(с изменениями на 31 мая 2024 года)
______________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 26.07.2022 N 342-п;
постановлением Правительства области от 25.04.2023 N 182-п;
постановлением Правительства области от 29.12.2023 N 665-п;
постановлением Правительства области от 31.05.2024 N 250-п
______________________________________
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания;
2) перечень должностных лиц министерства труда и социального развития Новосибирской области, уполномоченных осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
3) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
4) ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели для осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 26.07.2022 N 342-п, - см. предыдущую редакцию)
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания»;
2) постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 N 532-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п»;
3) пункт 7 постановления Правительства Новосибирской области от 02.08.2017 N 309-п «О внесении изменений в отдельные постановления администрации Новосибирской области и Правительства Новосибирской области»;
4) постановление Правительства Новосибирской области от 22.08.2017 N 328-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п»;
5) постановление Правительства Новосибирской области от 10.04.2018 N 123-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п»;
6) постановление Правительства Новосибирской области от 12.10.2020 N 435-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п».
3. Подпункт 4 пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 01.03.2022.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.
Губернатор области
А.А. Травников
ПОЛОЖЕНИЕ
о региональном государственном контроле (надзоре)
в сфере социального обслуживания
I. Общие положения
(с изменениями на 26 июля 2022 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - государственный контроль (надзор).
2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного контроля (надзора),применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется министерством труда и социального развития Новосибирской области (далее - министерство).
4. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования).
Посредством осуществления государственного контроля (надзора) обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, изданных в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.
5. Перечень должностных лиц министерства, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), утверждается постановлением Правительства Новосибирской области.
6. Права и обязанности должностных лиц министерства, осуществляющих государственный контроль (надзор), определены статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
7. Принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется министром труда и социального развития Новосибирской области (далее - министр).
8. Министерство осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее - контролируемые лица).
9. Объектами государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
10. В целях учета объектов государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лиц на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») и информационной системе государственного контроля (надзора) содержится следующая информация:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) наименование объекта государственного контроля (надзора);
4) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска);
5) сведения о проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях.
11. Информация об объектах государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
12. При осуществлении учета объектов государственного контроля (надзора) на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
13. Министерство при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
14. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) предусмотрены в приложении к настоящему Положению.
15. В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории высокого риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в два года.
16. В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории среднего риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в три года.
17. В отношении объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
18. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия постановлением Правительства Новосибирской области утверждается перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для государственного контроля (надзора).
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется министерством в ходе анализа и учета сведений, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба), полученных с соблюдением требований федерального законодательства и законодательства Новосибирской области из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, при формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг Новосибирской области, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах, и иных сведений об объектах контроля.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
19. Приказом министерства ежегодно до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) и размещается на официальном сайте министерства в сети «Интернет»в течение 5 дней со дня ее утверждения.
Проект программы профилактики рисков подлежит общественному обсуждению, которое проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
20. Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
21. Министерством осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, посредством размещения сведений на официальном сайте министерства в сети «Интернет», в средствах массовой информации и в иных формах.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее трех рабочих дней со дня их изменения.
Должностные лица министерства, ответственные за размещение сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, определяются приказом министерства.
22. Министерство ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления государственного контроля (надзора) (далее - доклад о правоприменительной практике).
Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике до 15 марта утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в сети «Интернет» в течение 10 дней со дня утверждения доклада о правоприменительной практике.
23. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее -предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований. Предостережение не может содержать требование о представлении контролируемым лицом сведений и документов.
24. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение). В возражении указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица;
3) дата и номер направленного предостережения;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
25. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в министерство, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты министерства, или иными указанными в предостережении способами.
Министерство рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
26. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностными лицами министерства в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
27. Должностные лица министерства осуществляют консультирование по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
3) порядок осуществления государственного контроля (надзора);
4) порядок обжалования решений министерства.
28. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц и их представителей, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа.
Личный прием проводится министром или заместителем министра. Информация о месте проведения личного приема, а также об установленных для личного приема днях и часах размещается на официальном сайте министерства в сети «Интернет». Личный прием осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.