НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 24 июля 2018 года N 794
г. Новосибирск
Об утверждении Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на территории Новосибирской области
на 2018-2019 годы
(с изменениями на 17 сентября 2019 года)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда и соцразвития НСО от 20.08.2018 N 924;
приказом Минтруда и соцразвития НСО от 17.09..2019 N 1008
____________________________________
В соответствии с ч. 2 статьи 29 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в целях привлечения внебюджетных источников финансирования - средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на создание на территории Новосибирской области условий для эффективных изменений в системе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из замещающих семей
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на территории Новосибирской области на 2018-2019 годы (далее - Комплекс мер).
2. Ответственным за реализацию Комплекса мер определить управление демографической и семейной политики, опеки и попечительства (Квятковская О.А.).
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Временно исполняющий
обязанности министра
Я.А. Фролов
Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на территории Новосибирской области на 2018-2019 годы
1. Основные положения
Комплекс мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на территории Новосибирской области на 2018-2019 годы (далее - Комплекс мер) разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ч. 2 статьи 29);
- постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2020 годы» (абз. 3 подраздела «Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации государственной программы» раздела IV «Система мероприятий государственной программы»);
- приказом министерства социального развития Новосибирской области от 10.09.2015 N 840 «О Порядке организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области».
Цель Комплекса мер - формирование навыков самостоятельного проживания воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из замещающих семей, создание условий для их успешной социальной адаптации.
Задачи Комплекса мер:
Задача 1. Формирование организационных основ для развития системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на территории Новосибирской области.
Задача 2. Развитие на территории Новосибирской области системы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни.
Задача 3. Развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Новосибирской области.
Задача 4. Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих работу по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задача 5. Распространение региональных практик, эффективных технологий и методик работы по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из замещающих семей к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевые группы, на которые направлен Комплекс мер:
- воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за один-два года до выхода из организаций;
- выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с признаками дезадаптации, в первые два года самостоятельной жизни;
- дети подросткового возраста в первый год жизни в замещающих семьях;
- несовершеннолетние матери из числа воспитанниц и выпускниц организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Координатор Комплекса мер: министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее - министерство).
Грантополучатель средств гранта (внебюджетных источников финансирования - средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставляемых по итогам конкурсного отбора) определяется в соглашении о выделении денежных средств в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Исполнители мероприятий Комплекса мер - исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, организации социального обслуживания, образовательные организации, общественные организации.
Срок реализации Комплекса мер: 2018 - 2019 годы.
2. Ресурсное обеспечение Комплекса мер
Комплекс мер финансируется за счет средств гранта, предоставляемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средств областного бюджета Новосибирской области (лимиты, выделенные министерству и исполнителям мероприятий Комплекса мер), а также за счет собственных средств организаций, являющихся исполнителями мероприятий Комплекса мер.
Сводные финансовые затраты для реализации Комплекса мер составляют:
Источник финансирования | Период реализации | Всего | ||||
2018 год | 2019 год | |||||
Собственные средства Заявителя | 17 150 000 | 17 600 000 | 34 750 000 | |||
Привлеченные средства | 0 | 0 | ||||
Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 5 449 240 | 7 675 170 | 13 124 410 | |||
Итого: | 22 599 240 | 25 275 170 | 47 874 410 |
Средства областного бюджета Новосибирской области, выделенные министерству, предусмотрены в государственной программе Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2020 годы», которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на улучшение социального положения семей с детьми, детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.
Расходование средств гранта, предоставляемого Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет осуществляться в соответствии с перечнем мероприятий Комплекса мер и объемами денежных средств, определенных Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Оценка эффективности и социально-экономических
последствий реализации Комплекса мер
Оценка эффективности реализации Комплекса мер осуществляется в целях контроля реализации Комплекса мер и своевременного принятия мер по повышению эффективности реализации мероприятий Комплекса мер и расходования средств на их реализацию.
Оценка эффективности реализации Комплекса мер производится министерством во взаимодействии с Грантополучателем и исполнителями мероприятий Комплекса мер.
