 N 212-п «Об утверждении Концепции развития креативных индустрий в Новосибирской области»;
государственных программ Новосибирской области, направленных на: развитие здравоохранения Новосибирской области, социальную поддержку в Новосибирской области; содействие занятости населения; оказание содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом; развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области; развитие культуры Новосибирской области, развитие институтов региональной политики и гражданского общества в Новосибирской области, развитие государственной молодежной политики Новосибирской области, стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области; обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области; развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области, развитие среднего профессионального образования Новосибирской области; на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на территории Новосибирской области, на 2016-2025 годы.
Развитие рынка труда
В прогнозный период до 2036 года на рынке труда Новосибирской области ситуация будет определяться развитием экономики в условиях перехода на инновационный путь развития, внедрения инноваций, роста производительности труда, повышения уровня кооперации среди предприятий и организаций, будут внедряться новые технологии и форматы взаимодействия. В условиях дальнейшего развития и модернизации экономики высокую актуальность сохраняют создание условий для повышения уровня участия населения в составе рабочей силы, обновление структуры занятости и снижение уровня естественной безработицы.
Уровень конкурентоспособности инновационной экономики будет все в большей степени определяться качеством профессиональных кадров. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности будет обеспечиваться за счет реформирования системы профессионального образования всех уровней, повышения гибкости трудовых отношений, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики, внедрения новых технологий, роботизации и автоматизации производства.
На обеспечение эффективной трудовой занятости в 2022-2036 годах будут направлены меры органов государственной власти по содействию созданию новых рабочих мест, расширению самозанятости населения; реализации эффективной занятости сельского населения; обеспечению условий для профессиональной и территориальной мобильности трудоспособного населения, за счет развития транспортной инфраструктуры, расширения специализированного фонда служебного жилья, развития системы своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Кроме того, в связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста Правительством Российской Федерации будет реализован комплекс мероприятий, направленных на защиту социально-трудовых прав граждан, в частности граждан предпенсионного возраста, что создаст условия для их активного участия в жизни общества, продолжения трудовой деятельности.
Вместе с тем сохранятся ряд факторов, сдерживающих развитие рынка труда Новосибирской области:
сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
продолжающийся процесс старения населения, усиливающий нагрузку на трудоспособное население;
несоответствие структуры спроса и предложения на рынке труда;
неравномерность территориального развития экономики Новосибирской области приводит к оттоку молодых и перспективных кадров из мест расселения, особенно сельских поселений, в город Новосибирск и территории, непосредственно примыкающие к областному центру, или за пределы Новосибирской области.
По мере увеличения мобильности населения и улучшения профессионального соответствия, в том числе за счет привлечения иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики, уровень безработицы за период 2022-2024 годов сократится по сравнению с 2020 годом по вариантам прогноза на 0,4 п.п, 07 п.п и 1,0 п.п. За период 2031-2036 годов снижение уровня безработицы продолжится до 5,7%, 5,3% и 4,7% соответственно.
Модернизация российской экономики в целом будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Повышение стоимости труда будет стимулировать модернизацию рабочих мест с целью увеличения производительности труда, а принимаемые меры по повышению качества профессиональной подготовки и переподготовке кадров, стимулированию трудовой мобильности населения приведут к качественному улучшению рабочей силы.
Для восстановления стабильности на рынке труда Новосибирской области в прогнозном периоде особое внимание будет уделено основным приоритетным направлениям:
содействию привлечения в регион высококвалифицированных кадров за счет повышения качества и уровня жизни на территории области;