МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА  


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2020 года  N 1831
г. Новосибирск


О Концепции устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска на период до 2025 года

(с изменениями на 5 мая 2021 года)

 _____________________________________

Документ с изменениями, внесенными:   

постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423           

____________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.12.2018 N 726 «О стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года и признании утратившими силу отдельных решений городского Совета Новосибирска, Совета депутатов города Новосибирска», руководствуясь Уставом города Новосибирска,  

постановляю:

1. Утвердить Концепцию устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска на период до 2025 года (приложение).

2. Департаменту информационной политики мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя мэра города Новосибирска Захарова Г. П.

Мэр города Новосибирска
А. Е. Локоть


Приложение
к постановлению мэрии
города Новосибирска
от 10.06.2020 N 1831
(В редакции, введенной
постановлением мэрии
от 05.05.2021 N 1423,
- см. предыдущую редакцию)

КОНЦЕПЦИЯ
устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска на период до 2025 года



1. Общие положения

     

1.1. Концепция устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска, решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.12.2018 N 726 «О Стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года».

1.2. Концепция определяет современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в городе Новосибирске, основные цели, принципы, задачи, механизмы реализации, целевые показатели, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.

1.3. Объектом Концепции являются этносоциальные процессы и межнациональные отношения в городе Новосибирске как результат взаимодействия этнических групп, диаспоральных сообществ, местных этнических сообществ и объединений горожан. Субъектами реализации Концепции выступают органы местного самоуправления города Новосибирска, институты гражданского общества, в том числе национально-культурные автономии и организации, религиозные организации, органы территориального общественного самоуправления, социально ориентированные некоммерческие организации. (Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423, - см. предыдущую редакцию)

1.4. Общую координацию деятельности по реализации Концепции осуществляет управление общественных связей мэрии города Новосибирска при содействии Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска, созданного постановлением мэрии города Новосибирска от 22.06.2012 N 6093 (далее - Консультативный совет), с привлечением структурных подразделений мэрии города Новосибирска, экспертов, правоохранительных органов, научных и иных организаций по вопросам выработки решений для реализации основных целей и принципов Концепции.

2. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений
в городе Новосибирске

2.1. Город Новосибирск - крупнейшее по численности населения муниципальное образование Российской Федерации, в нем проживает более 1,6 млн. человек, представляющих свыше 120 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.

2.2. Этносоциальная ситуация в городе Новосибирске оценивается в целом как благоприятная. По результатам социокультурного мониторинга многонационального сообщества города Новосибирска, проводимого ежегодно по заказу управления общественных связей мэрии города Новосибирска (далее - социокультурный мониторинг), более 60 % жителей межнациональные отношения рассматривают как нормальные, благожелательные и дружественные, настроены на реальное взаимодействие и сотрудничество с представителями других национальностей.

2.3. В городе Новосибирске сложился и много лет действует системный механизм реализации государственной национальной политики на муниципальном уровне:

2.3.1. Созданы Консультативный совет - совещательный орган, определяющий направления и механизмы реализации государственной национальной политики в городе Новосибирске; Городской межнациональный центр в структуре муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Координационный центр «Активный Город» - специализированный ресурсный центр для нацио-нально-культурных автономий и организаций, межведомственная комиссия по профилактике экстремизма на территории города Новосибирска - коллегиальный орган мэрии города Новосибирска, осуществляющий координацию деятельности в сфере профилактики экстремизма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений на территории города Новосибирска. (Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423, - см. предыдущую редакцию)

2.3.2. Осуществляется реализация муниципальной программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 23.10.2020 N 3205, муниципальной программы «Профилактика экстремизма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений на территории города Новосибирска», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 30.11.2020 N 3843.  (Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423, - см. предыдущую редакцию)

2.3.3. Традиционным стало проведение в городе Новосибирске много-численных межнациональных мероприятий, конкурсов, интеллектуальных игр, спортивных соревнований, научно-практических конференций, семинаров-тренингов. Важную роль в популяризации знаний о культурах разных народов, обобщении опыта межнационального согласия, конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления и национальных организаций играют городской межнациональный журнал «Содружество наций» и телевизионная программа «Мир наций».

2.3.4. Особое внимание в городе Новосибирске уделяется духовно-нравственному, интернациональному воспитанию детей и молодежи, в том числе в образовательных организациях с многонациональным составом учащихся. Действуют специальные экспериментальные площадки, организуются семинары-тренинги с различными категориями работников общеобразовательных организаций. Ведется мониторинг социального самочувствия детей-мигрантов и их родителей. В городе Новосибирске действует специальная комплексная программа адаптации и интеграции приезжающей молодежи в городское сообщество «Вместе мы - Россия», в рамках которой проводятся этноигры, этноэкскурсии, другие культурно-просветительские, спортивные мероприятия, проходят научно-практические конференции, семинары-тренинги, направленные на профилактику межэтнической напряженности.

2.4. В течение многих лет продолжают действовать традиционные механизмы самоорганизации отдельных этнических групп и многонационального сообщества в целом, работает более 60 национально-культурных автономий и организаций, 28 из них объединены в Общественную организацию «Ассоциация национально-культурных автономий и национальных организаций города Новосибирска и Новосибирской области «Содружество».

