ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2019 года N 287-п


Об утверждении Региональной программы по повышению качества водоснабжения на территории Новосибирской области на период с 2019 по 2026 год

(с изменениями на 11 апреля 2024 года)

________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 21.11.2019 N 443-п;

постановлением Правительства области от 12.02.2020 N 165-п;

постановлением Правительства области от 04.08.2020 N 319-п;

постановлением Правительства области от 21.09.2020 N 399-п;

постановлением Правительства области от 24.01.2022 N 13-п;

постановлением Правительства области от 11.04.2024 N 185-п

________________________________________

___________

*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 11.04.2024 N 185-п, - см. предыдущую редакцию


В целях обеспечения регионального проекта «Чистая вода», утвержденного решением регионального Проектного комитета областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области от 15.03.2019, Правительство Новосибирской области  
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Региональную программу по повышению качества водоснабжения на территории Новосибирской области на период с 2019 по 2026 год. (Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 11.04.2024 N 185-п, - см. предыдущую редакцию)

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.



Губернатор области
                                   А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 29.07.2019 N 287-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 11.04.2024 N 185-п,
-
см. предыдущую редакцию)

Региональная программа
по повышению качества водоснабжения на территории
Новосибирской области на период с 2019 по 2026 год


(далее - Программа)


I. Паспорт Программы

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 11.04.2024 N 185-п,
- см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Региональнаяпрограммпо повышению качества водоснабжения на территории Новосибирской области на период с 2019 по 2026 год

Государственный заказчик Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

Разработчики Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

Цели и задачи Программы

Цель: повышение качества питьевой воды для населения Новосибирской области.

Задача: повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса

Связь
с государственными программами Новосибирской области

Подпрограмма «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п

Сроки реализации Программы

Период реализации Программы:2019-2024 годы

Объемы финансирования Программы
(с расшифровкой по источникам и годам финансирования)

 Общий объем финансирования Программы составляет 9 626 232,71 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 923 790,73 тыс. рублей;

2020 год - 765 746,79 тыс. рублей;

2021 год - 1 104 639,95 тыс. рублей;

2022 год - 1 396 448,47 тыс. рублей;

2023 год - 1 798 651,96 тыс. рублей;

2024 год - 1 813 031,84 тыс. рублей;

2025 год - 1 015 326,38 тыс. рублей;

2026 год - 808 596,59 тыс. рублей;

в том числе по источникам финансирования:

средства федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 2 865 145,90 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 99 461,10 тыс. рублей;

2020 год - 66 242,00 тыс. рублей;

2021 год* - 638 589,20 тыс. рублей;

2022 год** - 940 703,10 тыс. рублей;

2023 год - 835 385,90 тыс. рублей;

2024 год - 284 764,6 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей;

2026 год - 0,00 тыс. рублей;

*кассовое исполнение - 560 753,47 тыс. рублей;

**кассовое исполнение - 912 543,13 тыс. рублей;

средства областного бюджета Новосибирской области - 3 318 973,32тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 25 293,30 тыс. рублей;

2020 год - 2 760,00 тыс. рублей;

2021 год*- 26 607,73 тыс. рублей;

2022 год** - 310 122,70 тыс. рублей;

2023 год - 388 068,02 тыс. рублей;

2024 год - 772 924,42 тыс. рублей;

2025 год - 998 771,59 тыс. рублей;

2026 год - 794 425,56 тыс. рублей;

*кассовое исполнение - 23 364,60 тыс. рублей;

**кассовое исполнение - 187 606,13 тыс. рублей;

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 222 964,83 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 123 111,23 тыс. рублей;

2020 год - 37 586,28 тыс. рублей;

2021 год - 2 661,10 тыс. рублей;

2022 год - 8 206,54 тыс. рублей;

2023 год - 8 124,04 тыс. рублей;

2024 год - 12 549,82 тыс. рублей;

2025 год - 16 554,79 тыс. рублей;

2026 год - 14 171,03 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозные объемы) - 3 219 148,66 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 675 925,10 тыс. рублей;

2020 год - 659 158,51 тыс. рублей;

2021 год - 436 781,92 тыс. рублей;

2022 год - 137 416,13 тыс. рублей;

2023 год - 567 074,00 тыс. рублей;

2024 год - 742 793,00 тыс. рублей;

2025 год - 0,0 тыс. рублей;

2026 год - 0,0 тыс. рублей.

