(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 23.11.2021 N 474-п, - см. предыдущую редакцию)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, одним из приоритетов политики в Новосибирской области является создание комфортного образа и безопасности жизни населения.
Создание комфортного образа жизни населения включает в себя обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности Новосибирской области.
В связи с этим, выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, условий, способствующих совершению правонарушений, оказание профилактического воздействия на лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения, повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан - важнейшая задача областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, решению которой постоянно уделяется пристальное внимание.
В период 2011-2013 годов решение данных вопросов осуществлялось и обеспечивалось в рамках долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Новосибирской области на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 30.08.2010 N 115-п.
С 2014 года в Новосибирской области действует Стратегия обеспечения правопорядка, противодействия преступности и профилактики правонарушений в Новосибирской области до 2025 года (далее - Стратегия), принятая решением постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Новосибирской области от 16.12.2013 и утвержденная распоряжением Губернатора Новосибирской области от 27.12.2013 N 274-р.
Стратегия выполняет роль управленческого механизма, где собраны все меры, реализуемые на территории области, как в рамках программных документов, так и вне программной части бюджета, направленные на обеспечение правопорядка, противодействие преступности и профилактику правонарушений.
Однако не все проблемы удалось разрешить. Имеются проблемы, связанные с обеспечением общественного порядка в жилом секторе, безопасностью граждан на улицах, в местах проведения массовых мероприятий, в других общественных местах и по месту жительства. Остается относительно высоким удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, и преступлений, совершенных в состоянии опьянения, от общего количества зарегистрированных преступлений.
Значительное влияние на негативную тенденцию в доле преступлений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, к общему количеству преступлений оказало количество указанных преступлений, совершаемых в общественных местах (умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, кражи, грабежи, разбои).
Общее количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения, по итогам 2016 года выросло на 17,1%, а их удельный вес в общем количестве преступлений составил более 20%.
Другим проблемным вопросом является то, что на фоне сокращения численного состава полиции, угрозы совершения террористических актов, значительного отвлечения сотрудников требуют культурно-массовые, религиозные и спортивные мероприятия, число которых в области за последние три года увеличилось вдвое, большинство из них построено на коммерческой основе.
При этом проведенный анализ состоявшихся массовых мероприятий показал, что организаторы не принимают достаточных мер по обеспечению общественного порядка в период их проведения, пытаются возложить обеспечение безопасности граждан и общественного порядка полностью на полицию, самоустраняясь в решении этих вопросов. В настоящее время значительно активизирована деятельность органов местного самоуправления по привлечению граждан к охране общественного порядка. Во всех муниципальных образованиях созданы народные дружины и координирующие органы (штабы) добровольных народных дружин. Вместе с тем требуют решения вопросы материального стимулирования и предоставления социальных гарантий народным дружинникам.
В целях предупреждения преступности необходимо совершенствование профилактической и воспитательной работы среди населения, особенно среди социально неблагополучных лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих жилья, а также несовершеннолетних и молодежи.
Нуждается в дальнейшем совершенствовании система социальной реабилитации ранее судимых лиц. В целях устранения социальных причин совершения преступлений лицами, освободившимися из мест лишения свободы, необходимо принять дальнейшие меры по развитию учреждений социальной защиты и занятости населения, укреплению их взаимодействия в этой работе с исправительными учреждениями и органами внутренних дел.
В связи с ростом политической активности населения, в том числе и негативной направленности, особую актуальность приобретает решение задач профилактики экстремизма, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений.
В целях сохранения позитивных тенденций по снижению уровня криминогенности на территории Новосибирской области в планируемый период потребуется принятие активных мер, направленных на предупреждение преступлений с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, обеспечение дальнейшего сокращения преступности. При этом совместная деятельность правоохранительных органов по Новосибирской области, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления Новосибирской области и общественных объединений, осуществляемая в пределах их полномочий, должна быть направлена на предотвращение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - Законот 23.06.2016 N 182_ФЗ) предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере стратегического планирования разрабатывают государственные программы субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений соответственно.
В соответствии с Законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений, в частности,отнесено:
1) осуществление нормативногоправового регулирования в сфере профилактики правонарушений;
2) разработка и принятие мер по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в установленной сфере деятельности на территориях субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение взаимодействия субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, на уровне субъектов Российской Федерации;
4) создание координационных органов в сфере профилактики правонарушений;
5) утверждение и контрольисполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на профилактику правонарушений;
6) правовое просвещение и правовое информирование;
7) социальная адаптация;
8) ресоциализация;
9) социальная реабилитация;
10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.