Описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Новосибирской области
(далее - Описание)
1. Описание потребности в реализации Мероприятия.
Перед региональной системой образования сегодня поставлена задача построения цифровой образовательной среды (далее - ЦОС), в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрация образовательных организаций, педагоги, обучающиеся, родители, муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры.
ЦОС призвана расширить возможности организационных форм и методов обучения и управления образовательным процессом посредством цифровых сервисов и ресурсов, использования облачных технологий, способствуя получению наибольшего эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
При широком внедрении цифровых технологий в сферу образования возникает ряд сложных взаимосвязанных проблем по структурированию единого информационного образовательного пространства, обеспечению эффективного сетевого доступа к нему обучающихся и педагогов, существенному сокращению затрат времени и средств учреждений образования на вхождение в такую образовательную среду.
Все эти вопросы, так или иначе, сводятся к проблемам размещения информации и сервисов в сетевых средах, навигации в сети, обеспечения доступа к ресурсам и взаимодействия пользователей.
Особая роль в ЦОС отводится созданию условий для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (далее - образовательные организации).
Потребность внедрения в регионе ЦОС определяется следующими факторами:
необходимостью создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей обучения на основе онлайн-технологий;
необходимостью формирования и учета цифровых компетенций, обучающихся и педагогов, административно-управленческого персонала образовательных организаций;
необходимостью использования при реализации основных образовательных программ современных технологий, в том числе технологий виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников»;
необходимостью преодоления разного уровня материально-технического оснащения образовательных организаций и подготовленности в области цифровых технологий;
необходимостью преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов;
необходимостью формирования индивидуального плана развития каждого обучающегося;
необходимостью автоматизации административных, управленческих и вспомогательных процессов в образовании.
Внедрение целевой модели ЦОС в образовательных организациях будет способствовать цифровой трансформации региональной системы образования.
Описание инфраструктуры региона, обеспечивающей цифровизацию региональной системы образования
Инфокоммуникационная среда системы образования Новосибирской области представляет собой комплекс программных, программно-аппаратных и технических средств телекоммуникационного доступа, а также инструментов обеспечения поддержки процессов учебного и инфокоммуникационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса за счет использования современных цифровых технологий.
Все проекты по созданию телекоммуникационной инфраструктуры системы образования Новосибирской области реализуются министерством образования Новосибирской области совместно с департаментом информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области.
Правительство Новосибирской области проводит политику модернизации технологической инфраструктуры, централизации ИТ-ресурсов и объединения всех ведомственных, в том числе в сфере образования технических мощностей в едином центре обработки данных Правительства Новосибирской области.
Обеспечивается бесперебойное функционирование двух катастрофоустойчивых центров обработки данных Правительства Новосибирской области (основного и резервного), в которых размещаются 68 региональных государственных информационных систем. Общее количество виртуальных серверов достигло 882 единиц с общей емкостью хранения 560 Тб.
На объектах функционирует единая система мониторинга инженерной инфраструктуры, обеспечивающая круглосуточный контроль за ключевыми и периферийными узлами инженерных систем центров обработки данных.
Доступ к Интернет. Все образовательные организации Новосибирской области и муниципальные методические службы Новосибирской области подключены к единой государственной информационной сети передачи данных. Ежегодно все учреждения образования централизованно обеспечиваются бесплатным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Мероприятия по обеспечению доступа к сети Интернет финансируются централизовано из государственной программы Новосибирской области «Цифровая трансформация Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2019 N 515-п в размере более 70 млн. рублей ежегодно.
В настоящее время пропускная способность в 987 общеобразовательных организациях составляет:
не менее 100 Мбит/с - в 270 общеобразовательных организациях (27,4%);
не менее 50 Мбит/с - в 17 сельских общеобразовательных организациях (1,7%);
не менее 10 Мбит/с - в 327 образовательных организациях (33,1%);
не менее 2 Мбит/с - в 373 образовательных организациях (37,8 %).