Из общего объема финансирования Программы:

объем финансирования строительства объектов водоснабжения всего 9 305 781,83 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 804 470,87 тыс. рублей;

2020 год - 688 830,87 тыс. рублей;

2021 год - 1 089 723,35 тыс. рублей;

2022 год - 1 375 426,27 тыс. рублей;

2023 год - 1745 963,96 тыс. рублей;

2024 год - 1 777 443,54 тыс. рублей;

2025 год - 1 015 326,38 тыс. рублей;

2026 год - 808 596,59 тыс. рублей;

в том числе по источникам финансирования:

средства федерального бюджета (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 2 865 145,90 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 99 461,10 тыс. рублей;

2020 год - 66 242,00 тыс. рублей;

2021 год* - 638 589,20 тыс. рублей;

2022 год** - 940 703,10 тыс. рублей;

2023 год - 835 385,90 тыс. рублей;

2024 год - 284 764,40 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей;

2026 год - 0,00 тыс. рублей;

*кассовое исполнение - 560 753,47 тыс. рублей;

**кассовое исполнение - 912 543,13 тыс. рублей;

средства областного бюджета Новосибирской области - 3 318 973,32тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 25 293,30 тыс. рублей;

2020 год - 2 760,00 тыс. рублей;

2021 год*- 26 607,73 тыс. рублей;

2022 год** - 310 122,70 тыс. рублей;

2023 год - 388 068,02 тыс. рублей;

2024 год - 772 924,42 тыс. рублей;

2025 год - 998 771,59 тыс. рублей;

2026 год - 794 425,56 тыс. рублей;

*кассовое исполнение - 23 364,60 тыс. рублей;

**кассовое исполнение - 187 606,13 тыс. рублей;

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 102 740,25 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 40 196,97 тыс. рублей;

2020 год - 275,96 тыс. рублей;

2021 год - 2 661,10 тыс. рублей;

2022 год - 8 206,54 тыс. рублей;

2023 год - 8 124,04 тыс. рублей;

2024 год - 12 549,82 тыс. рублей;

2025 год - 16 554,79 тыс. рублей;

2026 год - 14 171,03 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозные объемы) - 3 018 922,36 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 639 519,50 тыс. рублей;

2020 год - 619 552,91 тыс. рублей;

2021 год - 421 865,32 тыс. рублей;

2022 год - 116 393,93 тыс. рублей;

2023 год - 514 386,00 тыс. рублей;

2024 год - 707 204,70 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей;

2026 год - 0,00 тыс. рублей;

объем финансирования на подготовку проектной документации всего 320 450,88 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 119 319,86 тыс. рублей;

2020 год - 76 915,92 тыс. рублей;

2021 год - 14 916,60 тыс. рублей;

2022 год - 21 022,20 тыс. рублей;

2023 год - 52 688,00 тыс. рублей;

2024 год - 35 588,30 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей;

2026 год - 0,00 тыс. рублей;

в том числе по источникам финансирования:

средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 120 224,58 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 82 914,26 тыс. рублей;

2020 год - 37 310,32 тыс. рублей;

2021 год - 0,00 тыс. рублей;

2022 год - 0,00 тыс. рублей;

2023 год - 0,00 тыс. рублей;

2024 год - 0,00 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей;

2026 год - 0,00 тыс. рублей;

внебюджетные источники (прогнозные объемы) - 200 226,30 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 36 405,60 тыс. рублей;

2020 год - 39 605,60 тыс. рублей;

2021 год - 14 916,60 тыс. рублей;

2022 год - 21 022,20 тыс. рублей;

2023 год - 52 688,00 тыс. рублей;

2024 год - 35 588,30 тыс. рублей;

2025 год - 0,00 тыс. рублей;

2026 год - 0,00 тыс. рублей

Основные целевые индикаторы Программы

Доля населения Новосибирской области, обеспеченного качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения, %.

