Описание создаваемого центра цифрового образования «IT-куб»
(далее - Описание)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию сети центров цифрового образования «IT-куб» в рамках национального проекта, в том числе проблематика и предполагаемые результаты.
Все образовательные организации и муниципальные методические службы Новосибирской области подключены к единой государственной информационной сети передачи данных. Ежегодно все образовательные организации централизованно обеспечиваются бесплатным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Мероприятия по обеспечению доступа к сети Интернет финансируются централизовано из государственной программы Новосибирской области «Цифровая трансформация Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 515-п в размере более 70 млн. рублей ежегодно.
Общеобразовательные организации Новосибирской области (далее - ОО):
активно используют электронные ресурсы цифровых платформ и коллекций образовательных ресурсов, включая ресурсы Российской электронной школы (далее- РЭШ) (100% ОО);
применяют электронное обучение, дистанционные технологии (более 40% ОО);
организуют сетевое взаимодействие с вузами через профильные и специализированные классы (более 30% ОО);
модернизируют школьные библиотеки в школьные информационно-библиотечные центры (более 5% ОО);
используют полнотекстовые издания художественной и научно-популярной литературы в электронном виде через АИБС «Электронный каталог Новосибирской области (более 80 % ОО).
С 2011 года создана и развивается региональная система дистанционного обучения (далее - РСДО), позволяющая активно использовать обучающимся Новосибирской области электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при освоении общеобразовательных программ. Системная работа по этому направлению ведется в рамках регионального проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». На сегодняшний день проект охватывает 35 муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области (100%). В каждом муниципалитете определена базовая образовательная организация для организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Организация электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий позволяет решать кадровые проблемы в сельских школах, когда детей из сельских ОО обучают городские учителя или учителя из базовых ОО муниципалитета, используя ресурсы РСДО.
В рамках реализации проекта ведется разработка электронного образовательного контента как для базового, так и повышенного уровней, проводится обучение в автономных, виртуальных (внутришкольных, межшкольных) группах и, в экспериментальном режиме, в виртуальных специализированных (межмуниципальных) группах.
С 2010 года в регионе действует проект «Специализированные классы для одаренных детей математического, естественнонаучного и инженерного направлений», цель которого - обеспечение нового качества образования и условий саморазвития личности, отвечающей запросам информационного общества и экономики региона. Сегодня в 77 образовательных организациях из 16 муниципалитетов функционирует 256 классов (из них 141 инженерный класс), в которых обучается более 6000 школьников.
Отдельно в проекте «Специализированные классы» выделено «IT-направление». Решение о создании таких классов было обусловлено современными тенденциями развития цифровой экономики России.
В 2018 году 8 общеобразовательных организаций г. Новосибирска открыли на своей базе IT - классы.
При проектировании образовательной программы в этих классах, были выбраны следующие ориентиры:
надпрофессиональные навыки и умения в области IT (системное и логическое мышление, управление проектами, программирование, робототехника, искусственный интеллект, мультиязычность и мультикультурность);
ориентация на развитие цифровых компетенций, входящих в перечень чемпионата JuniorSkills и олимпиады НТИ;
развитие инженерных компетенций через вовлечение в кружки практической направленности, базирующиеся на теоретических курсах «Программирование», «Большие данные», «Моделирование на Arduino», «Инженерный дизайн», включенных в учебный план ОО;
Линия программирования в таких классах начинается с курса «Основы логики» и проекта «Мир моих интересов» в начальной школе, продолжается изучением основ алгоритмизации в 5-6 классах и в олимпиадном программировании, робототехнике (по выбору детей) в старших классах. Содержательная составляющая этого направления проработана совместно с институтом систем информатики имени А.П. Ершова Сибирского отделения российской академии науки.
В Новосибирской области с 2014 года на территории технопарка Академгородка открыт Детский технопарк - научно-образовательный центр специализированного обучения естественнонаучной и инженерной направленности. Он создан на базе ГАОУ ДОД НСО «Центр развития творчества детей и юношества», где занимается более 200 детей.
С 2016 года реализуются Концепция школьного инженерного образования и Концепция создания и деятельности детских технопарков. Регион третий год принимает участие в Олимпиаде НТИ. Каждый год увеличивается количество участников и качество участия на каждом этапе этого командного инженерного соревнования, увеличивается количество участников из ОО, находящихся в сельской местности.
В системе образования Новосибирской области 324362 обучающихся. Объединение ресурсов образовательных организаций разного уровня: ОО, СПО, ВУЗов, детского технопарка в Академгородке не решает проблему потребности региона в образовательных площадках практической направленности, где обучающиеся могут формировать цифровые компетенции, в том числе приобретать навыки программирования и системного администрирования.
Открытие сети детских центров цифрового образования «IT-куб», как площадок дополнительного образования, интеллектуального развития и творчества детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволит решить проблему материально-технического обеспечения вновь создаваемых учебных центров по подготовке школьников в области программирования и системного администрирования, повысит мотивацию детей к сфере IT, а также появится возможность у большего количества школьников (в том числе из сельской местности) освоения базовых компетенций, необходимых для получения востребованных профессий IT-отрасли.
Согласно утвержденному региональным Проектным комитетом областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органов Новосибирской области, паспорту регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (протокол от 13.12.2018) планируется открыть с 2020 по 2022 год шесть центров цифрового образования «IT-куб», которые в совокупности составят сеть центров цифрового образования «IT-куб», функционирующих на территории Новосибирской области. Из этих шести центров, 3 центра планируется открыть в городе Новосибирске, в котором численность населения свыше 1 600 000 человек. Один «IT-куб» в городе Карасук Новосибирской области (более 43000.человек населения); Один «IT-куб» в городе Бердске Новосибирской области (более 100000 человек населения). Один «IT-куб» в городе Татарске Новосибирской области (более 380000 человек населения);
Общее количество обучающихся по программам обучения в каждом центре «IT-куб» составит не менее 400 человек в год, а также участие не менее 1500 детей, участвующих в проектных олимпиадах, хакатонах, и других конкурсных мероприятиях, проводимых каждым центром цифрового образования. Таблица индикаторов приведена в приложении N 1 к Описанию.
В приложении N 2 к Описанию приведены расчеты предварительной калькуляции операционных расходов на функционирование детского центра цифрового образования «IT-куб» (на каждый центр).