ЗАКОН
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 01 июля 2019 года N 396-ОЗ
О государственной аграрной политике в Новосибирской области
(с изменениями на 3 октября 2024 года)
_______________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом НСО от 14.07.2022 N 228-ОЗ (Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2022);
Законом НСО от 07.02.2024 N 419-ОЗ (Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.02.2024);
Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ (Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования; Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2024)
________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Новосибирской области
25 июня 2019 года
Подписан
Губернатором
Новосибирской области
01 июля 2019 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» устанавливает цели, направления и меры по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области, регулирует отношения по предоставлению государственной поддержки развития сельского хозяйства Новосибирской области (далее - государственная поддержка), устанавливает полномочия органов государственной власти Новосибирской области по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области.
Статья 2. Государственная аграрная политика в Новосибирской области
1. Государственная аграрная политика в Новосибирской области является составной частью государственной социально-экономической политики и представляет собой систему мер регулирования, направленную на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.(Часть в редакции, введенной Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2. Основными целями государственной аграрной политики в Новосибирской области являются:
1) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
3) создание благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства на сельских территориях;
4) повышение конкурентоспособности и объема экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Новосибирской области в целях обеспечения ее присутствия на внешних рынках, а также обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
5) повышение объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Новосибирской области с целью обеспечения продовольственной безопасности Новосибирской области;
6) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства в Новосибирской области;
7) создание условий для сохранения, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и водных биологических ресурсов;
8) обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия в Новосибирской области;
9) внедрение инновационных научных достижений и современных технологий в агропромышленном комплексе Новосибирской области.
3. Государственная аграрная политика в Новосибирской области основывается на следующих принципах:
1) доступность, адресность и целевой характер государственной поддержки;
2) равнодоступность государственной поддержки для всех субъектов, имеющих право на ее получение;
3) учет природно-климатических условий районов Новосибирской области при ведении сельскохозяйственного производства;
4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.
4. Основными направлениями государственной аграрной политики в Новосибирской области являются:
1) разработка и реализация комплекса мероприятий по росту объемов и ассортимента производимой на территории Новосибирской области сельскохозяйственной продукции и оптимизации затрат на ее производство;
2) стимулирование производства сельскохозяйственной продукции на территории Новосибирской области;
3) содействие научному обеспечению и техническому переоснащению сельскохозяйственного производства;
4) сохранение в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, обеспечивающих рост объемов производства сельскохозяйственной продукции;
5) реализация мероприятий по сохранению почвенного плодородия и повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными товаропроизводителями Новосибирской области;
6) обеспечение координации развития отрасли сельского хозяйства в муниципальных образованиях;
7) стимулирование ведения личного подсобного хозяйства;
8) содействие повышению финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей Новосибирской области;
9) совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сельского хозяйства, содействие закреплению квалифицированных кадров в сельском хозяйстве Новосибирской области.
10) содействие развитию сельского туризма.(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ)
Статья 3. Меры по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области
Мерами по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области являются:
1) утверждение и реализация государственных программ Новосибирской области;
2) предоставление государственной поддержки;
3) предоставление налоговых преференций в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4) обеспечение участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей, общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;
5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи.
Статья 4. Полномочия Законодательного Собрания Новосибирской области по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области
1. К полномочиям Законодательного Собрания Новосибирской области по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области относятся:
1) принятие законов Новосибирской области, осуществление контроля за их соблюдением и исполнением;
2) осуществление контроля за исполнением государственных программ Новосибирской области, направленных на реализацию государственной аграрной политики в Новосибирской области;
3) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
2. Согласование в Законодательном Собрании Новосибирской области проектов государственных программ Новосибирской области, предложений о внесении изменений в государственные программы Новосибирской области, направленных на реализацию государственной аграрной политики в Новосибирской области, осуществляется комитетом Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям и комитетом Законодательного Собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности в соответствии с Законом Новосибирской области от 18 декабря 2015 года N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области» и в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания Новосибирской области.
Статья 5. Полномочия Правительства Новосибирской области по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области
К полномочиям Правительства Новосибирской области по реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области относятся:
1) утверждение государственных программ Новосибирской области;
2) утверждение порядка предоставления и размеров социальных выплат, установленных пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона;
3) утверждение условий, порядка предоставления и направлений государственной поддержки, за исключением государственной поддержки, предусмотренной пунктом 4 статьи 8 настоящего Закона;
3.1) учреждение наградв сфере сельского хозяйства;(Пункт дополнительно введен Законом НСО от 14.07.2022 N 228-ОЗ)
4) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
Статья 6. Полномочия областного исполнительного органа Новосибирской области, уполномоченного в сфере реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области
(Статья в редакции, введенной Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
К полномочиям областного исполнительного органа Новосибирской области, уполномоченного в сфере реализации государственной аграрной политики в Новосибирской области (далее - уполномоченный орган), относятся:
1) разработка и реализация государственных программ Новосибирской области;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 07.02.2024 N 419-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2) заключение договоров (соглашений) по вопросам оказания государственной поддержки;
3) предоставление государственной поддержки;
4) организация и проведение мероприятий, направленных на стимулирование развития сельского хозяйства Новосибирской области;
5) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области.
Статья 7. Субъекты государственной поддержки
1. Субъектами государственной поддержки являются осуществляющие деятельность на территории Новосибирской области:
1) сельскохозяйственные товаропроизводители;
2) организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги в сфере сельскохозяйственного производства:
по племенному животноводству, птицеводству, в том числе региональные информационно-селекционные центры;
по инновационному, информационному обеспечению и консультационному обслуживанию, в том числе центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации;
по переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции;
3) некоммерческие организации, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями;
4) профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования и организации дополнительного профессионального образования, расположенные на территории Новосибирской области и осуществляющие профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства;
5) научные организации, которые в процессе научной, научно-технической деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;
6) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
7) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов.
2. Субъектами государственной поддержки являются также:
1) граждане Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, проживающие и работающие в сельской местности либо изъявившие желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее - молодые специалисты в сельской местности), при соблюдении условий, установленных в подпункте «а» пункта 3 статьи 9 настоящего Закона;(Пункт в редакции, введенной Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
2) граждане Российской Федерации, являвшиеся руководителями сельскохозяйственных организаций Новосибирской области, проработавшие в этой должности не менее 15 лет (далее - руководители сельскохозяйственных организаций), при соблюдении одного из условий, установленных в подпункте «б» пункта 3 статьи 9 настоящего Закона.
Статья 8. Формы государственной поддержки
Государственная поддержка осуществляется в следующих формах:
1) финансовая поддержка;
2) информационная и консультационная поддержка;
3) организация и проведение мероприятий, направленных на стимулирование развития сельского хозяйства Новосибирской области;
4) предоставление налоговых льгот.
Статья 9. Финансовая поддержка
Финансовая поддержка предоставляется в виде:
1) субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
2) грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям;
3) социальных выплат:
а) молодым специалистам в сельской местности - в форме единовременной выплаты при условии принятия их на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности Новосибирской области, в течение года со дня окончания обучения, не учитывая периода прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы, периода прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», периода прохождения военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», периода действия контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, периода отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;(Подпункт в редакции, введенной Законом НСО от 03.10.2024 N 485-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
б) руководителям сельскохозяйственных организаций - в форме ежемесячной выплаты при условии соблюдения одного из условий:
прекращение трудовой деятельности по указанной должности в связи с назначением страховой пенсии по старости;
назначение страховой пенсии по старости до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), - с момента возникновения такого права;