Доля городского населения Новосибирской области, обеспеченного качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения, %

Ожидаемые результаты реализации Программы, выраженные
в количественно измеримых показателях

Доля населения Новосибирской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, не менее:

2019 год - 86,7%;

2020 год - 86,9%;

2021 год - 87,3%;

2022 год - 88,1%;

2023 год - 89,389%;

2024 год - 90,926%;

2025 год - 91,932%;

2026 год - 92,355%.

Доля городского населения Новосибирской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, не менее:

2019 год - 94,0%;

2020 год - 94,2%;

2021 год - 94,7%;

2022 год - 95,8%;

2023 год - 96,321%;

2024 год - 98,042%;

2025 год - 98,887%;

2026 год - 99,422%

Электронный адрес размещения Программы
в сети Интернет

http://mjkh.nso.ru/page/2838


II. Характеристика сферы действия Программы

Одной из самых острых задач на сегодняшний день является проблема обеспечения населения Новосибирской области питьевой водой в достаточном количестве, нормативного качества.

В Новосибирской области для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения используются поверхностные и подземные водоисточники.

Поверхностными водоисточниками являются Новосибирское водохранилище, река Обь, река Бердь, река Иня, река Омь и озеро Яркуль.

В Новосибирском водохранилище наблюдается превышение предельно допустимых концентраций алюминия и железа. Новосибирское водохранилище характеризуется обильным развитием водной растительности по сравнению с другими водохранилищами Сибири. В нем обнаружено 567 видов водорослей, в  том числе 335 диатомовых и 44 сине-зеленых. Максимальное развитие фитопланктона наблюдается в конце июля - начале августа. Это косвенно свидетельствует о наличии условий для более интенсивного размножения санитарно-показательных микроорганизмов в мелководных прогреваемых солнцем участках водохранилища.

В реке Оби определяется высокое содержание ионов железа, в летне-осенний сезон загрязнение воды кишечной микрофлорой возрастает. Река Бердь является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух наиболее крупных после города Новосибирска городов Бердска и Искитима, а также рабочего поселка Маслянино Маслянинского района Новосибирской области. В  сущности, это второй по значимости после реки Оби и водохранилища поверхностный источник централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в области. В весенний и осенний сезоны биохимическое потребление кислорода воды в створе Бердского водозабора превышает гигиенический норматив в 40-50% проб. Одновременно регистрируется увеличение концентрации аммиака в воде. Зарегистрированы высокие концентрации в воде реки Берди железа и марганца.

Река Иня загрязняется сточными водами уже в ее верховье на территории Кемеровской области и неблагоприятна для водопользования населения.

Река Омь имеет высокую цветность, запах, повышенный показатель биохимического потребления кислорода и жесткость.

Подземные воды области являются основным источником водоснабжения сельских поселений и поселков городского типа от райцентров до малых сел и деревень.

Глубина залегания, минерализация и химический состав грунтовых вод на территории области сильно варьируются.

Грунтовые воды северной части Новосибирской области пресные. В  Барабинской лесостепи и степи Кулунды воды очень часто солоноватые, соленые. В Чистоозерном районе встречаются сильно соленые и даже рассолы, содержащие в 1 литре воды 30-50 и более граммов солей.

В области имеются значительные запасы минеральных вод.

В Татарском, Чановском, Куйбышевском, Барабинском, Убинском, Каргатском, Чистоозерном, Здвинском, Доволенском районах Новосибирской области на глубинах 800-1500 м залегают минеральные воды.

