ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2018 года N 4119
г. Новосибирск
О прогнозе социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2019 - 2021 годов
В целях формирования бюджета города Новосибирска на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановлением мэрии города Новосибирска от 21.12.2015 N 7197 «О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период и признании утратившим силу постановления мэрии города Новосибирска от 30.06.2014 N 5572 «О разработке прогноза социально-экономического развития города Новосибирска», руководствуясь Уставом города Новосибирска,
постановляю:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2019 - 2021 годов (далее - прогноз) (приложение).
2. Департаменту экономики и стратегического планирования мэрии города Новосибирска разместить постановление и прогноз на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечить государственную регистрацию прогноза в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.
3. Департаменту информационной политики мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя мэра города Новосибирска Буреева Б. В.
Мэр города Новосибирска
А. Е. Локоть
ПРОГНОЗ
социально-экономического развития города Новосибирска
на среднесрочный период 2019- 2021 годов
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономическогоразвития
города Новосибирскаи причин прогнозируемых изменений
Численность постоянного населения города Новосибирска на 1 января 2018 года составила 1612,8 тыс. человек.За 2017 год число новосибирцев увеличилось на 9,9 тыс. человек (0,6 %). При этом естественный прирост обеспечил увеличение численности на 1,5 тыс. человек, миграционный - на 8,4 тыс. человек. В 2018 году темпы прироста населения значительно замедлились. За восемь месяцев 2018 года число родившихся превысило число умерших (естественный прирост населения) на 281 человекапротив значения 1132 человека в аналогичном периоде 2017 года.Впервые за последние годы зафиксирована миграционная убыль населения. Число выбывших из города Новосибирска за восемь месяцев 2018 года превысило число прибывших на 2461 человека.
Среднегодовая численность занятых в экономике города Новосибирска в 2017 году составила 806,9 тыс. человек, что практически соответствует уровню 2016 года. Рост численности постоянного населения города Новосибирска и сохранение численности занятых в экономике привело к снижению уровня занятости населения с 50,6 % в 2016 году до 50,2 % в 2017 году.
Среднесписочная численность работников предприятий и организаций города Новосибирска в 2017 году составила 655,3 тыс. человек, что составляет 81,2 % численности занятых в экономике.
По данным государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения города Новосибирска» численность официально зарегистрированных безработных к концу 2017 года составила 4,1 тыс. человек, что на 0,9 тыс. человек (на 19 %) меньше, чем в 2016 году.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций города Новосибирска в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом на 6,1 %, реальная заработная плата (с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Новосибирской области) увеличилась на 3,1 %.
В 2018 году ситуация на рынке труда остается стабильной, сохраняется рост заработной платы работников организаций города Новосибирска.
В2017 - 2018 годахв экономике города Новосибирскаотмечен умеренный восстановительный рост.
В сфере промышленного производствав 2017 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций города Новосибирска по фактическим видам экономической деятельности (без учета субъектов малого предпринимательства) увеличился на 5,0 % к уровню 2016 года в действующих ценах и составил 288,9 млрд. рублей.
На предприятиях города Новосибирска продолжена работа по модернизации производств, внедрению новых мощностей и современных технологий, освоению выпуска новых видов продукции.
Обществом с ограниченной ответственностью «ФайберТрейд» начатопервое в России производство волоконно-оптических трансиверов. Набазе акционерного общества «Инновационный медико-технологический центр» обществом с ограниченной ответственностью «Альфа-Медика Сибирь»запущен вэксплуатацию завод попроизводству имплантов для надкостного остеосинтеза.
Проведено техническое перевооружение и модернизация производств на следующих предприятиях: акционерное общество «Новосибирский механический завод «Искра», общество с ограниченной ответственностью«Предприятие «ЭЛТЕКС», общество с ограниченной ответственностью «Сибэлектропривод», публичное акционерное общество «Сиблитмаш» и др. Открыты новые цеха и участки: публичное акционерное общество «Новосибирский завод химконцентратов», акционерное общество «Электроагрегат», федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирской научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина» и др.
