ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 сентября 2021 года N 450-рп


Об основных направлениях налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-ОЗ «О бюджетном процессе в Новосибирской области»:

1. Утвердить прилагаемые:

1) основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики);

2) основные направления государственной долговой политики Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области при осуществлении планирования расходов и обоснования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при составлении проектов бюджетов муниципальных образований на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.



Губернатор области
      А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 20.09.2021 N 450-рп

Основные направления
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов


I. Общие положения


Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях определения ограничений и приоритетов при составлении и исполнении областного бюджета Новосибирской области 2022-2024 годов (далее - областной бюджет), определения доминирующих факторов сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.

Основные направления базируются на решениях, принятых в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от  21 апреля 2021 года, положениях Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на  период до 2030 года», основных параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов и приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, одобренных Правительством Новосибирской области.


II. Налоговая политика


Итоги реализации налоговой политики в 2020-2021 годах


В 2020 году российская экономика одновременно со стремительным осложнением санитарно-эпидемиологической обстановки столкнулась с   последствиями ухудшения внешнеэкономических условий, сложившихся в связи с падением цен на нефть, снижением курса национальной валюты.

События 2020 года затронули значительную часть хозяйствующих субъектов страны, привели к недостижению бизнес-планов и исходных социально-экономических ориентиров. В наибольшей степени уязвимыми в кризисных условиях оказались виды деятельности, связанные с авиаперевозками, оптовой и розничной торговлей, общественным питанием, предоставлением бытовых услуг населению, физкультурно-оздоровительной деятельностью, туристической отраслью, гостиничным бизнесом, деятельностью по организации конференций, выставок, дополнительного образования.

Объем валового регионального продукта Новосибирской области как обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, составил 1379,5 млрд рублей, снизившись в сопоставимых ценах к уровню 2019 года на 5,2 процентных пункта.

В 2020 году произошло замедление темпов роста промышленного производства. Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и  услуг составил 689,5 млрд рублей, что на 1,4% выше уровня 2019 года (в сопоставимых ценах). Индекс промышленного производства к уровню 2019 года составил 99,5% (среднероссийский показатель 97,4%, в среднем по Сибирскому федеральному округу - 95,6%).

Наибольшее снижение показала отрасль добычи полезных ископаемых - 88,6% со снижением 11,4% от уровня 2019 года (105,5%). Угледобывающие компании региона объясняют сложившуюся ситуацию ограничением перевозок в  восточном направлении. С 2018 года отгрузка антрацита с территории Новосибирской области по железнодорожным путям снизилась на 11,6%. Объемы экспорта регламентируются Прогнозом грузовой базы Восточного полигона, который, в свою очередь, зависит от пропускной способности объектов транспортной инфраструктуры.

Принятие противовирусных ограничений оказало влияние на основные показатели развития потребительского рынка Новосибирской области, являющегося одним из флагманов в части формирования налоговых поступлений в бюджет.

Оборот розничной торговли за 2020 год составил 550,1 млрд рублей с  индексом физического объема 99,8%, что ниже утвержденного прогноза (102,7%).

Несмотря на отсутствие современного мирового опыта предотвращения негативных последствий пандемического кризиса, органы государственной власти действовали гибко и решительно. Меры, принятые для поддержки социально-экономической стабильности и недопущения распространения инфекции, обеспечили уровень ряда показателей выше ожидаемого.

В 2020 году в экономику региона привлечено 263,9 млрд рублей инвестиций. Фактический показатель оказался устойчив к изменениям, превысив аналогичный параметр 2019 года на 1,4%.

Новосибирская область на протяжении последних лет уверенно лидирует в  Сибирском федеральном округе по масштабам жилищного строительства, являясь одним из передовых регионов России по объему вводимого жилья. В  2020 году в Сибирском федеральном округе Новосибирская область занимает 1 место по объему введенного жилья, что в итоге обеспечивает прирост налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы. В  2020 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Новосибирской области выросла на 6,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила 41534 рубля. Реальный размер среднемесячной заработной платы увеличился на 2,9%. На рост заработной платы повлияли мероприятия по повышению заработной платы работников организаций бюджетной сферы, а также по сохранению доходов граждан, семей с детьми и поддержке бизнеса для высвобождения средств на выплату заработной платы.