2.5. Важную роль в реализации задач национальной политики, в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, духовно-нравственном воспитании и социальной поддержке населения играют религиозные организации. Органами местного самоуправления города Новосибирска оказывается содействие религиозным организациям в реализации социально значимых программ и проектов, направленных на всестороннюю помощь малообеспеченным группам населения, организацию и проведение для жителей города духовно-просветительских, культурно-массовых мероприятий, адаптацию мигрантов к местным условиям, формирование культуры межнационального общения, укрепления мира и согласия.

2.6. На характер этносоциальных процессов, межнациональные отношения и содержание национальной политики оказывает влияние комплекс факторов и тенденций, часть из которых возникли в последнее время:

2.6.1. Под влиянием процессов миграции и ассимиляции проявляются тенденции к изменению пропорций в этническом составе населения города Новосибирска. В последние десятилетия по данным Всероссийской переписи населения относительно стабильной остается численность русского населения города (динамика в пределах 1 %). Однако существенно снизилась численность украинцев, российских немцев, татар, чувашей, белорусов, евреев, казахов. Одновременно в составе населения города многократно выросла численность представителей коренных народов Северного Кавказа, а также стран Закавказья и Средней Азии. Часть стали гражданами России, другие остаются постоянными или временными ее жителями без получения российского гражданства.

2.6.2. Город Новосибирск с его окрестными населенными пунктами принадлежит к числу крупнейших агломераций Российской Федерации, характерными являются тесные и постоянные связи не только с небольшими близлежащими поселениями, но и городами Бердском и Искитимом. На его этносоциальную ситуацию и межнациональные отношения оказывают значимое влияние особенности миграционных процессов, в том числе «маятниковой» миграции, социально-эконо-мического, этнодемографического, пространственного развития всей агломерации.

2.6.3. Сохраняется ориентация города Новосибирска на развитие научно-технического потенциала, в последние десятилетия усиливается его значимость как крупного образовательного центра, что способствует увеличению доли иностранных студентов в образовательных организациях высшего профессионального образования.

2.6.4. Разные группы мигрантов отличаются характером стоящих перед ними проблем, разным потенциалом и моделями поведения, разной степенью адаптированности и интегрированности в городскую среду и сообщество. Поскольку современные этнические сообщества формировались в разное время, можно выделить группу «старых» сообществ (в постсоветский период в их число вошли прежде всего представители народов Кавказа), многие из которых успешно адаптировались к новой для них среде и к местному сообществу, и группу «новых» этнических сообществ, для которых эти виды адаптации являются актуальными проблемами.

2.6.5. По данным социокультурного мониторинга существенно изменился состав мигрантов: если раньше основной их поток составляли мужчины - трудовые мигранты, то сейчас многие приезжают с семьями и ориентируются на получение российского гражданства, российского образования. Это усиливает нагрузку на социальные организации города, ставит пребывающих в конкурентные отношения с местными жителями за социальные ресурсы. Это сказывается также на занятости, этнокультурном ландшафте города и его пространственном развитии.

2.6.6. Для многих представителей этнических групп, особенно во втором поколении, актуальной является проблема этнокультурной идентификации, удовлетворения этнокультурных потребностей в знании родного языка, традиций, других особенностей своей этнической культуры.

2.6.7. Под влиянием миграционных процессов возрастает значимость территориального фактора: меняется этническая структура населения городских районов и микрорайонов, наблюдается тенденция к анклавизации отдельных территорий, трансформируется характер пространственного развития города в целом. Концентрация по этническому признаку наблюдается прежде всего в «спальных» окраинных микрорайонах по периметру города. Имеет место тенденция к расширению границ увеличения плотности этнического расселения по направлению от рынков в сторону центральной части города.

2.6.8. Определенные проблемы адаптации в условиях расширяющегося и усложняющегося пространства этнокультурных контактов испытывают не только мигранты, но и представители принимающего сообщества. По данным социокультурного мониторинга на общем фоне позитивного социального самочувствия многонационального сообщества города Новосибирска часть жителей испытывает дискомфорт в сфере межнациональных отношений, особенно в местах проживания.

2.6.9. В последнее время миграционные потоки в город Новосибирск уменьшились, миграционная ситуация стабилизировалась. Однако в ближайшей перспективе в связи с реализацией в городе Новосибирске крупных инвестиционных проектов вновь ожидается иммиграционный прирост, поэтому фактор миграции будет продолжать оказывать значимое влияние на этносоциальную ситуацию и межнациональные отношения.

2.6.10. В последние годы возникли новые или усилили действие прежние факторы, оказывающие влияние на содержание задач и направлений реализации национальной политики в городе Новосибирске: рост угрозы терроризма и религиозного экстремизма, а также рисков, связанных с активным использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и других коммуникационных возможностей в целях пропаганды экстремизма и провоцирования межнациональных конфликтов, прежде всего в среде молодежи.