За восемь месяцев 2018 года в городе Новосибирскеобъем отгруженных товаров промышленного производства составил 165,1 млрд. рублей (105,9 % к соответствующему периоду 2017 года).
В 2017 году в экономику города Новосибирска привлечено более 66 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (95,9 % к уровню 2016 года в сопоставимых ценах).Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций города Новосибирска (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами)являются привлеченные средства (52 % в общем объеме инвестиций в основной капитал).Доля собственных средств предприятий и организаций города Новосибирска составляет 48%. В структуре привлеченных средств на долю бюджетныхинвестиций из бюджетов всех уровней приходится 39 % от общего объема привлеченных средств, средств, привлеченных для долевого строительства, - 18 %, кредитов банков - 14 %, прочих инвестиций (инвестиции из-за рубежа, средства государственных внебюджетных фондов, заемные средства других организаций) - 29 %.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) наибольший объем в 2017 году приходился на машины, оборудование, транспортные средства - 48,7 %.На здания (кроме жилых) и сооружения приходилось34,8 %, на жилые здания и помещения - 12,6 %.3,9 % от общего объема инвестиций направлено в объекты интеллектуальной собственности.
По итогам первого полугодия 2018 года объем инвестиций в основной капитал составил 24,6 млрд. рублей (109,7 % к уровню 2017 года в сопоставимых ценах).
Ситуация в строительной отрасли остается сложной.Объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности «Строительство», за 2017 год составил 10,6 млрд. рублей(81,5 % к уровню 2016 года в сопоставимых ценах).
Снижение объемов инвестиций в основной капитал в период 2016 - 2017 годов привело к снижению объемов жилищного строительства: за счет всех источников финансирования в 2017 году введенов эксплуатацию 1037,5 тыс. кв. м общей площади жилых домов (67,9 % к уровню 2016 года). В 2017 году введено в эксплуатацию 12 жилых домов из числа«проблемных» общей площадью 69 тыс. кв. м. На начало 2018 года в перечне «проблемных» многоквартирных жилых домов, расположенных на территории города Новосибирска, находится 32 объекта, для завершения строительства которых необходимо 4570 млн. рублей.
Несмотря на сокращение темпов строительства, в 2017 году обеспеченность населения жильем увеличилась на 2 % по сравнению с 2016 годом и составила 25,1 кв. м на человека.
Кроме того, в 2017 году введены в эксплуатацию:
381 объект общественного и производственного назначения общей площадью 605,3 тыс. кв. м;
4,0 км водопроводных и канализационных сетей,0,3 км тепловых сетей,0,2 км газовых сетей.
Завершено строительство и введены в эксплуатацию школа в микрорайоне «Березовый» в Первомайском районе на 546 мест, школа в Октябрьском районе на 750 мест, школа N 82 в Дзержинском районе после капитального ремонта.
Завершены работы по строительству автомобильной дороги общего пользования по улицам Порт-Артурской и Спортивной в Ленинском районе.
Выполнен ремонт дорог на площади более 703,9 тыс. кв. м, в том числе более 168,8 тыс. кв. м дорог частного сектора.
В 522 многоквартирных домах проведены работы по ремонту крыш, фасадов, подвальных помещений, внутридомовых инженерных систем холодного, горячего водоснабжения, тепло-, электроснабжения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Наметившийся с начала 2018 года рост инвестиционной активности будет способствовать увеличению темпов строительства и объемов ввода объектов в эксплуатацию в ближайшиегоды.
В 2017 году в городе Новосибирске возросла потребительская активность населения. Оборот розничной торговли организаций (без субъектов малого предпринимательства) составил 196,1 млрд. рублей и увеличился в действующих ценах по сравнению с 2016 годом на 10,5 %, оборот общественного питания - 5,1 млрд. рублей (123,7 %). Темп роста объема платных услуг, оказанных населению, в действующих ценах составил 104,4 %. В 2018 году рост потребительской активности сохраняется, темпы роста сопоставимы с уровнем 2017 года.
В 2017 году значительно замедлились темпы инфляции. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в декабре 2017 года составил 101,5 % к декабрю 2016 года (в декабре 2016 года к декабрю 2015 года - 104,4 %). В 2018 году данная тенденция сохраняется (в августе 2018 года - 101,9 % к декабрю 2017 года).