Таким образом, территория Новосибирской области охватывается тремя основными гидрографическими системами Обь-Иртышского междуречья. Северо-западная часть, площадью около 60 тысяч кв. км, относится к бассейну реки Иртыш, северо-восточная, площадью 28 тысяч кв. км, - к бассейну реки Оби, а вся остальная территория составляет основную часть внутреннего бессточного озерного бассейна.

Город Новосибирск имеет два источника централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: реку Обь и подземные воды в районе Академгородка. На реке Оби сооружено четыре водозабора: три коммунальных и один ведомственный. В коммунальный водозабор вода подается двумя ковшевыми (левобережным и правобережным) и одним русловым водозаборами.

Для населения левобережной части города водоподготовка осуществляется на насосно-фильтровальной станции(далее - НФС) N 1, а для правобережной -на НФС N 3, N 5 и Новосибирского завода химконцентратов.

Система водоподготовки на НФС-3 имеет две ступени очистки воды с  набором сооружений: смесители перегородчатого типа, камеры хлопьеобразования, горизонтальные отстойники, резервуары чистой воды. НФС-1 и НФС-5 также имеют смесители, камеры хлопьеобразования, отстойники горизонтального типа, скорые фильтры.

Обеззараживание воды осуществляется активным хлором.

На НФС-1 эксплуатируется крупнейший в стране блок ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды производительностью 350 тыс. куб. м/сутки.

Город Бердск имеет водозаборы из реки Берди и Новосибирского водохранилища. Из поверхностных водоисточников обеспечивается питьевой водой 99,3% населения, остальные - из подземных водоисточников.

В сельских поселениях области питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения осуществляется из подземных водоисточников.

Приоритетными мерами для улучшения водоснабжения являются строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения, станций по водоподготовке, насосно-фильтровальных станций, источников водоснабжения, водоводов, водопроводов.

По результатам оценки централизованных систем водоснабжения на  территории Новосибирской области на конец 2018 года эксплуатируются 1235  систем централизованного водоснабжения в 1201 населенном пункте, расположенном в 445 муниципальных образованиях.

Отсутствуют системы централизованного водоснабжения на территории 15 муниципальных образований Новосибирской области.

Количество источников водоснабжения, подающих питьевую воду в системы централизованного водоснабжения Новосибирской области, составляет 2130, в том числе поверхностных - 10, подземных - 2120.

На территории муниципальных образований Новосибирской области эксплуатируется 10,19 тыс. км водопроводных сетей, 118 объектов водоподготовки, 63 водонасосных объектов.

Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения Новосибирской области, в 2018 году составила 86,69%, городского населения - 92,96%.

Средняя доля проб питьевой воды, не соответствующих установленным требованиям по санитарно-химическим показателям, в источниках водоснабжения составляет 36,97%, в водопроводной сети - 38,97%, по микробиологическим показателям в источниках водоснабжения - 3,5%, в водопроводной сети - 4,01%.

Средний показатель по физическому износу составляет на сетях водоснабжения - 65,07%, объектах водозабора - 70,71%, объектах водоподготовки - 17,45%, водонасосных объектах - 56,69%.

III. Цели и задачи, целевые индикаторы Программы


Целью Программы является повышение качества питьевой воды для населения Новосибирской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую основную задачу:

повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Основные целевые индикаторы:

доля населения Новосибирской области, обеспеченного качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения, %;

доля городского населения Новосибирской области, обеспеченного качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения, %.

IV. Характеристика мероприятий Программы

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 11.04.2024 N 185-п,
- см. предыдущую редакцию)


Мероприятия Программы направлены на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения (далее - мероприятия) с целью повышения качества питьевой воды для населения Новосибирской области в соответствии с целями и задачами федерального проекта «Чистая вода» Национального проекта «Жилье и городская среда» (далее - Федеральный проект).

