ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 сентября 2019 года N 370-рп
Об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
(с изменениями на 9 октября 2019 года)
_____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства области от 08.10.2019 N 399-рп
_____________________________________
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-ОЗ «О бюджетном процессе в Новосибирской области»:
1. Утвердить прилагаемые:
1) основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики);
2) основные направления долговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области при осуществлении планирования расходов и обоснования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов руководствоваться бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться бюджетной и налоговой политики при составлении проектов бюджетов муниципальных образований на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.
Губернатор области
А.А. Травников
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области
на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
I. Общие положения
Основные направлениябюджетной иналоговой политики Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов(далее - Основные направления) разработаны в целях формирования задачбюджетной и налоговой политики на среднесрочный период, условий и подходов, принимаемых при составлении проекта областного бюджета Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов,с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.
II. Налоговая политика
Основными целями налоговой политики являются обеспечение устойчивости бюджетной системы, создание предсказуемой налоговой системы, направленной на стимулирование деловой активности, рост экономики и инвестиций, упорядочение существующих налоговых льгот.
По итогам 2018 года социально-экономическое развитие Новосибирской области характеризуется стабильным восстановлением. Объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, демонстрирующего результат производства товаров и услуг в регионе, в 2018 году достиг 1202,2 млрд рублей, с ростом в сопоставимых ценах 102,9% к уровню 2017 года.
В экономику региона привлечено 196 млрд рублей инвестиций, что на 5,8% выше 2017 года в сопоставимых ценах.Достигнут более высокий уровень инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная из Сибирского федерального округа входит в двадцатку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, занимая 19 место в 2018 году (для сравнения: в 2015 году регион располагался на 57 месте рейтинга).
Продолжился рост промышленного производства, его индекс в 2018 году составил 105,6% в сопоставимых ценах к уровню 2017 года. Наибольшие темпы роста отмечены в добыче полезных ископаемых (127,7% относительно 2017 года).
В 2018 году объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в отраслях всех категорий, составил 77,7 млрд рублей, что на 1,1% в сопоставимых ценах больше показателя 2017 года.
Оптовая и розничная торговля играет существенную роль в экономике Новосибирской области. По итогам отчетного года оборот оптовой торговли организациями всех видов деятельности достиг 1739,2 млрд рублей, что выше уровня 2017 года на 7,2% в сопоставимых ценах. Оборот розничной торговли увеличился на 4,5% относительно 2017 года и составил 501,4 млрд рублей.
Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы.По сравнению с 2017 годом номинальная начисленная среднемесячная заработная выросла на 7,8% и составила 35264 рубля. Индекс реальной заработной платы составил 106,2% относительно уровня 2017 года.
Остается стабильной ситуация в банковском секторе Новосибирской области - снизилась просроченная задолженность основных групп заемщиков (население, крупный бизнес), увеличились депозиты физических и юридических лиц.
Несмотря на некоторое снижение объемов работ по виду деятельности «строительство» относительно уровня 2017 года (97,7%), Новосибирская область находится в тройке лидеров среди регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края и Кемеровской области). По масштабам жилищного строительства Новосибирская область продолжает лидировать, занимая 1 место по Сибирскому федеральному округу по вводу жилых домов.
Созданию условий, необходимых для достижения устойчивых темпов экономического роста и развития социальной сферы на территории региона, способствовало решение задач по следующим направлениям:
1. Мотивационное налогообложение промышленного комплекса, инвесторов.
1.1. В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области установлены налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, для организаций-участников региональных инвестиционных проектов.
1.2. Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, установлены льготы по налогу на прибыль организаций: в течение первых пяти лет ставка налога составляет 0%, в течение следующих пяти лет - 10%, и налогу на имущество организаций - в отношении вновь создаваемого или приобретаемого имущества.
2. В соответствии с условиями соглашений, заключаемых ежегодно между Министерством финансов Российской Федерации и Новосибирской областью, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Новосибирской области проведена оценка эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. По результатам проведенной оценки за 2017 год все региональные льготы были признаны эффективными.
3. Актуализация социальных налоговых льгот.
3.1. В целях снижения налоговой нагрузки на граждан с ограниченными возможностями принято решение об установлении льгот по транспортному налогу для родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), на иждивении которых находится ребенок-инвалид.
3.2. Во взаимодействии с профильными министерствами, общественными организациями, представителями депутатского корпуса определены параметры замены невостребованной льготы по налогу на прибыль организаций для общественных организаций инвалидов на льготу по транспортному налогу.
3.3. Учитывая важный вклад профсоюзных организаций в регулирование трудовых отношений, защиту и охрану труда, принято решение об освобождении профсоюзных организаций от уплаты налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
4. Установление предельных налоговых ставок при наличии объективных оснований.
4.1. Повышены в два раза ставки по налогу на игорный бизнес в отношении таких объектов налогообложения, как процессинговые центры и пункты приема ставок тотализатора и букмекерских контор. Дополнительные доходы областного бюджета Новосибирской области от данного решения - 2,9 млн рублей, ставки установлены на максимальном уровне.