За период 2016 - 2017 годов Международное рейтинговое агентство FitchRatingsчетыре раза подтверждало городу Новосибирску кредитные рейтинги по международной шкале в иностранной и национальной валютах на инвестиционном уровне «BB» с прогнозом «стабильный», что отражает ожидаемую стабильную кредитоспособность бюджета города Новосибирска и дополнительные гарантии стабильности для инвесторов. Кроме того, в 2017 году рейтинговым агентством «Эксперт РА» городу Новосибирску впервые присвоен долгосрочный рейтинг кредитоспособности на уровне «ruA-», прогноз «стабильный».
Основные параметры ожидаемого исполнения бюджета города Новосибирска за 2018 год: доходы - 41,7 млрд. рублей, расходы - 43,1 млрд. рублей, дефицит - 1,4 млрд. рублей.
2. Оценка факторов и ограничений экономического роста
города Новосибирска на период 2019 - 2021 годов
Развитие города Новосибирска в среднесрочном периоде определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые носят характер возможностей и ограничений социально-экономического развития.
Внешние факторы, такие как санкции со стороны Европейского Союза, США и ряда других стран, усиление конкуренции синостранными поставщиками на внутреннем рынке в результате вступления России во Всемирную торговую организацию, а также высокие процентные ставки по кредитам способны оказать существенное негативное воздействие на развитие экономики города Новосибирска.
К внешним для города Новосибирска относятся и внутрироссийские факторы, которые могут отрицательно повлиять на тенденции социально-экономического развития города Новосибирска в прогнозном периоде, в их числепринятые в 2018 году решения в области бюджетно-налоговой политики (повышение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 года с 18 % до 20 % приведет к временному ускорению инфляции); недостаточно быстрое восстановление инвестиционной и потребительской активности;возрастание демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте.
К внутренним факторам, сдерживающим социально-экономическое развитие города Новосибирска в среднесрочном периоде, относятся:
невысокие темпы роста доходов населения. Сохраняется отставание размера заработной платы и среднедушевого денежного дохода в регионе от среднероссийского уровня.Уровень бедности, рассчитываемый по Новосибирской области, превышает среднероссийский. Город Новосибирск как административный центр Новосибирской области обеспечивает максимальные значения показателей уровня жизни среди муниципальных образований региона, однако и он находится под воздействием региональной специфики, которая обусловлена в том числе природно-климатическими особенностями, удаленностью от столичных и ресурсодобывающих территорий, высокой стоимостью жизни (за счет повышенных зональных норм потребления, более высоких потребительских цен, характерных для крупных мегаполисов), а также значительной дифференциацией населения по уровню доходов;
технологическое отставание ведущих отраслей экономики города Новосибирска инизкий уровень применения научных разработок для производственных и хозяйственных нужд;
высокая степень износа инженерной и коммунальной инфраструктур города Новосибирска;
необеспеченность расходных полномочий собственной доходной базой, достаточной для решения задач социально-экономического развития территории, зависимость бюджета города Новосибирска от межбюджетных отношений и предоставляемых субсидий по важнейшим для развития города направлениям расходов.
Для эффективного решения приоритетных задач, стоящих перед городом Новосибирском в прогнозном периоде, необходимо устойчивое ресурсное обеспечение реализации соответствующих муниципальных полномочий. При этом традиционно высокая доля защищенных статей расходной части бюджета города Новосибирска и необходимость неукоснительного исполнения всех социальных обязательств перед населением существенно ограничивает возможности развития, в том числе в муниципальном секторе экономики города Новосибирска.
3. Направления социально-экономического развития города Новосибирска
и показатели среднесрочного прогноза с учетом проведения мероприятий, предусмотренных муниципальными программами города Новосибирска
3.1. Демографическое развитие.
В период 2019 - 2021 годов сохранятся благоприятные тенденции демографического развития города Новосибирска. Рост численности населения города Новосибирска будет обеспеченглавным образом за счет миграционного прироста населения.
