КОНЦЕПЦИЯ
устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска на период до 2025 года
1. Общие положения
1.1. Концепция устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска, решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.12.2018 N 726 «О Стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года».
1.2. Концепция определяет современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в городе Новосибирске, основные цели, принципы, задачи, механизмы реализации, целевые показатели, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.
1.3. Объектом Концепции являются этносоциальные процессы и межнациональные отношения в городе Новосибирске как результат взаимодействия этнических групп, диаспоральных сообществ, местных этнических сообществ и объединений горожан. Субъектами реализации Концепции выступают органы местного самоуправления города Новосибирска, институты гражданского общества, в том числе национально-культурные автономии и организации, религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления, социально ориентированные некоммерческие организации. (Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423, - см. предыдущую редакцию)
1.4. Общую координацию деятельности по реализации Концепции осуществляет управление общественных связей мэрии города Новосибирска при содействии Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска, созданного постановлением мэрии города Новосибирска от 22.06.2012 N 6093 (далее - Консультативный совет), с привлечением структурных подразделений мэрии города Новосибирска, экспертов, правоохранительных органов, научных и иных организаций по вопросам выработки решений для реализации основных целей и принципов Концепции.
2. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений
в городе Новосибирске
2.1. Город Новосибирск - крупнейшее по численности населения муниципальное образование Российской Федерации, в нем проживает более 1,6 млн. человек, представляющих свыше 120 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.
2.2. Этносоциальная ситуация в городе Новосибирске оценивается в целом как благоприятная. По результатам социокультурного мониторинга многонационального сообщества города Новосибирска, проводимого ежегодно по заказу управления общественных связей мэрии города Новосибирска (далее - социокультурный мониторинг), более 60 % жителей межнациональные отношения рассматривают как нормальные, благожелательные и дружественные, настроены на реальное взаимодействие и сотрудничество с представителями других национальностей.
2.3. В городе Новосибирске сложился и много лет действует системный механизм реализации государственной национальной политики на муниципальном уровне:
2.3.1. Созданы Консультативный совет - совещательный орган, определяющий направления и механизмы реализации государственной национальной политики в городе Новосибирске; Городской межнациональный центр в структуре муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Координационный центр «Активный Город» - специализированный ресурсный центр для нацио-нально-культурных автономий и организаций, межведомственная комиссия по профилактике экстремизма на территории города Новосибирска - коллегиальный орган мэрии города Новосибирска, осуществляющий координацию деятельности в сфере профилактики экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории города Новосибирска. (Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423, - см. предыдущую редакцию)
2.3.2. Осуществляется реализация муниципальной программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 23.10.2020 N 3205, муниципальной программы «Профилактика экстремизма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений на территории города Новосибирска», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 30.11.2020 N 3843. (Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423, - см. предыдущую редакцию)
2.3.3. Традиционным стало проведение в городе Новосибирске много-численных межнациональных мероприятий, конкурсов, интеллектуальных игр, спортивных соревнований, научно-практических конференций, семинаров-тренингов. Важную роль в популяризации знаний о культурах разных народов, обобщении опыта межнационального согласия, конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и национальных организаций играют городской межнациональный журнал «Содружество наций» и телевизионная программа «Мир наций».
2.3.4. Особое внимание в городе Новосибирске уделяется духовно-нравственному, интернациональному воспитанию детей и молодежи, в том числе в образовательных организациях с многонациональным составом учащихся. Действуют специальные экспериментальные площадки, организуются семинары-тренинги с различными категориями работников общеобразовательных организаций. Ведется мониторинг социального самочувствия детей-мигрантов и их родителей. В городе Новосибирске действует специальная комплексная программа адаптации и интеграции приезжающей молодежи в городское сообщество «Вместе мы - Россия», в рамках которой проводятся этноигры, этноэкскурсии, другие культурно-просветительские, спортивные мероприятия, проходят научно-практические конференции, семинары-тренинги, направленные на профилактику межэтнической напряженности.
2.4. В течение многих лет продолжают действовать традиционные механизмы самоорганизации отдельных этнических групп и многонационального сообщества в целом, работает более 60 национально-культурных автономий и организаций, 28 из них объединены в Общественную организацию «Ассоциация национально-культурных автономий и национальных организаций города Новосибирска и Новосибирской области «Содружество».
2.5. Важную роль в реализации задач национальной политики, в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, духовно-нравственном воспитании и социальной поддержке населения играют религиозные организации. Органами местного самоуправления города Новосибирска оказывается содействие религиозным организациям в реализации социально значимых программ и проектов, направленных на всестороннюю помощь малообеспеченным группам населения, организацию и проведение для жителей города духовно-просветительских, культурно-массовых мероприятий, адаптацию мигрантов к местным условиям, формирование культуры межнационального общения, укрепления мира и согласия.