Финансовое обеспечение мероприятий предусмотрено в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п (далее - государственная программа Новосибирской области).

Для обеспечения поставленной цели Федерального проекта по достижению до 2024 года показателей по доле населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения Новосибирской области, не менее 90,926%, городского населения - не менее 98,042% и Программы по достижению до 2026 года показателей по доле населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения Новосибирской области, не менее 92,355%, городского населения - не менее 99,422%, с учетом результатов инвентаризации систем централизованного водоснабжения Новосибирской области, проведенной в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в Федеральном проекте «Чистая вода», оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31.01.2019 N 68/пр, в Программу включены объекты питьевого водоснабжения и водоподготовки, расположенные в муниципальных образованиях Новосибирской области: город Барабинск, город Карасук, город Каргат, город Куйбышев, город Обь, город Татарск, город Тогучин, город Черепаново, рабочий поселок Колывань, рабочий поселок Коченево, рабочий поселок Краснозерское, рабочий поселок Маслянино, рабочий поселок Ордынское, рабочий поселок Сузун, рабочий поселок Чаны, Венгеровский сельсовет, Доволенский сельсовет, Сибирцевский 2-й сельсовет, Суздальский сельсовет, Кыштовский сельсовет, Усть-Таркский сельсовет.

В рамках реализации Программы планируется выполнить следующие мероприятия по строительству (реконструкции) объектов водоснабжения, которые повысят качество питьевой воды для населения в указанных муниципальных образованиях Новосибирской области:

1. «Водозаборная скважина с модульной установкой водоподготовки по ул. Партизанская, 39, г. Барабинск, Новосибирской области», «Водозаборная скважина со станцией водоподготовки по ул. Ермака в городе Барабинске Барабинского района Новосибирской области», «Строительство водозаборных скважин и станций водоподготовки в городе Барабинске Барабинского района Новосибирской области».

Водоснабжение города Барабинска осуществляется из подземных источников. Согласно результатам лабораторных исследований, исходная вода не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - нормативные требования) по основным показателям: железо, бор, сухой остаток (общая минерализация).

В целях обеспечения населения качественной питьевой водой модернизация системы водоснабжения города Барабинска планируется поэтапно.

Строительство двух скважин, общей производительностью 80 куб. м в час, с установкой станций водоподготовки по улице Партизанская и улице Ермака запланировано на 2019, 2022 годы.

Также в рамках Программы выполнена проектно-сметная документация на строительство объекта «Строительство водозаборных скважин и станций водоподготовки в городе Барабинске Барабинского района Новосибирской области». Реализация указанного проекта планируется в 2024-2026 годах с финансовой поддержкой из областного бюджета.

2. «Строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в городе Карасуке Карасукского района Новосибирской области».

Водоснабжение города Карасука осуществляется из скважин, пробуренных в различное время, срок эксплуатации некоторых скважин более 40 лет.

Основным источником водоснабжения являются подземные воды совместно эксплуатируемых меловых отложений ипатовской и покурской свит, характерной особенностью которых является повышенное содержание бора, соответственно 0,3-0,93 мг/дм(3), при среднем значении 0,59мг/дм(3), что не отвечает нормативным требованиям.

Согласно геомониторингу по скважинам, оборудованным только на водоносный комплекс покурской свиты, концентрация бора изменяется от 0,17 до 0,42 мг/дм(3) при среднем значении 0,26 мг/дм(3), в связи с чем и было принято решение об использовании для водоснабжения только водоносного горизонта покурской свиты, что позволит исключить превышение нормативных показателей по бору и избежать необходимости строительства локальных очистных сооружений.

В границы муниципального образования города Карасука входит населенный пункт поселок Ярок, не имеющий связи с системой водоснабжения города Карасука.

Исходная вода из скважины глубиной 310 м превышает нормы предельно допустимой концентрации по содержанию железа и сухому остатку.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»