Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 26.12.2018 N 567-п «О государственной программе Новосибирской области «Управление финансами в Новосибирской области» следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Управление финансами в Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Управление финансами в Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы
На протяжении 2022 года экономическое развитие региона соответствовало общим тенденциям Российской Федерации: обострение геополитических событий, введение беспрецедентных санкций со стороны недружественных государств обозначили необходимость изменения выбранных ранее направлений развития.
В кратчайшие сроки были разработаны меры по обеспечению устойчивости экономики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оперативность их реализации, а также диверсифицированность экономики Новосибирской области позволили сгладить влияние превалирующего большинства негативных факторов и обеспечить устойчивость экономики региона.
На региональном уровне в 2023 году принятие решений было связано с тенденциями и направлениями, заложенными федеральными органами власти. Этим обусловлена повышенная доля задач по переоценке экономических условий и анализу решений, в том числе относящихся к преференциальным налоговым режимам, принятым в предыдущие годы.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление финансами на государственном и муниципальном уровне является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития региона.
В современных условиях сфера реализации управления финансами в Новосибирской области определяется:
формированием и реализацией налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Новосибирской области;
формированием и содействием в обеспечении соблюдения бюджетного законодательства;
организацией бюджетного процесса в Новосибирской области, в том числе по планированию и исполнению областного бюджета Новосибирской области;
управлением государственным долгом Новосибирской области;
развитием системы межбюджетных отношений, в том числе по содействию устойчивому исполнению местных бюджетов;
содействием в повышении качества управления финансами и эффективности бюджетных расходов;
реализацией полномочий в сфере государственного финансового контроля и контроля (аудита) в сфере закупок;
развитием информационной открытости в сфере общественных финансов и внедрением инструментов взаимодействия с гражданами по вопросам их вовлечения в бюджетный процесс;
организацией деятельности по повышению финансовой грамотности населения Новосибирской области на регулярной основе.
В целях совершенствования налогового и бюджетного законодательства Новосибирской области была проведена работа по актуализации налогового законодательства региона в части приведения его в соответствие с федеральным законодательством.
В первой половине 2023 года была завершена работа по оценке налоговой нагрузки налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Изменения в патентную систему налогообложения (далее - ПСН) были сосредоточены на приведении регионального законодательства в соответствие с федеральным, а также расширяли перечень доступных видов деятельности, подготавливая ПСН к переходу налогоплательщиков в связи с предстоящей отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года. Таким образом, реализованные изменения не затрагивали размеры потенциально возможного годового дохода. Тем не менее за прошедшее десятилетие основные экономические показатели, непосредственно относящиеся к сфере деятельности малого предпринимательства, выросли.
Разработанное законодательство региона позволит устранить накопившиеся диспропорции и обеспечить равные условия налогообложения предпринимателей, работающих на УСН, и предпринимателей на ПСН.
Реализация этих решений позволит повысить эффективность предоставления налоговых расходов, обеспечить сбалансированность потребностей и возможностей бюджета.
В 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели устойчивого роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние продолжает оказывать реализация комплекса мер, направленных на поддержку экономики и социальной сферы, а также на технологическое развитие.
Политика в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Новосибирской области (далее - муниципальные образования) выстраивалась с использованием основных инструментов мер межбюджетного регулирования:
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов посредством предоставления соответствующей дотации;
обеспечение достаточности финансовых ресурсов в местных бюджетах на приоритетные расходы за счет предоставления субсидии на сбалансированность;
передача единых нормативов от отдельных налоговых и неналоговых доходов и ежегодное установление дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц для муниципальных районов и городских округов;
сохранение практики наделения органов местного самоуправления муниципальных районов отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, способствующей укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения;
обеспечение правового регулирования по вопросам распределения, основанное на прозрачных методиках и расчетах, предоставления и использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета Новосибирской области в местные бюджеты.
На 2023 год были определены следующие основные задачи долговой политики:
сохранение уровня долговой нагрузки на безопасном уровне, обеспечивающем сбалансированность областного бюджета с учетом соблюдения условий соглашений с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), принятых Новосибирской областью при получении и (или) реструктуризации бюджетных кредитов из федерального бюджета (далее - Соглашения);
минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
поддержание высокого кредитного качества Новосибирской области, формирование благоприятной кредитной истории.
Важность сохранения задачи по обеспечению уровня долговой нагрузки на безопасном уровне, обеспечивающем сбалансированность областного бюджета с учетом соблюдения условий Соглашений, обусловлена необходимостью обеспечения значительного объема финансовых ресурсов для финансирования растущих расходов бюджета. Собственных доходов для обеспечения сбалансированности областного бюджета недостаточно, следовательно, в качестве таких ресурсов выступают заемные средства. Уровень долговой нагрузки по итогам 2023 года составил 30%, что не превысило установленного ограничения в 31% (с учетом допустимых превышений).
Текущая обеспеченность областного бюджета собственными доходами позволяет поддерживать приемлемый уровень долговой нагрузки, объем выделяемых в 2023 году новых бюджетных кредитов существенным образом не влияет на показатели долговой устойчивости Новосибирской области. Новые бюджетные кредиты выдаются регионам с возможностью превышения установленных ограничений по уровню долга и дефицита и предназначены для развития инфраструктуры, позволяя получить дополнительные экономические эффекты от реализации проектов, увеличить налоговый потенциал региональных бюджетов.