2.6. На характер этносоциальных процессов, межнациональные отношения и содержание национальной политики оказывает влияние комплекс факторов и тенденций, часть из которых возникли в последнее время:
2.6.1. Под влиянием процессов миграции и ассимиляции проявляются тенденции к изменению пропорций в этническом составе населения города Новосибирска. В последние десятилетия по данным Всероссийской переписи населения относительно стабильной остается численность русского населения города (динамика в пределах 1 %). Однако существенно снизилась численность украинцев, российских немцев, татар, чувашей, белорусов, евреев, казахов. Одновременно в составе населения города многократно выросла численность представителей коренных народов Северного Кавказа, а также стран Закавказья и Средней Азии. Часть стали гражданами России, другие остаются постоянными или временными ее жителями без получения российского гражданства.
2.6.2. Город Новосибирск с его окрестными населенными пунктами принадлежит к числу крупнейших агломераций Российской Федерации, характерными являются тесные и постоянные связи не только с небольшими близлежащими поселениями, но и городами Бердском и Искитимом. На его этносоциальную ситуацию и межнациональные отношения оказывают значимое влияние особенности миграционных процессов, в том числе «маятниковой» миграции, социально-эконо-мического, этнодемографического, пространственного развития всей агломерации.
2.6.3. Сохраняется ориентация города Новосибирска на развитие научно-технического потенциала, в последние десятилетия усиливается его значимость как крупного образовательного центра, что способствует увеличению доли иностранных студентов в образовательных организациях высшего профессионального образования.
2.6.4. Разные группы мигрантов отличаются характером стоящих перед ними проблем, разным потенциалом и моделями поведения, разной степенью адаптированности и интегрированности в городскую среду и сообщество. Поскольку современные этнические сообщества формировались в разное время, можно выделить группу «старых» сообществ (в постсоветский период в их число вошли прежде всего представители народов Кавказа), многие из которых успешно адаптировались к новой для них среде и к местному сообществу, и группу «новых» этнических сообществ, для которых эти виды адаптации являются актуальными проблемами.
2.6.5. По данным социокультурного мониторинга существенно изменился состав мигрантов: если раньше основной их поток составляли мужчины - трудовые мигранты, то сейчас многие приезжают с семьями и ориентируются на получение российского гражданства, российского образования. Это усиливает нагрузку на социальные организации города, ставит пребывающих в конкурентные отношения с местными жителями за социальные ресурсы. Это сказывается также на занятости, этнокультурном ландшафте города и его пространственном развитии.
2.6.6. Для многих представителей этнических групп, особенно во втором поколении, актуальной является проблема этнокультурной идентификации, удовлетворения этнокультурных потребностей в знании родного языка, традиций, других особенностей своей этнической культуры.
2.6.7. Под влиянием миграционных процессов возрастает значимость территориального фактора: меняется этническая структура населения городских районов и микрорайонов, наблюдается тенденция к анклавизации отдельных территорий, трансформируется характер пространственного развития города в целом. Концентрация по этническому признаку наблюдается прежде всего в «спальных» окраинных микрорайонах по периметру города. Имеет место тенденция к расширению границ увеличения плотности этнического расселения по направлению от рынков в сторону центральной части города.
2.6.8. Определенные проблемы адаптации в условиях расширяющегося и усложняющегося пространства этнокультурных контактов испытывают не только мигранты, но и представители принимающего сообщества. По данным социокультурного мониторинга на общем фоне позитивного социального самочувствия многонационального сообщества города Новосибирска часть жителей испытывает дискомфорт в сфере межнациональных отношений, особенно в местах проживания.
2.6.9. В последнее время миграционные потоки в город Новосибирск уменьшились, миграционная ситуация стабилизировалась. Однако в ближайшей перспективе в связи с реализацией в городе Новосибирске крупных инвестиционных проектов вновь ожидается иммиграционный прирост, поэтому фактор миграции будет продолжать оказывать значимое влияние на этносоциальную ситуацию и межнациональные отношения.
2.6.10. В последние годы возникли новые или усилили действие прежние факторы, оказывающие влияние на содержание задач и направлений реализации национальной политики в городе Новосибирске: рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма, а также рисков, связанных с активным использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и других коммуникационных возможностей в целях пропаганды экстремизма и провоцирования межнациональных конфликтов, прежде всего в среде молодежи.