КОНЦЕПЦИЯ
развития креативных индустрий в Новосибирской области
1. Общие положения
Концепция развития креативных индустрий в Новосибирской области (далее - Концепция) разработана в целях формирования системного подхода к реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» (далее - Стратегия), в части создания благоприятных условий для развития креативных индустрий, являющихся одним из важнейших ресурсов развития экономики и социальной сферы Новосибирской области.
Концепцией определяются основные задачи, принципы и направления деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере развития креативных индустрий.
Для целей Концепции используются следующие основные понятия:
креативные индустрии - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни общества;
креативный кластер - размещение на территории компактно расположенных объектов недвижимости взаимосвязанных организаций и предприятий сферы креативных индустрий. Креативные кластеры объединяют резидентов из секторов креативных индустрий, имеют необходимую инфраструктуру для создателей и потребителей креативного продукта и позитивно воздействуют на территорию своего присутствия.
2. Предпосылки развития креативных индустрий
Основными элементами, характеризующими креативные индустрии, являются обязательное наличие интеллектуальной и (или) творческой составляющей, создание рыночной продукции в системе разноуровневых производств, где экономическая ценность получаемой продукции соединена и соотносится с их интеллектуальной (культурной) ценностью, обязателен высокий уровень развития цифровых технологий, а также предпринимательской активности и самозанятости. Развитие креативногосектора экономики тесно взаимосвязано с урбанизацией и феноменом «умных городов», которые привлекают высококвалифицированные кадры из сферы культуры и высоких технологий.
Особая роль в развитии креативных индустрий принадлежит цифровой экономике - деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и связанных с ними продуктов и услуг,основанной на цифровых технологиях. Развитие цифровых технологий позволяет обеспечить не только производство креативного продукта организациями ИКТ-сектора, но и является эффективным инструментом развития креативных индустрий в целом: распространение и воспроизводство многих видов креативного продукта происходит исключительно в цифровой среде, во всех видах креативной деятельности активно распространяются дистанционные форматы работы.
Необходимым условием для развития креативных индустрий в регионе является наличие современной креативной инфраструктуры -совокупности объектов движимого и недвижимого имущества, интеллектуальной собственности, необходимых для обеспечения креативной деятельности субъектов креативных индустрий.
Важно, что креативные индустрии являются важнейшим поставщиком инноваций вотрасли экономики вне креативных индустрий, а также социальную сферу. Это способствует повышению конкурентоспособности предприятий и организаций, их продвижению на товарных рынках и увеличению объемов продаж товаров и услуг.
Согласно общемировой и российской практике классификации креативных индустрий они включают в себя следующие сферы деятельности, в которых пересекаются культура, бизнес и технологии:
1) искусство и культурное наследие:
изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное творчество и пр.);
исполнительское искусство (музыка, театр, танцевальное, цирковое искусство, перфоманс);
культурное наследие (музеи, выставки и библиотеки, антиквариат, а также ремесла, праздники и фестивали традиционной культуры);
2) медиаиндустрия:
аудиовизуальный контент (кино, видео-, анимация, звукозапись, издательская деятельность и пр.);
телевизионные, радиовещательные и интернет-проекты;
ИКТ-технологии (создание программного обеспечения, программирование, нейросетевые разработки, ИТ-стратегии, тестирование, внедрение, дизайн приложений и пр.);
3) сектор функционального креатива и специализированные услуги:
архитектурная, конструкторская деятельность, урбанистика;
дизайн (графический, промышленный, ландшафтный, интерьерный, индустрия моды);
создание и продвижение товарных знаков (маркетинг, реклама, связи с общественностью, авторское и патентное право);
продюсерская деятельность;
деятельность в сфере туризма, отдыха и спорта (событийный туризм).
Сектор креативных индустрий в мире растет опережающими темпами - в развитых странах его доля в ВВП уже составляет от 5 до 9%. Развитие творческих профессий и бизнеса в сфере креативных индустрий - ответ на развитие производственных технологий и цифровую трансформацию и вызванные ими изменения структуры занятости и досуга. В России пока развитие сектора носит децентрализованный характер. При этом он имеет хороший экспортный потенциал и может быть использован для формирования позитивного имиджа страны в мире.