4.2. В целях обеспечения равных условий ведения трудовой деятельности в Новосибирской области как граждан Российской Федерации, так и трудовых мигрантов ежегодно устанавливается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области с учетом роста среднемесячной заработной платы по Новосибирской области. На 2018 и 2019 годы в Новосибирской области был установлен коэффициент в размере 1,77. Поступление денежных средств в областной бюджет Новосибирской области в 2019 году, по предварительной оценке, составит 715 млн рублей.
5. В целях недопущения сокращения доходов дорожного фонда в связи с отменой льготы по налогу на имущество в отношении имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, введен равновесный источник формирования дорожного фонда в виде налога на имущество организаций, взимаемый с налогоплательщиков, учитывающих на балансе объекты дорожного хозяйства. Принятие данного решения позволило сохранить объем бюджетных средств, направляемых на цели финансового обеспечения дорожной деятельности.
В ближайшей трехлетней перспективе приоритетным вектором налоговой политики Новосибирской области остается обеспечение стабильного социально-экономического развития и сбалансированности бюджета, что потребует принятия дополнительных решений в следующих направлениях:
1. Увеличение налоговой базы, установление ставок налогов, актуализация налогового законодательства.
1.1. Предстоит рассмотреть возможность внедрения нового механизма государственной налоговой поддержки инвесторов в виде инвестиционного налогового вычета, который позволит налогоплательщику за счет льготы по налогу на прибыль окупить часть инвестиционных расходов (приобретение, создание, сооружение, достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение объектов основных средств).
Кроме того, необходимо на региональном уровне определить позицию по налоговой поддержке в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в отношении расходов на научно-исследовательские работы, а также для застройщиков - в отношении расходов, понесенных в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность.
1.2. По итогам проведенного мониторинга ставок по транспортному налогу, установленных в Сибирском федеральном округе, было выявлено, что в Новосибирской области на сегодняшний день действуют самые неактуальные ставки среди исследованных регионов. Так, для ряда категорий транспортных средств они не пересматривались с 2006 года. В то же время стоимость дорожных работ, финансируемых из бюджета, за эти годы значительно возросла. При этом транспортный налог является одним из источников формирования дорожного фонда.
Поэтому целесообразно установление оптимальных ставок на отдельные категории транспорта, включая «снегоходы, мотосани», «катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства», «яхты и другие парусно-моторные средства», «гидроциклы», «воздушные транспортные средства».
Принятие данной меры позволит обеспечить дополнительные поступления транспортного налога в областной бюджет Новосибирской области в объеме 481,6 млн рублей ежегодно.
1.3. В целях обеспечения равных условий трудовой деятельности иностранных граждан играждан Российской Федерации будет пересмотрен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области исходяиз уровня среднемесячной заработной платы в отраслях экономики, где преимущественно осуществляют трудовую деятельность мигранты. Установление коэффициента обеспечит поступление налога на доходы физических лиц от иностранных граждан в сумме 960 млн. рублей.
1.4. В целях исключения возможности неверного начисления суммы патента в связи с отсутствием в региональном законодательстве определения понятия «обособленный объект», используемого в патентной системе налогообложения по виду деятельности «сдача в аренду (наем) жилых помещений, дач, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности», будут внесены изменения в региональное налоговое законодательство в части введения понятия «обособленный объект» в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
1.5. В связи с отменой с 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности будет рассмотрен вопрос компенсации выпадающих доходов местных бюджетов.
В целях минимизации негативных последствий для налогоплательщиков в связи с отменой единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности необходимо актуализировать перечень видов деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения.
Ввиду необходимости смены налогового режима для налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход, налоговыми органами совместно с органами местного самоуправления будет осуществляться информирование налогоплательщиков о возможности применения и особенностях иных налоговых режимов.
1.6. В целях поддержки налогоплательщиков за счет предоставления права применения нового налогового режима принято решение об участии в реализации на территории Новосибирской области пилотного проекта по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход». Реализация данного налогового режима позволит снизить налоговую нагрузку на отдельные категории индивидуальных предпринимателей, а также легализоваться в правовом поле гражданам, ранее официально не трудоустроенным.
1.7. Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - УФНС) совместно с департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области, Управлением Росреестра по Новосибирской области и органами местного самоуправления в Новосибирской области будет продолжено выявление объектов недвижимости, не включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, уточнение сведений об их правообладателях, внесение их в регистры учета недвижимости, что позволит вовлечь данные объекты в налоговый оборот и обеспечит справедливые условия исполнения налоговых обязательств собственниками имущества.
1.8. В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, действующие региональные льготы по налогу на прибыль организаций, не предусмотренные федеральным налоговым законодательством, подлежат применению до 1 января 2023года (инвесторы, осуществляющие деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта; инвесторы, заключившие специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью; субъекты деятельности в сфере промышленности; учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной защиты и поддержки населения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности; учреждения уголовно-исполнительной системы; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий). В целях сохранения после 2022 года объемов получаемой государственной поддержки указанных категорий налогоплательщиков необходимо рассмотреть возможные варианты компенсации утраченной льготы, например, через получение льготы по налогу на прибыль организаций в виде инвестиционного налогового вычета или реализации регионального инвестиционного проекта.
