Государственная программа Новосибирской области
«Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы»
I. ПАСПОРТ
государственной программы Новосибирской области
«Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы»
(далее - государственная программа)
Наименование государственной программы | «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области |
Основные разработчики государственной программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы | Государственный заказчик-координатор государственной программы - министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; |
Руководитель государственной программы | Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство строительства Новосибирской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство сельского хозяйства Новосибирской области; государственное автономное учреждениедополнительного профессионального образованияНовосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»; государственное казённое учреждение Новосибирской области«Центр развития материально-технической базы образования»; государственное казённое учреждение Новосибирской области «Новосибирский институт мониторинга и развития образования»; государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области«Областной центр информационных технологий»; государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»; государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр»; государственное бюджетное учреждениеНовосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования»; государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Областной центр образования»; государственное автономное учреждение Новосибирской области «Агентство формирования инновационных проектов «АРИС»; органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию); муниципальные дошкольные и общеобразовательные организации (по согласованию); общественные и иные организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; государственные учреждения, подведомственные министерству культуры Новосибирской области; государственные учреждения, подведомственные департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области; государственные учреждения, подведомственные министерству региональной политики Новосибирской области |
Цель и задачи государственной программы | Цель: обеспечение соответствия высокого качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам социально-экономического развития Новосибирской области. |
Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограмма 1 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей». |
Сроки (этапы) реализации государственной программы | 2015-2025 годы. |
Объемы финансирования государственной программы | Прогнозный объем финансового обеспечения мероприятий государственной программы на 2015-2025 годы составляет: В том числе по годам: 2015 год - 25 194 441,4 тыс. рублей; 2016 год - 26 044 443,9 тыс. рублей; 2017 год - 25 284 450,4 тыс. рублей; 2018 год - 26 439 198,9 тыс. рублей; 2019 год - 26 362 537,7 тыс. рублей; 2020 год - 37 096 343,6 тыс. рублей; 2021 год - 33 910 143, 6 тыс. рублей; 2022 год - 34 629 643,6 тыс. рублей; 2023 год - 35 988 443,6 тыс. рублей; 2024 год - 34 868 543,6 тыс. рублей; 2025 год - 33 992 543,6 тыс. рублей; по источникам финансового обеспечения: федеральный бюджет, всего - 2 539 136,8 тыс. рублей; по годам: 2015 год - 921 108,5 тыс. рублей; 2016 год - 707 235,6 тыс. рублей; 2017 год - 910 792,7 тыс. рублей; в том числе по исполнителям мероприятий государственной программы: по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 64 439,9 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 24 039,6 тыс. рублей; в 2017 году - 40 400,3 тыс. рублей; по министерству строительства Новосибирской области - 2 461 916,9 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 908 328,5 тыс. рублей; в 2016 году - 683 196,0 тыс. рублей; в 2017 году - 870 392,4 тыс. рублей; по министерству сельского хозяйства Новосибирской области - 12 780,0 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 12 780,0 тыс. рублей; областной бюджет Новосибирской области, всего - 335 132 936,5 тыс. рублей; по годам: 2015 год - 23 855 173,5 тыс. рублей; 2016 год - 25 192 535,0 тыс. рублей; 2017 год - 24 059 719,8 тыс. рублей; 2018 год - 26 273 856,9 тыс. рублей; 2019 год - 26 198 173,7 тыс. рублей; 2020 год - 36 940 979,6 тыс. рублей, 2021 год - 33 754 779,6 тыс. рублей; 2022 год - 34 474 279,6 тыс. рублей; 2023 год - 35 833 079,6 тыс. рублей; 2024 год - 34 713 179,6 тыс. рублей; 2025 год - 33 837 179,6 тыс. рублей; в том числе по исполнителям мероприятий государственной программы: по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 267 364 527,1 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 20 987 319,4 тыс. рублей; в 2016 году - 24 138 863,1 тыс. рублей; в 2017 году - 22 584 957,8 тыс. рублей; в 2018 году - 24 940 679,6 тыс. рублей; в 2019 году - 24 940 679,6 тыс. рублей; в 2020 году - 24 962 004,6 тыс. рублей; в 2021 году - 24 962 004,6 тыс. рублей; в 2022 году - 24 962 004,6 тыс. рублей; в 2023 году - 24 962 004,6 тыс. рублей; в 2024 году - 24 962 004,6 тыс. рублей; в 2025 году - 24 962 004,6 тыс. рублей; по министерству строительства Новосибирской области - 67 581 351,4 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 2 849 446,1 