На основании интегральной оценки эффективности реализации Комплекса мер определяется качественное значение оценки: эффективная, недостаточно эффективная, неэффективная.
Ожидаемые конечные результаты реализации Комплекса мер:
- создание условий, обеспечивающих успешное вхождение молодых людей в самостоятельную жизнь и первичную адаптацию к новым условиям;
- системные изменения в организации работы по подготовке к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников таких организаций.
Кроме того, социальный эффект от реализации Комплекса мер проявится в:
- увеличении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших социализацию и адаптировавшихся к самостоятельной жизни, снижении количества случаев попадания данных лиц в трудную жизненную ситуацию;
- увеличении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в замещающие семьи и успешно адаптировавшихся и прошедших социализацию в новой семье,
- сокращении количества случаев возврата детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличении числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных профориентационными мероприятиями;
- увеличении числа организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, владеющих эффективными практиками по подготовке к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатному сопровождению и адаптации выпускников таких организаций;
- увеличении числа специалистов, овладевших эффективными технологиями и методами работы;
- формировании методического инструментария по вопросам подготовки детей целевой группы к самостоятельной жизни и по вопросам постинтернатного сопровождения (включая разработку программ, проектов и технологий в сфере реализации Комплекса мер) и т.п.
Индикаторы оценки эффективности управления Комплексом мер:
- наличие органа управления;
- наличие системы контроля;
- наличие управленческих решений, механизмов межведомственного и межсекторного взаимодействия;
- наличие разработанных нормативно-правовых документов и стандартов;
- наличие методологического, методического, экспертного сопровождения деятельности по реализации Комплекса мер;
- наличие системы повышения квалификации и повышения профессиональной компетентности специалистов;
- создание условий для реализации и институализации инновационных услуг, для формирования новых помогающих услуг и их тиражирования;
- обеспечение территориальной доступности услуг;
- создание условий для осуществления и развития услуг некоммерческими и общественными организациями, волонтерскими организациями;
- наличие информационного сопровождения.
Индикаторы для проведения оценки эффективности и социально-экономических последствий реализации Комплекса мер, в том числе по индикаторам оценки эффективности реализации Комплекса мер, отражены в таблице «Индикаторы для проведения оценки эффективности и социально-экономических последствий реализации Комплекса мер».
Индикаторы для проведения оценки эффективности
и социально-экономических последствий реализации Комплекса мер
| Наименование индикатора (показателя) | Единицы измерения | Значение индикатора (показателя) | ||||||
по состоянию на 1 января 2018 г. | по состоянию на 31 декабря 2018 г. (прогноз) | по состоянию на 30 июня 2019 г. (прогноз) | по состоянию на 1 декабря 2019 г. (прогноз) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1. | Численность детей целевых групп, вовлеченных в мероприятия комплекса мер, в том числе: | человек | 1 062 | 1 245 | 1 245 | 1 245 | |||
1.1. | Численность воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | человек | 400 | 400 | 400 | 400 | |||
1.2. | Численность выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | человек | 432 | 500 | 500 | 500 | |||
1.3. | Численность детей подросткового возраста в первый год жизни в замещающих семьях | человек | 200 | 300 | 300 | 300 | |||
1.4. | Численность несовершеннолетних матерей из числа воспитанниц и выпускниц организаций для детей-сирот | человек | 30 | 45 | 45 | 45 | |||
2. | Количество муниципальных образований, участвующих в реализации комплекса мер | единиц | 35 | 35 | 35 | 35 | |||
3. | Количество организаций разной ведомственной принадлежности, участвующих в реализации комплекса мер, в том числе: | единиц | 29 | 36 | 36 | 36 | |||
3.1. | организации социального обслуживания; | единиц | 10 | 13 | 13 | 13 | |||
3.2. | образовательные организации; | единиц | 3 | 5 | 5 | 5 | |||