2. В связи с истечением срока действия налоговой льготы по налогу на имущество организаций, установленной для управляющих компаний технопарков до 01.01.2019, необходимо принять решение о ее продлении при условии повышения эффективности деятельности технопарков Новосибирской области. Эта мера окажет поддержку развитию инновационной и инвестиционной деятельности технопарков и будет способствовать росту количества их резидентов.
3. Повышение собираемости налогов и снижение уровня недоимки.
3.1. Для своевременного и полного исполнения физическими лицами обязанностей по уплате имущественных налогов в бюджетную систему Российской Федерации будет продолжено проведение информационной кампании, осведомляющей граждан о сроках и порядке уплаты имущественных налогов, а также о необходимости погашения уже имеющейся налоговой задолженности.
Благодаря грамотной политике информационного освещения вопросов, связанных с налогообложением физических лиц, наблюдется ежегодный рост собираемости имущественных налогов в бюджетную систему региона. В 2018 году собираемость достигла 92,5%, что на 2,5% больше показателя 2017 года. Продолжение реализации данной меры позволит не только укрепить доходную часть консолидированного бюджета Новосибирской области, но и минимизирует риски возникновения налоговых нарушений граждан по причине их неосведомленности о нормах налогового права.
Чтобы увеличить охват уведомленных граждан, органам местного самоуправления и областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области следует обеспечить доведение информационных материалов до подведомственных учреждений с целью дальнейшего проведения разъяснительной работы с их сотрудниками. Кроме этого, органам местного самоуправления необходимо привлекать в кампанию средства массовой информации и доступные на территории муниципальных образований Интернет-ресурсы, в том числе социальные сети и мессенджеры.
3.2. С целью повышения эффективности работы областных исполнительных органов государственной властиНовосибирской области и органов местного самоуправления по снижению налоговой задолженности УФНС необходимо предоставлять исчерпывающую информацию об организациях, имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе об основном виде деятельности организации-должника.
3.3. В целях объективного принятия решений относительно добросовестности (недобросовестности) налогоплательщика и дальнейшего инициирования в отношении него действий со стороны правоохранительных органов областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области органам местного самоуправления при работе с организациями, имеющими задолженность по обязательным платежам в бюджеты различных уровней, необходимо руководствоваться рекомендациями, утвержденными комиссией при Правительстве Новосибирской области по вопросам погашения задолженности по платежам в областной бюджет Новосибирской области (Порядок работы областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с организациями, имеющими задолженность по платежам в областной бюджет Новосибирской области, Перечень обязательных действий недоимщиков, направленных на погашение задолженности по налогам, включающий дополнительные рекомендации организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги).
3.4. Поскольку вопрос соблюдения налоговой дисциплины государственными учреждениями остается приоритетной задачей, в положения об оплате труда включена зависимость получения стимулирующих выплат руководителями от состояния неурегулированной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, имеющим подведомственные государственные учреждения, необходимо на постоянной основе соблюдать условия данных положений и не допускать выплаты стимулирующего характера при наличии у подведомственных учреждений задолженности по налоговым платежам в бюджеты различных уровней.
4. Укрепление доходной части местных бюджетов.
4.1. В целях укрепления доходной части местных бюджетов органам местного самоуправления совместно с налоговыми органами необходимо обеспечить исполнение планов мероприятий, направленных на уменьшение задолженности по имущественным налогам физических лиц.
В процессе исполнения указанных планов должны быть достигнуты следующие целевые показатели: собираемость имущественных налогов свыше 92,5%, темп роста количества граждан, зарегистрированных в сервисе«Личный кабинет налогоплательщика», свыше 111,1%, доля налоговых уведомлений, доставленных и врученных гражданам, свыше 93,7%.
4.2. Во взаимодействии с управлением по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области предстоит решить вопрос регистрации граждан в перенаселенных зданиях, находящихся в аварийном состоянии, зданиях, попадающих под расселение, нежилых или утраченных в результате пожара. Большое количество граждан регистрируется в таких домах, имеют машины, налоги не платятся.
4.3. В помощь муниципальным образованиям УФНС необходимо найти решение в отношении налоговой задолженности в случае, если должник умер или отбыл на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации.
4.4. Ввиду того, что более 70% налоговой задолженности формируется на территории города Новосибирска, мэрии города Новосибирска необходимо активизировать работу по ее снижению, особенно в части налога на доходы физических лиц и упрощенной системы налогообложения.
По ряду предприятий строительной отрасли сохраняется задолженность в бюджет города Новосибирска по арендной плате за земельные участки, предназначенные для жилищного строительства. В связи с этим мэрии города Новосибирска надлежит обеспечить контроль за соблюдением застройщиками условий мировых соглашений по погашению задолженности по обязательным платежам в местный бюджет.
4.5. Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сибирское отделение Российской академии наук» (далее - ФГБУ СО РАН), мэрии города Новосибирска, министерству науки и инновационной политики Новосибирской области, департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области необходимо ускорить рассмотрение в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Российской Федерации и Министерстве науки и высшего образования Российской Федерациивопроса о завершении оформления прав на земельные участки, находившиеся ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГБУ СО РАН.