Оборот оптовой торговли всех видов деятельности в 2020 году составил 1 915,7 млрд. рублей, что на 1,9% выше объема 2019 года в сопоставимых ценах. Это свидетельствует об укреплении позиции Новосибирской области как делового центра, торгово-логистическая направленность которого содействует экономическому развитию региона.

В декабре 2020 года годовая инфляция в Новосибирской области замедлилась до 4,4% и была ниже показателей по Сибирскому федеральному округу (4,7%) и  России (4,9%). Восстановление ценовой стабильности и темпов роста потребительских цен также внесло вклад в поддержание спроса на внутреннем рынке.

Банковский сектор Новосибирской области сохранил системную устойчивость, продолжал бесперебойную работу, обеспечивая проведение банковских операций и реализацию мер по поддержке малого и среднего бизнеса, населения.

По итогам 2020 года в банковском секторе наблюдается рост вкладов населения и средств на счетах предприятий, региональными банками получен положительный финансовый результат (8,1 млрд рублей). Ситуация с ресурсами банковского сектора в 2020 году оставалась стабильной. Юридические лица и  индивидуальные предприниматели значительную часть средств держали в  высоколиквидной форме, накапливая остатки на счетах, - за 2020 год средства юридических лиц на счетах увеличились на 17%, средства индивидуальных предпринимателей - на 32,5%. При этом депозиты юридических лиц увеличились менее значительно (на 9,8%).

В большей степени увеличился портфель ипотечного жилищного кредитования. За 2020 год количество ипотечных жилищных кредитов, предоставленных физическим лицам, составило 47328 единиц, что на 40,9% больше прошлого года (2019 год - 33593 единицы). При этом объем ипотечных жилищных кредитов вырос на 55,7% и составил 108 428 млнрублей (2019 год - 69626 млн рублей, увеличение на 38802 млн рублей). Существенную поддержку этому сегменту рынка оказывает реализация Правительством Российской Федерации льготных программ кредитования (введение кредитных каникул, льготные кредиты для малого и среднего бизнеса и др.). Другим фактором, поддерживающим рынок ипотеки, стало снижение ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации, что привело к снижению средневзвешенной ставки по ипотечным кредитам с 9,1% в декабре 2019 года до 7,3% в декабре 2020 года.

Изменение макроэкономических индикаторов Новосибирской области повлекло за собой снижение налоговых поступлений и выполнение плановых показателей региона на 2020 год, что потребовало корректировки доходной части бюджета.

Приоритетным направлением налоговой политики в предшествующие периоды было обеспечение стабильного социально-экономического развития и сбалансированности бюджета. В условиях снижения экономической активности за  счет введения противоэпидемиологических мероприятий основные решения, призванные не допустить возникновения критических негативных последствий в  экономике, принимались на федеральном уровне (отсрочки и списания по  налоговым и страховым платежам, перенос сроков уплаты на более поздние сроки, программы льготного кредитования, субсидии субъектам малого и среднего предпринимательств). В Новосибирской области был реализован ряд дополнительных мер поддержки, призванных обеспечить нивелирование экономических потрясений, вызванных пандемией COVID-2019, и сохранить деловую активность в регионе.

1. Для преодоления тенденции сокращения количества представителей малого и среднего бизнеса (на 01.01.2020 - 145 025 ед., на 01.01.2021 - 140 005 ед.) был расширен перечень видов деятельности, которые можно применять на патентной системе налогообложения. Также скорректированы (преимущественно в меньшую сторону) размеры потенциального дохода для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников. Указанные меры обеспечили для индивидуальных предпринимателей возможность дополнительного выбора режима налогообложения в преддверии отмены единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).

2. В ходе рассмотрения обращений предпринимательского сообщества о  дополнительной поддержке в условиях реализации профилактических мероприятий по недопущению распространения коронавирусной инфекции были определены критерии, позволяющие справедливо оценить необходимость установления пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) с учетом изменения налоговой нагрузки налогоплательщиков.

3. В результате распространения новой коронавирусной инфекции в  отдельных секторах экономики произошло сокращение рабочих мест иностранных граждан. Принимая во внимание ежегодное повышение федерального коэффициента - дефлятора (с 1,810 в 2020 году до 1,864 в 2021 году), влияющего на стоимость патента, было принято решение о сохранении в 2021 году коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на уровне 2020 года - 1,98.