тыс. рублей; в 2016 году - 1 051 671,9 тыс. рублей; в 2017 году - 1 472 762,0 тыс. рублей; в 2018 году - 1 331 177,3 тыс. рублей; в 2019 году - 1 255 494,1 тыс. рублей; в 2020 году - 11 952 200,0 тыс. рублей; в 2021 году - 8 766 000,0 тыс. рублей; в 2022 году - 9 485 500,0 тыс. рублей; в 2023 году - 10 844 300,0 тыс. рублей; в 2024 году - 9 724 400,0 тыс. рублей; в 2025 году - 8 848 400,0 тыс. рублей; по министерству культуры Новосибирской области - 32 500,0 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 3 500,0 тыс. рублей; в 2016 году - 2 000,0 тыс. рублей; в 2017 году - 2 000,0 тыс. рублей; в 2018 году - 2 000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 2 000,0 тыс. рублей; в 2020 году - 3 500,0 тыс. рублей; в 2021 году - 3 500,0 тыс. рублей; в 2022 году - 3 500,0 тыс. рублей; в 2023 году - 3 500,0 тыс. рублей; в 2024 году - 3 500,0 тыс. рублей; в 2025 году - 3 500,0 тыс. рублей; по министерству региональной политики Новосибирской области - 139 701,0 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 51,0 тыс. рублей; в 2016 году - 0,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 23 275,0 тыс. рублей; в 2021 году - 23 275,0 тыс. рублей; в 2022 году - 23 275,0 тыс. рублей; в 2023 году - 23 275,0 тыс. рублей; в 2024 году - 23 275,0 тыс. рублей; в 2025 году - 23 275,0 тыс. рублей; по министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - 14 857,0 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 14 857,0 тыс. рублей; в 2016 году - 0,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; в 2021 году - 0,0 тыс. рублей; в 2022 году - 0,0 тыс. рублей; в 2023 году - 0,0 тыс. рублей; в 2024 году - 0,0 тыс. рублей; в 2025 году - 0,0 тыс. рублей; местные бюджеты, всего - 2 138 660,6 тыс. рублей; по годам: 2015 год - 418 159,4 тыс. рублей; 2016 год - 144 673,3 тыс. рублей; 2017 год -313 937,9 тыс. рублей; 2018 год - 165 342,0 тыс. рублей; 2019 год - 164 364,0 тыс. рублей; 2020 год - 155 364,0 тыс. рублей; 2021 год - 155 364,0 тыс. рублей; 2022 год - 155 364,0 тыс. рублей; 2023 год - 155 364,0 тыс. рублей; 2024 год - 155 364,0 тыс. рублей; 2025 год - 155 364,0 тыс. рублей; в том числе по исполнителям мероприятий государственной программы: по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 1 591 778,1 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 0,0 тыс. рублей; в 2016 году - 133 831,7 тыс. рублей; в 2017 году - 215 056,4 тыс. рублей; в 2018 году - 155 342,0 тыс. рублей; в 2019 году - 155 364,0 тыс. рублей; в 2020 году - 155 364,0 тыс. рублей; в 2021 году - 155 364,0 тыс. рублей; в 2022 году - 155 364,0 тыс. рублей; в 2023 году - 155 364,0 тыс. рублей; в 2024 году - 155 364,0 тыс. рублей; в 2025 году - 155 364,0 тыс. рублей; по министерству строительства Новосибирской области - 540 043,3 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 411 320,2 тыс. рублей; в 2016 году - 10 841,6 тыс. рублей; в 2017 году - 98 881,5 тыс. рублей; в 2018 году - 10 000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 9 000,0 тыс. рублей; в 2020 году - 9 000,0 тыс. рублей; в 2021-2025 годах - 0,0 тыс. рублей; по министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - 6 839,2 тыс. рублей, в том числе: в 2015 году - 6 839,2 тыс. рублей; в 2016 году - 0,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; в 2018 году - 0,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; в 2021-2025 годах - 0,0 тыс. рублей |
Основные целевые индикаторы государственной программы | 1. Средний балл ЕГЭ в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ. 2. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет). 3. Удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей. 4. Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся. 5. Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования. 6. Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании. 7. Охват детей программами дошкольного образования. 8. Удельный вес численности детей, занимающихся в кружках, организованных на базе дневных общеобразовательных организаций, в общей численности обучающихся в дневных общеобразовательных организациях (в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области и сельских поселениях). 9. Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций. 10. Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования. 11. Прирост количества исследовательских, образовательных и предпринимательских проектов, реализуемых образовательными организациями высшего образования, расположенными на территории Новосибирской области, совместно с научными организациями и бизнесом. 12. Численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы,выраженные вколичественно измеримых показателях | 1. Всем обучающимся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций будет предоставлена возможность обучаться в условиях, соответствующих основным современным требованиям (с учетом федерального государственного образовательного стандарта), в том числе будет сокращена численность обучающихся во вторую смену. 2. Будет сокращен разрыв в образовательных результатах обучающихся по обязательным предметам между общеобразовательными организациями, показывающими низкие образовательные результаты, и общеобразовательными организациями, показывающими лучшие образовательные результаты (по результатам ЕГЭ). 