3.3. | организации здравоохранения; | единиц | - | - | - | - | |||
3.4. | общественные организации; | единиц | 13 | 15 | 15 | 15 | |||
3.5. | другие организации | единиц | 3 | 3 | 3 | 3 | |||
4. | Количество разработанных и внедренных региональных модельных программ подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей из замещающих семей, к самостоятельной жизни по окончанию пребывания в них | единиц | - | 4 | 4 | 4 | |||
5. | Количество структур, созданных в рамках комплекса мер, в том числе: | единиц | - | 22 | 38 | 38 | |||
5.1. | центры (службы) постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот | единиц | - | 2 | 2 | 2 | |||
5.2. | Кабинеты психологической коррекции | единиц | - | 4 | 4 | 4 | |||
5.3. | Кабинеты (мастерские) профориентации | единиц | - | 7 | 16 | 16 | |||
5.4. | Учебные (тренировочные) квартиры | единиц | - | 2 | 4 | 4 | |||
5.5. | Клубы для целевой группы | единиц | - | 4 | 6 | 6 | |||
5.6. | Площадки для организации продуктивной социально значимой деятельности | единиц | - | 3 | 6 | 6 | |||
6. | Численность детей, включенных в программы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки | человек | 80 | 200 | 200 | 200 | |||
7. | Численность детей, продолживших обучение в образовательных организациях по профилю предпрофессиональной подготовки из числа детей, включенных в программы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки | человек | 30 | 60 | 70 | 80 | |||
8. | Численность детей, включенных в индивидуальные программы учебного самостоятельного проживания (в «тренировочных квартирах») | человек | 40 | 120 | 160 | 160 | |||
9. | Число выпускников, в том числе с признаками дезадаптации, состоящих на постинтернатном сопровождении | человек | 20 | 15 | 15 | 10 | |||
10. | Численность несовершеннолетних, принявших участие в мероприятиях, способствующих формированию значимых социальных контактов, повышению гражданской ответственности и правовой культуры, организации продуктивной социально значимой деятельности, в том числе патриотической направленности | человек | 180 | 300 | 350 | 350 | |||
11. | Численность добровольцев, наставников, прошедших специальную подготовку и привлеченных к работе с детьми целевых групп | человек | 84 | 84 | 84 | 84 | |||
11.1. | Численность пар воспитанник-наставник | человек | 72 | 72 | 72 | 72 | |||
11.2. | Численность пар выпускник-наставник | человек | 12 | 12 | 12 | 12 | |||
12. | Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда, в том числе: | человек | - | 78 | 82 | 112 | |||
12.1. | по направлению «Организация постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» | человек | - | 4 | 4 | 4 | |||
12.1. | по направлению «Подготовка к самостоятельной жизни детей до их выхода из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, в первые годы жизни в замещающей семье» | человек | - | 4 | 4 | 4 | |||
12.2. | по направлению «Организация социального сопровождения замещающих семей в первый год с момента принятия ребёнка в семью в целях его успешной адаптации» | человек | - | - | 4 | 4 | |||
12.3. | Численность руководителей и специалистов, обученных тренерами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда | человек | 70 | 70 | 100 | ||||
13. | Наличие регионального ресурсного центра, обеспечивающего, в том числе формирование информационно-методического банка данных об эффективных практиках; методическое сопровождение деятельности специалистов | единиц | - | 1 | 1 | 1 | |||
14. | Количество изданных и распространенных информационных и методических материалов по подготовке к самостоятельной жизни, постинтернатному сопровождению и адаптации | единиц | - | - | - | 1 | |||
15 | Количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т.п.) | единиц | - | 10 | 20 | 30 | |||
16. | Количество официальных сайтов, на которых размещена информация о реализации комплекса мер, в том числе: | единиц | 15 | 18 | 18 | ||||
16.1. | сайт Правительства Новосибирской области | единиц | 1 | 1 | 1 | ||||
16.2. | сайты исполнительных органов государственной власти Новосибирской области | единиц | 1 | 1 | 1 | ||||
16.3. | сайты организаций-соисполнителей | единиц | 13 | 16 | 16 | ||||
17. | Численность руководителей и специалистов, принявших участие в итоговом межрегиональном мероприятии | человек | - | - | - | 150 | |||
18. | Количество других регионов, представители которых приняли участие в итоговом межрегиональном мероприятии | регион/ | - | - | - | 5/10 |