2.7. В целом сложившаяся практика регулирования процессов этносоциального развития и межнациональных отношений в городе Новосибирске характеризуется:

множественностью форм социальной самоорганизации этнических групп и избираемых адаптивных и интегративных стратегий;

координацией деятельности органов местного самоуправления и институтов гражданского общества, прежде всего национально-культурных и религиозных организаций, по широкому комплексу вопросов этносоциального развития и межнациональных отношений;

установкой на преимущественное укрепление межнациональных контактов в совместных акциях и мероприятиях фестивального типа;

признанием со стороны жителей города Новосибирска важности знаний о традициях и культуре разных народов;

установкой на освещение позитивного опыта этнокультурного развития и межнациональных отношений в средствах массовой информации.

2.8. Наблюдаемый под влиянием миграционных процессов рост этнокультурного многообразия города Новосибирска, имея позитивные экономические и этносоциальные эффекты, одновременно создает определенные трудности и проблемы, нуждающиеся в регулярном мониторинге, анализе и успешном решении, на реализацию которых направлена Концепция.


3. Цели и принципы Концепции

3.1. Основными целями Концепции являются:

формирование единства и консолидация новосибирского многонационального сообщества как составной части российской гражданской нации на основе духовной общности народов Российской Федерации при доминирующей и скрепляющей роли русской культуры и русского языка;

создание условий для удовлетворения этнокультурных потребностей горожан, сохранение и поддержание соразмерной исторически сложившейся этнодемографической структуры населения на территории города Новосибирска, поддержка культуры и языков разных этнических групп, взаимное уважение традиций и обычаев народов;

создание условий для успешной социальной и культурной адаптации новых мигрантов к городской среде и интеграции их в городское сообщество, а также успешной адаптации местного населения к меняющейся под влиянием миграции этносоциальной ситуации;

упрочение роли и места города Новосибирска как одного из центров межкультурных коммуникаций и сотрудничества, формирование его позитивного образа как полиэтничного города, открытого к социальным и экономическим инновациям.  (Пункт в редакции, введенной постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423, - см. предыдущую редакцию)

3.2. Основными принципами Концепции являются:

соблюдение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и отношения к религии;

обеспечение единства и устойчивого развития городского сообщества на основе исторического, этнокультурного и языкового разнообразия города Новосибирска как составной части достояния всего многонационального народа Российской Федерации;

преемственность исторического опыта сибирского интернационализма, солидарности и взаимопомощи представителей разных этнических групп;

комплексность решения задач по обеспечению устойчивого этносоциального развития многонационального сообщества города Новосибирска;

системность в решении проблем мигрантов в единстве с решением проблем принимающего сообщества, вызванных притоком мигрантов;

поддержка культурной самобытности всех народов при соблюдении общепринятых норм, традиций, правил поведения и общежития в городе Новосибирске;

ориентация на прогнозирование, профилактику и предупреждение этносоциальных и этнокультурных напряжений и межнациональных конфликтов в городе и его локальных сообществах.


4. Основные задачи Концепции
(Раздел в редакции, введенной
постановлением мэрии от 05.05.2021 N 1423,
 - см. предыдущую редакцию)

4.1. В целях формирования единства и консолидации новосибирского многонационального сообщества как составной части российской гражданской нации на основе духовной общности народов Российской Федерации при доминирующей и скрепляющей роли русской культуры и русского языка:

4.1.1. Обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, укрепление гражданского единства в городском сообществе, в том числе:

выявление и удовлетворение этнокультурных потребностей горожан с учетом историко-культурного потенциала города Новосибирска, основанного на идеях патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия;

поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое и интернациональное воспитание в городском сообществе, развитие гармоничных межнациональных отношений, воспитание культуры межнационального общения, интернационализма, традиций солидарности и межнационального согласия, распространение опыта наиболее перспективных из них;

развитие межнационального и межконфессионального диалога, упрочение общественной безопасности, предупреждение конфликтов, особенно в местах концентрации этнических групп (при осуществлении трудовой деятельности и в зонах проживании), содействие противодействию экстремистских проявлений, национальной и религиозной нетерпимости.

4.1.2. Обеспечение реализации прав разных этнических групп, проживающих на территории города Новосибирска, поддержание законности и высокого уровня социальной безопасности городского сообщества, в том числе:

совершенствование механизма учета «голоса» всех этнических и этнорегиональных групп города Новосибирска, включая русских, при принятии значимых для горожан решений; обеспечение возможности их легитимного и демократического доступа к артикуляции своих этнокультурных и социальных интересов и потребностей, а также инструментам их удовлетворения;

повышение политико-правовой культуры жителей города Новосибирска в области этносоциального развития и межнациональных отношений, содействие формированию нетерпимого отношения к проявлениям ксенофобии и бытового национализма, развитие механизмов общественной дипломатии и общественного контроля;

совершенствование системы мер, обеспечивающих соблюдение законности, уважительное отношение приезжих и местного населения к культуре и традициям городского сообщества, позитивным этическим нормам и правилам поведения, принятым в городе Новосибирске.

4.1.3. Совершенствование системы образования, гражданско-патриоти-ческого, интернационального и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, в том числе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»