(далее - государственная программа)
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 19.03.2024 N 95-п, - см. предыдущую редакцию)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной
программы
Региональная политика Новосибирской области представляет собой комплекс отношений в области общественно-политического управления, включающий в себя взаимодействие различных общественных и публичных институтов.
К институтам региональной политики относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, население и институты гражданского общества.
Институты гражданского общества представляют собой реализованные через различные организационные формы направления деятельности граждан, направленные на решение социально значимых задач, в том числе национально-культурных, общественно-казачьих, религиозных, задач патриотической направленности.
Некоммерческий сектор является неотъемлемой частью экономики, вносит существенный вклад в развитие общества и решение социально-экономических проблем. Деятельность некоммерческих организаций, направленная на повышение уровня образования, культуры, здоровья населения, охрану окружающей среды, оказывает положительное влияние на темпы общественного и экономического роста страны.
Основным механизмом вовлечения граждан в решение общественно значимых вопросов является деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО).
СО НКО обеспечивают необходимый уровень горизонтального взаимодействия в обществе, основанный на долгосрочных связях, практиках совместной деятельности, который позволяет эффективно, оперативно и адресно решать социально значимые задачи.
Государство оказывает системные меры поддержки деятельности СО НКО, которые имеют широкую востребованность и содействуют развитию благотворительности. Помимо этого совершенствуется федеральное законодательство, развиваются программы поддержки СО НКО на федеральном уровне: Правительством Российской Федерации в 2023 году утверждены Правила осуществления информационной поддержки СО НКО в форме содействия в создании официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) обеспечении их функционирования путем использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
На региональном уровне действует Закон Новосибирской области от 07.11.2011 N 139-ОЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Новосибирской области». Закон установил полномочия органов государственной власти Новосибирской области в осуществлении государственной поддержки СО НКО, определил направления и формы государственной поддержки.
Формирование гражданского общества зависит не только от количества СО НКО и их активности при реализации интересов объединившихся граждан, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия исполнительных органов Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области с СО НКО при решении задач социально-экономического развития Новосибирской области.
Важным направлением деятельности по выстраиванию механизмов взаимодействия и развитию некоммерческого сектора стала активизация и стимулирование развития общественных инициатив путем оказания финансовой поддержки СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ на конкурсной основе, что осуществляется через ресурсные центры (СО НКО, целью деятельности которых является развитие среды, способствующей формированию инициативных групп граждан, созданию социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Новосибирской области и развитию их дальнейшей деятельности).
Государственная поддержка СО НКО повышает устойчивость деятельности некоммерческого сектора экономики и позволяет оказать реальную помощь населению, осуществить множество полезных программ и проектов.
Новосибирская область включает в состав своей территории 488 муниципальных образований четырех видов:
30 муниципальных районов;
5 городских округов;
26 городских поселений;
427 сельских поселений, что составляет 87,5% муниципальных образований Новосибирской области. При этом 254 сельских поселения (59,5% от их общего числа) насчитывают менее 1000 жителей (в каждом поселении).
Деятельность органов местного самоуправления оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие Новосибирской области. Поэтому по-прежнему актуальными остаются вопросы законодательного регулирования объемов полномочий органов местного самоуправления, укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований, а также создания условий для обеспечения органов местного самоуправления специалистами с высоким уровнем квалификации. Существует проблема нарастания пассивности и отчужденности населения от местной власти и обособленности местного самоуправления.
Финансовая составляющая является важным рычагом вовлечения населения в различные формы осуществления местного самоуправления, создает возможность проявлять гражданам местные инициативы. Недостаточное финансирование муниципальных образований тормозит процессы вовлечения населения в решение вопросов местного значения. Оказание финансовой поддержки со стороны органов государственной власти муниципалитетам является важным элементом развития участия населения в осуществлении местного самоуправления и развитии территорий Новосибирской области.
Для реализации данного направления в Новосибирской области оказывается государственная поддержка муниципальным образованиям Новосибирской области: поселениям по результатам конкурса проектов предоставляются гранты в форме субсидий на реализацию социально значимых проектов в сфере развития общественной инфраструктуры, муниципальным районам и городским округам - субсидии на реализацию муниципальных программ развития территориального общественного самоуправления.
Таким образом, поддержка органов местного самоуправления, активно развивающих инициативы граждан и их общественную деятельность по приведению в надлежащее состояние населенных пунктов, является стимулирующим фактором для социально-экономического развития муниципальных образований и эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий.
Вызовам современной реальности эффективно противостоять может только сплоченное российское общество, построенное на традиционных духовно-нравственных ценностях, объединяющее социально активных граждан со зрелым гражданским самосознанием, которые осознанно включены в жизнь и развитие своей страны.
Обострение внешнеполитических проблем, усиление межгосударственных противоречий, экономическая нестабильность, попытки разрушения традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, распространение деструктивных идеологий, насаждение чуждых нравственных и поведенческих моделей - все это требует оперативного и адекватного реагирования со стороны системы патриотического воспитания. Патриотическому воспитанию необходимо отвечать задачам дальнейшего укрепления российской государственности и консолидации общества, обеспечивать идейную и идеологическую основу наращиванию экономической и политической мощи России.
На территории Новосибирской области осуществляет свою деятельность государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр гражданского, патриотического воспитания и общественных проектов», создан координационный (межведомственный) совет по патриотическому воспитанию, в муниципальных районах и городских округах также созданы координационные советы патриотического воспитания, приняты и реализуются муниципальные программы в сфере патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания.
Регион активно участвует в проведении всероссийских мероприятий патриотической повестки, участвует в межрегиональных и всероссийских акциях, мероприятиях, семинарах, форумных кампаниях.
Активно реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан, что обеспечивает постоянный рост количества участников мероприятий патриотической направленности в разных возрастных и социальных группах.
На принципах межведомственного взаимодействия с участием представителей ветеранских и общественных организаций осуществляется проведение мероприятий, направленных на повышение уровня подготовки курсантов военно-патриотических клубов, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Осуществляется системная деятельность по популяризации подвигов Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, лиц, награжденных государственными наградами, а также вовлечение представителей геройского сообщества в работу по патриотическому воспитанию.
Традиционно приоритетной является задача оказания организационной, информационной и материально-технической помощи военно-патриотическим клубам и патриотическим объединениям Новосибирской области.