4. Сокращение прибыли у предприятий и организаций стало причиной невозможности воспользоваться мерой налоговой поддержки в форме инвестиционного налогового вычета. Условиями применения инвестиционного налогового вычета является получение налогоплательщиком налога на прибыль в  объеме, достаточном для его уменьшения на сумму затрат на обновление производства (организации должны иметь положительный финансовый результат и не должны быть убыточными, должны располагать значительными суммами инвествложений).

Вместе с тем помимо принятия антикризисных мер в 2020 году были реализованы ранее запланированные задачи налоговой политики.

1. В региональное налоговое законодательство принята поправка о  признании отдельной задолженности по транспортному налогу невозможной к взысканию.

Мера позволила обеспечить равные условия для налогоплательщиков, которые по состоянию на 1 января 2015 года не оплатили как налог, так и начисленные на него пени, и для лиц, которыми недоимка по налогу уплачена. Диспаритет, возникший ранее, обусловлен вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего списание задолженности по имущественным налогам, накопленным до 2015 года.

Всего в 2021 году Управлением федеральной налоговой службы России Федерации по Новосибирской области (далее - УФНС России по НСО) планируется списание задолженности в сумме около 6,6 млн рублей.

2. В целях приведения областного законодательства в соответствие с налоговым законодательством Российской Федерации были внесены изменения в части исключения невостребованной льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемой управлениям исполнения наказаний Новосибирской области. В  связи с установлением льготы на федеральном уровне для ИТ-компаний упразднена дублирующая норма в Законе Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».

3. По результатам оценки эффективности налоговых расходов льгота по транспортному налогу в отношении организаций, использующих природный газ в  качестве моторного топлива, признана неэффективной по причине несоответствия государственным программам Новосибирской области и  подлежала отмене.

Указанная льгота - фактически единственная мера, направленная на  стимулирование использования экологически чистого транспорта на  территории региона, на основании чего рекомендована к сохранению для дальнейшего использования.

Эффективность указанной налоговой преференции будет зависеть от  развития сети газозаправочной инфраструктуры автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций, увеличения количества сервисных центров по переводу существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо, а также центров по обслуживанию транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива.

4. Принятие на федеральном уровне единой концепции оценки эффективности налоговых расходов обеспечило единые методологические подходы для выявления и отмены муниципальными образованиями неэффективных налоговых ставок и льгот. В 2020 году по итогу проведения министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области(далее - МФиНП НСО)масштабных консультационных мероприятий всеми органами местного самоуправления были приняты необходимые для легитимной оценки налоговых расходов нормативные правовые акты.

5. В 2020 году МФ и НП НСО и УФНС России по НСО реализован План мероприятий, направленных на публичное информирование граждан по предупреждению образования и взыскания задолженности по налогам и сборам, страховым взносам, пене и штрафам. Несмотря на то, что работа по повышению налоговой грамотности физических лиц ведется с 2016 года, план, предусматривающий четкую систематизацию действий, ответственных лиц и целевые показатели, был принят впервые.

В результате совместных мероприятий налоговой службы, органов местного самоуправления и областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (далее - ОИОГВ) соотношение фактических поступлений по имущественным налогам физических лиц к их начислениям достигло 94,9%. Полученные итоги не только на 2,2% больше показателя 2019 года, но и качественно характеризуют возросший уровень налоговой культуры среди налогоплательщиков.

6. Благодаря комплексу мер со стороны органов власти по снижению задолженности подведомственных учреждений (персонифицированной работе с  недоимщиками, эффективной деятельности комиссий по сокращению задолженности, введения показателя своевременности исполнения налоговых обязательств в систему оценки эффективности деятельности руководителей государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности Новосибирской области), задолженность бюджетных организаций сократилась почти вдвое: на 45%, или на 86 млн рублей.

Положительный опыт работы с задолженностью учреждений в  Новосибирской области признан ФНС России передовой практикой и рекомендован другим субъектам Российской Федерации.

Активная реализация вынужденно отложенного за 2020 год спроса на товары и услуги, эффекты государственной политики финансового стимулирования отдельных секторов укрепляют уверенность в наблюдаемом восстановлении экономики. Основные параметры прогноза социально-экономического развития региона в 2021 году ожидаются на положительном уровне.

Таким образом, в текущем году налоговая политика нацелена на дальнейшее укрепление социально-экономического развития и оптимизацию регионального налогового законодательства.