Положительное влияние на демографические процессы будут оказывать меры государственной поддержки материнства и детства, меры, направленные на увеличение продолжительности жизни и снижение смертности, в том числе за счет формирования у жителей города Новосибирска мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом. Демографический прогноз также учитывает действие мер, направленных на обеспечение доступности отдыха детей, поддержку социально незащищенных слоев населения в рамках муниципальных программ города Новосибирска.
Город Новосибирск остается привлекательной территорией для проживания, работы, обучения. В связи с этиможидается увеличение миграционного прироста за счет привлечения квалифицированных кадров, а также молодежи для получения профессионального образования и последующего закрепления специалистов и рабочих кадров в различных сферах деятельности. Миграционной прирост по-прежнему останется основной составляющей роста численности населения города Новосибирска.Параметры численности населения города Новосибирска представлены в таблице 1.
Таблица 1
Параметры численности населения города Новосибирска
N п/п | Показатель | Единица | 2017 год | 2018 год (оценка) | 2019 год (прогноз) | 2020 год (прогноз) | 2021 год (прогноз) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 | Численность постоянного населения | |||||||||
на начало года | тыс. человек | 1602,9 | 1612,8 | 1619,6 | 1626,5 | 1633,6 | ||||
среднегодовая | тыс. человек | 1607,9 | 1616,2 | 1623,1 | 1630,1 | 1637,2 | ||||
2 | Естественный прирост населения за год | тыс. человек | 1,5 | 0,3 | 0,06 | -0,5 | -0,7 | |||
3 | Миграционный прирост населения за год | тыс. человек | 8,4 | 6,5 | 6,8 | 7,6 | 7,8 |
3.2. Занятость и заработная плата.
Прогноз показателей рынка труда и заработной платы в городе Новосибирске на среднесрочный период 2019 - 2021 годов разработан на основе результатов анализа ситуации, сложившейся в 2018 году, с учетом итогов сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, а также типизации хозяйствующих субъектов, включенных в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенной Федеральной налоговой службой Российской Федерации в 2016 году.
В прогнозном периоде формирование численности населения, занятого в экономике, учитывает влияние процессов снижения численности населения города Новосибирска в трудоспособном возрасте (в 2017 году число вышедших за его пределы трудоспособного возраста в 1,7 раза превысило вступивших в трудоспособный возраст), снижения численности работающих пенсионеров.
Положительное влияние на ситуацию на рынке труда в 2019 - 2021 годах окажет расширение границ трудоспособного возрастав связи с поэтапным повышением пенсионного возраста, а также восстановление темпов миграционного прироста населения, в том числе иностранных квалифицированных специалистов.
При сохранении данных тенденций на рынке труда города Новосибирска в 2018 году по оценке среднегодовая численность занятых в экономике увеличится на 0,2 % к уровню 2017 года, в прогнозном периоде ожидается увеличение на 0,1 % ежегодно.
Прирост среднесписочной численности работников предприятий и организаций города Новосибирска будет обеспечен, главным образом, за счет бюджетной сферы - образования и здравоохранения, что обусловлено ростом численности населения города Новосибирска и востребованностью данных видов услуг. В среднесрочной перспективе в городе Новосибирске планируется ввод новых объектов образования и здравоохранения.
Реализация мероприятий по достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, поддержка молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте, выработка новых механизмов содействия трудоустройству молодежи и лиц предпенсионного возраста будут способствовать снижению численности официально зарегистрированных безработных к концу прогнозного периода до 3,3 тыс. человек.
В прогнозном периоде рост заработной платы будет обеспечен в том числе за счет реализации мер по выявлению и устранению скрытых форм оплаты труда, создания и модернизации высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Учитывая, что в 2018 году динамика заработной платы в бюджетном секторе демонстрирует ускоренный рост (в связи с достижением целевых показателей по оплате труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации и категорий работников учреждений бюджетной сферы, которые не перечислены в указах Президента Российской Федерации), а также доведением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, в 2019 году в бюджетном секторе ожидается замедление роста заработной платы с дальнейшим ускорением в 2020 - 2021 годах. Параметры занятости населения и заработной платы представлены в таблице 2.