Действующий

О государственной программе Новосибирской области «Управление финансами в Новосибирской области» (с изменениями на 7 августа 2024 года)


I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Управление финансами в Новосибирской области»

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 25.03.2024 N 120-п
, - см. предыдущую редакцию)

1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы

На протяжении 2022 года экономическое развитие региона соответствовало общим тенденциям Российской Федерации: обострение геополитических событий, введение беспрецедентных санкций со стороны недружественных государств обозначили необходимость изменения выбранных ранее направлений развития.

В кратчайшие сроки были разработаны меры по обеспечению устойчивости экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оперативность их реализации, а также диверсифицированность экономики Новосибирской области позволили сгладить влияние превалирующего большинства негативных факторов и обеспечить устойчивость экономики региона.

На региональном уровне в 2023 году принятие решений было связано с тенденциями и направлениями, заложенными федеральными органами власти. Этим обусловлена повышенная доля задач по переоценке экономических условий и анализу решений, в том числе относящихся к преференциальным налоговым режимам, принятым в предыдущие годы.

Эффективное, ответственное и прозрачное управление финансами на государственном и муниципальном уровне является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития региона.

В современных условиях сфера реализации управления финансами в Новосибирской области определяется:

формированием и реализацией налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Новосибирской области;

формированием и содействием в обеспечении соблюдения бюджетного законодательства;

организацией бюджетного процесса в Новосибирской области, в том числе по планированию и исполнению областного бюджета Новосибирской области;

управлением государственным долгом Новосибирской области;

развитием системы межбюджетных отношений, в том числе по содействию устойчивому исполнению местных бюджетов;

содействием в повышении качества управления финансами и эффективности бюджетных расходов;

реализацией полномочий в сфере государственного финансового контроля и контроля (аудита) в сфере закупок;

развитием информационной открытости в сфере общественных финансов и внедрением инструментов взаимодействия с гражданами по вопросам их вовлечения в бюджетный процесс;

организацией деятельности по повышению финансовой грамотности населения Новосибирской области на регулярной основе.

В целях совершенствования налогового и бюджетного законодательства Новосибирской области была проведена работа по актуализации налогового законодательства региона в части приведения его в соответствие с федеральным законодательством.

В первой половине 2023 года была завершена работа по оценке налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).

Изменения в патентную систему налогообложения (далее - ПСН) были сосредоточены на приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным, а также расширяли перечень доступных видов деятельности, подготавливая ПСН к переходу налогоплательщиков в связи с предстоящей отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года. Таким образом, реализованные изменения не затрагивали размеры потенциально возможного годового дохода. Тем не менее за прошедшее десятилетие основные экономические показатели, непосредственно относящиеся к сфере деятельности малого предпринимательства, выросли.

Разработанное законодательство региона позволит устранить накопившиеся диспропорции и обеспечить равные условия налогообложения предпринимателей, работающих на УСН, и предпринимателей на ПСН.

Реализация этих решений позволит повысить эффективность предоставления налоговых расходов, обеспечить сбалансированность потребностей и возможностей бюджета.

В 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели устойчивого роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние продолжает оказывать реализация комплекса мер, направленных на поддержку экономики и социальной сферы, а также на технологическое развитие.

Политика в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Новосибирской области (далее - муниципальные образования) выстраивалась с использованием основных инструментов мер межбюджетного регулирования:

выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов посредством предоставления соответствующей дотации;

обеспечение достаточности финансовых ресурсов в местных бюджетах на приоритетные расходы за счет предоставления субсидии на сбалансированность;

передача единых нормативов от отдельных налоговых и неналоговых доходов и ежегодное установление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц для муниципальных районов и городских округов;

сохранение практики наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, способствующей укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения;

обеспечение правового регулирования по вопросам распределения, основанное на прозрачных методиках и расчетах, предоставления и использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета Новосибирской области в местные бюджеты.

На 2023 год были определены следующие основные задачи долговой политики:

сохранение уровня долговой нагрузки на безопасном уровне, обеспечивающем сбалансированность областного бюджета с учетом соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), принятых Новосибирской областью при получении и (или) реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета (далее - Соглашения);