Для решения задачи по минимизации расходов на обслуживание долга в течение года, как и в предыдущие годы, ресурсами для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, являются переходящие остатки прошлого года, свободные остатки средств учреждений, свободные остатки участников казначейского сопровождения и краткосрочные казначейские кредиты.
По итогам 2023 года долговая устойчивость Новосибирской области оценивается как высокая.
В конце 2023 года национальное рейтинговое агентство АКРА подтвердило Новосибирской области кредитный рейтинг на уровне «АА(RU)». Кредитный рейтинг четырех выпусков облигаций региона, находящихся в обращении, также подтвержден на уровне «АА(RU)». Прогноз рейтингового агентства о сохранении уровня кредитного рейтинга Новосибирской области характеризуется как «Стабильный», при условии продолжения консервативной долговой политики и исполнения бюджета в текущем году в параметрах утвержденных значений.
В период реализации государственной программы усилия органов исполнительной власти Новосибирской области будут направлены на обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Новосибирской области при минимально возможных расходах на обслуживание государственного долга Новосибирской области.
Реализация государственной программы позволит обеспечить сбалансированность областного бюджета Новосибирской области, содействовать сбалансированности местных бюджетов, повысить качество управления региональными и муниципальными финансами Новосибирской области, повысить уровень открытости бюджетных данных в Новосибирской области, а также усилить степень вовлеченности граждан в бюджетный процесс и повысить финансовую грамотность населения в Новосибирской области.
С 2018 года в Новосибирской области ведется системная работа в сфере финансового просвещения населения Новосибирской области. Сформирована необходимая базовая централизованная организационная инфраструктура, в частности, созданы региональный центр финансовой грамотности - АНО «Дом финансового просвещения» и региональный межведомственный координационный орган в сфере повышения финансовой грамотности - Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Новосибирской области.
Помимо обозначенных базовых инфраструктурных направлений развития в сфере финансового просвещения на территории региона осуществляется регулярная просветительская деятельность, непосредственно направленная на повышение финансовой грамотности населения, реализуемая путем проведения для широких слоев населения обучающих и просветительских мероприятий различного формата (лекции, семинары, мастер-классы, конференции, конкурсы, олимпиады и т.п.) и мероприятий, направленных на широкое информирование населения по вопросам финансовой грамотности (через СМИ, Интернет-каналы, социальные сети, распространение печатной продукции и т.п.).
Однако несмотря на комплекс реализуемых на территории Новосибирской области мер в сфере финансового просвещения, уровень финансовой грамотности жителей региона все еще остается недостаточным, поэтому существует необходимость продолжения системной работы по повышению финансовой грамотности населения Новосибирской области, создания дополнительных условий для финансового просвещения различных целевых групп населения региона, повышения качества финансового образования.
Новосибирская область является одним из регионов Российской Федерации, на территории которого реализуется практика инициативного бюджетирования.
Созданы необходимые нормативная правовая и методическая базы для реализации инструментов инициативного бюджетирования.
С использованием механизмов инициативного бюджетирования осуществляется реализация гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств, а также последующем контроле за реализацией инициативных проектов.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из следующих документов:
Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Новосибирскойобласти от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»;
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 N 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».
К приоритетам государственной политики в сфере управления финансами в Новосибирской области относятся:
содействие сбалансированности исполнения областного бюджета Новосибирской области и местных бюджетов;
повышение качества управления финансами в Новосибирской области и муниципальных образованиях;
вовлечение граждан в бюджетный процесс;
повышение информированности населения по вопросам финансовой грамотности.
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие цели государственной программы:
обеспечение сбалансированности областного бюджета Новосибирской области, содействие сбалансированности местных бюджетов и повышению качества управления региональными и муниципальными финансами Новосибирской области;
вовлечение граждан в бюджетный процесс и повышение финансовой грамотности населения Новосибирской области.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ
Российской Федерации
Взаимосвязи государственной программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации не имеется.
4. Задачи (направления) государственной программы, способы их эффективного решения
В рамках реализации государственной программы определены следующие задачи (направления):
формирование условий для своевременного выполнения государственных и муниципальных обязательств и проведения устойчивой государственной долговой политики в Новосибирской области;
формирование условий для качественного управления региональными и муниципальными финансами в Новосибирской области;
формирование условий для повышения финансовой грамотности населения Новосибирской области;
формирование условий для развития инициативного бюджетирования в Новосибирской области.
Решение задач (направлений) будет осуществляться за счет проведения мероприятий, направленных на:
эффективное управление государственным долгом Новосибирской области;
обеспечение планирования и исполнения областного бюджета Новосибирской области;
оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям по обеспечению сбалансированности местных бюджетов;
реализацию функций, возложенных на министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и подведомственных учреждений;
повышение открытости бюджетных данных;
формирование условий для повышения финансовой грамотности населения Новосибирской области;
реализацию механизмов вовлечения граждан в управление бюджетами и повышения эффективности бюджетных расходов за счет участия жителей в процессах принятия решений на местном уровне.».
2. Раздел II «Обоснование необходимости реализации государственной программы», раздел IV «Система основных мероприятий государственной программы» признать утратившими силу.
3. Приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
4. Приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
5. Приложение N 5 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области» изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
6. Признать утратившими силу с 01.06.2024:
приложение N 1 «Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы Новосибирской области»;
приложение N 2 «Основные мероприятия государственной программы Новосибирской области»;
приложение N 5 «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы государственной программы Новосибирской области».
Губернатор области
А.А. Травников