(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 25.03.2024 N 120-п, - см. предыдущую редакцию)
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
На протяжении 2022 года экономическое развитие региона соответствовало общим тенденциям Российской Федерации: обострение геополитических событий, введение беспрецедентных санкций со стороны недружественных государств обозначили необходимость изменения выбранных ранее направлений развития.
В кратчайшие сроки были разработаны меры по обеспечению устойчивости экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оперативность их реализации, а также диверсифицированность экономики Новосибирской области позволили сгладить влияние превалирующего большинства негативных факторов и обеспечить устойчивость экономики региона.
На региональном уровне в 2023 году принятие решений было связано с тенденциями и направлениями, заложенными федеральными органами власти. Этим обусловлена повышенная доля задач по переоценке экономических условий и анализу решений, в том числе относящихся к преференциальным налоговым режимам, принятым в предыдущие годы.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление финансами на государственном и муниципальном уровне является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития региона.
В современных условиях сфера реализации управления финансами в Новосибирской области определяется:
формированием и реализацией налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Новосибирской области;
формированием и содействием в обеспечении соблюдения бюджетного законодательства;
организацией бюджетного процесса в Новосибирской области, в том числе по планированию и исполнению областного бюджета Новосибирской области;
управлением государственным долгом Новосибирской области;
развитием системы межбюджетных отношений, в том числе по содействию устойчивому исполнению местных бюджетов;
содействием в повышении качества управления финансами и эффективности бюджетных расходов;
реализацией полномочий в сфере государственного финансового контроля и контроля (аудита) в сфере закупок;
развитием информационной открытости в сфере общественных финансов и внедрением инструментов взаимодействия с гражданами по вопросам их вовлечения в бюджетный процесс;
организацией деятельности по повышению финансовой грамотности населения Новосибирской области на регулярной основе.
В целях совершенствования налогового и бюджетного законодательства Новосибирской области была проведена работа по актуализации налогового законодательства региона в части приведения его в соответствие с федеральным законодательством.
В первой половине 2023 года была завершена работа по оценке налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Изменения в патентную систему налогообложения (далее - ПСН) были сосредоточены на приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным, а также расширяли перечень доступных видов деятельности, подготавливая ПСН к переходу налогоплательщиков в связи с предстоящей отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года. Таким образом, реализованные изменения не затрагивали размеры потенциально возможного годового дохода. Тем не менее за прошедшее десятилетие основные экономические показатели, непосредственно относящиеся к сфере деятельности малого предпринимательства, выросли.
Разработанное законодательство региона позволит устранить накопившиеся диспропорции и обеспечить равные условия налогообложения предпринимателей, работающих на УСН, и предпринимателей на ПСН.
Реализация этих решений позволит повысить эффективность предоставления налоговых расходов, обеспечить сбалансированность потребностей и возможностей бюджета.
В 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели устойчивого роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние продолжает оказывать реализация комплекса мер, направленных на поддержку экономики и социальной сферы, а также на технологическое развитие.
Политика в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Новосибирской области (далее - муниципальные образования) выстраивалась с использованием основных инструментов мер межбюджетного регулирования:
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов посредством предоставления соответствующей дотации;
обеспечение достаточности финансовых ресурсов в местных бюджетах на приоритетные расходы за счет предоставления субсидии на сбалансированность;
передача единых нормативов от отдельных налоговых и неналоговых доходов и ежегодное установление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц для муниципальных районов и городских округов;
сохранение практики наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, способствующей укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения;
обеспечение правового регулирования по вопросам распределения, основанное на прозрачных методиках и расчетах, предоставления и использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета Новосибирской области в местные бюджеты.
На 2023 год были определены следующие основные задачи долговой политики:
сохранение уровня долговой нагрузки на безопасном уровне, обеспечивающем сбалансированность областного бюджета с учетом соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), принятых Новосибирской областью при получении и (или) реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета (далее - Соглашения);