1. В 2020 году была реализована дополнительная мера федеральной поддержки, которая позволила предпринимателям, применявшим ЕНВД, перейти на ПСН. Федеральным законом от 23.11.2020 N 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»перечень видов деятельности, которые можно осуществлять на патентной системе, был дополнен 15 видами деятельности. Оперативная корректировка регионального законодательства позволила гражданам продолжить свою предпринимательскую деятельность и не допустить снижение доходов местных бюджетов.

2. В ходе изучения возможности установления пониженных ставок по упрощенной системе налогообложения предпринимательским сообществом не  была представлена в достаточном объеме информация по выработанным в 2020 году критериям налоговой нагрузки налогоплательщиков, перешедших с уплаты ЕНВД на УСН. Вследствие этого принять соответствующее решение возможно только на основании отчетности УФНС России по НСО, которая будет сформирована в 2022 году.

3. Для стимулирования снижения выбросов, загрязняющих атмосферу, владельцам электромобилей принято решение о предоставлении преференции по транспортному налогу.

В текущих условиях не стоит ожидать высокой востребованности налоговой льготы, поскольку это коснется незначительного количества объектов налогообложения (оценочно 501 единица легковых автомобилей с электрическими двигателями). Популярность данной меры будет возрастать по мере развития объектов инфраструктуры, удовлетворяющих техническим особенностям электромобилей.

4. По результатам проведенной за ряд лет оценки эффективности применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества жилищно-строительных, гаражных кооперативов, кооперативов овощехранилищ, товариществ собственников жилья установлено, что случаи пользования поддержкой носят единичный характер.

Учитывая, что в случае перехода пользователей льготы на упрощенный режим налогообложения, они не будут являться плательщиками налога на  имущество организаций. Принято решение об упразднении преференции и оказании поддержки отдельным плательщикам в смене режима налогообложения.

Основные задачи, поставленные перед Правительством Новосибирской области в сфере налоговой политики в период 2020-2021 годов, были выполнены и способствовали стабилизации экономической ситуации в регионе. Принимаемые решения легли в основу создания условий для сохранения малого и среднего бизнеса, повышения доступности применения наиболее комфортного режима налогообложения, сохранения доходов местных бюджетов.

Направления налоговой политики на 2022-2024 годы


Если 2021 год ознаменовался переходом от стадии депрессии к постепенному подъему социально-экономического состояния Новосибирской области, потребовавшим принятия точечных и рациональных мер поддержки, то 2022 и последующие годы - это период восстановления экономической активности. Несмотря на улучшение как внешних, так и внутренних условий развития российской экономики, последствия распространения новой коронавирусной инфекции до конца не преодолены. В сложившихся условиях основным вектором развития налоговой политики в Новосибирской области будет установление справедливой налоговой нагрузки, продолжение реализации федеральных решений на региональном уровне. Этому будет способствовать решение ряда задач по следующим направлениям:

1. Актуализировать налоговую нагрузку:

1.1. Определить справедливую величину потенциально возможного годового дохода для субъектов предпринимательства, использующих патентную систему налогообложения. Несмотря на рост с 2012 года основных экономических показателей, характеризующих сферу малого и среднего предпринимательства, таких как минимальный размер оплаты труда, индекс потребительских цен, средняя заработная плата в сфере малого бизнеса, размеры потенциального возможного годового дохода не пересматривались с момента введения на территории Новосибирской области патентной системы налогообложения.

1.2. Сформировать позицию о целесообразности пересмотра ставок по УСН на основе данных УФНС России по НСО и информации от предпринимательского сообщества об изменении уровня налоговой нагрузки отдельных категорий предпринимателей, применяющих УСН.

Взаимодействие с организациями, представляющими интересы бизнес-сообщества, позволит объективно оценить потребность установления пониженных налоговых ставок по УСН и определить пути достижения компромисса, которые бы позволили как поддержать предпринимательство, так и не допустить невыполнения социальных обязательств региона перед его жителями.

1.3. Рассмотреть инициативу УФНС России по НСО о расширении практики применения налогообложения объектов торгово-офисного назначения и, соответственно, расширении перечня объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество от кадастровой стоимости, ежегодно определяемого департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 N 182-п «Об определении уполномоченного органа».

1.4. Установить величину регионального коэффициента рынка труда исходя из принципа равных прав в части оплаты труда и доступных вакансий как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность на основании патента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»