3. Все дети в возрасте от 3 до 7 лет, состоящие на учете для получения места в дошкольных образовательных организациях, будут охвачены образовательными программами дошкольного образования. 4. Увеличится охват дошкольными образовательными организациями детей раннего дошкольного возраста от 2 месяцев до 3 лет от общей численности детей этоговозраста (2014 - 14,6%). 5. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования будет составлять не менее 86% (2014 - 83%). 6. Не менее половины обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня. 7. Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций составит не менее 25% (2014 - 20%). 8. Будут обеспечены эффективная включенность образовательных организаций высшего образования в решение задач социально-экономического развития Новосибирской области, высокий уровень конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области, на российском и международном уровнях. 9. Будет обеспечена потребность экономики и социальной сферы Новосибирской области в кадрах высокой квалификации, в том числе по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. 10. Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Новосибирской области, добьются высокой степени диверсификации доходной части бюджета за счет увеличения доли научно-исследовательских работи оказания платных образовательных услуг в сфере дополнительного образования |
Электронный адрес размещения государственной программы | www.minobr.nso.ru |
II. Обоснование необходимости реализации
государственной программы
Основой системы образования Новосибирской области является сеть государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы различного уровня. При этом полномочия в сфере организации и управления дошкольного, общего и дополнительного образования детей в основном сконцентрированы на региональном и муниципальном уровнях управления; в сфере профессионального образования - на региональном уровне; в высшем образовании - преимущественно на федеральном уровне. Тем не менее в целях развития региона и удовлетворения потребностей населения вкачественном образовании вся совокупность образовательных организаций должна функционировать взаимосвязано,и государственная политика, реализуемая в отношении тех или иных ее звеньев, должна строиться на принципах комплексности и последовательности, ориентируясь на достижение общей цели: формирование человеческого капитала, который является основой конкурентоспособности региона в национальном и глобальном плане.
Таблица 1
Образовательные организации, реализующие программы общего
образования в Новосибирской области в 2014 году
Количество организаций | Численность обучающихся | |
Общеобразовательных, в том числе: | 1009 | 275801 |
дневных муниципальных общеобразовательных | 983 | 270588 |
вечерних | 26 | 5213 |
Большая часть общеобразовательных организаций в Новосибирской области расположена в сельской местности (63%), в них обучается 23% детей.
Система общего образования в Новосибирской области отличается достаточно высокой (68%), по сравнению со средней по России (48%), долей старшеклассников, обучающихся по программам повышенного уровня.
В целом система образования в Новосибирской области способна решать стоящие перед ней задачи:
в основном обеспечивается высокая степень доступности образовательных услуг на всех ступенях, кроме дошкольного образования;
показатели, характеризующие уровень образовательного результата системы общего образования в основном соответствуют аналогичным показателям в регионах, имеющих схожий уровень социально-экономического развития;
наличие большой концентрации научных организаций и сформировавшихся традиций по работе с одаренными детьми и молодежью поддерживает устойчиво высокий уровень олимпиадных достижений школьников и студентов.
Новосибирская область самостоятельно решает вопросы подготовки профессиональных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы с учетом процессов модернизации и инновационных преобразований.
Объективной характеристикой качества образования является положительная динамика результатов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по обязательным предметам (таблица 2). Средний балл выпускников Новосибирской области как по обязательным предметам, так и по предметам по выбору (кроме обществознания) находится на уровне или превосходит средние баллы по Российской Федерации в 2014 году.
Таблица 2
Результаты ЕГЭ по русскому языку
и математике в 2012 - 2014 гг.
Предмет | Доля участников ЕГЭ, не преодолевших минимальный порог, % | Средний балл участников ЕГЭ | Доля участников ЕГЭ с высоким уровнем подготовки, % | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2012 | 2013 | 2014 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Русский язык | 4 | 2 | 0,5 | 59 | 62 | 62 | 13 | 17 | 19 |
Математика | 13 | 12 | 4 | 41 | 46 | 46 | 15 | 22 | 24 |
Важным целевым индикатором является средний балл ЕГЭ в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ, который показывает изменение качества подготовки. Повышение качества подготовки выпускников в том числе должно происходить за счет улучшения результатов в образовательных организациях с худшими результатами.
В Новосибирской области продолжается поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для обучающихся, начавших обучение с 2008 года. В 2013 году доля школьников, обучающихся по ФГОС: