Основные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в том же значении, что и в ФЗ «Об образовании в РФ», в Концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 N 103-рп «Об утверждении концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы».
В целях настоящей Концепции также применяются следующие понятия:
Доступность образования - равенство возможности получения образовательных услуг разными категориями обучающихся, в том числе детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и особенностями развития, различной степенью готовности к обучению.
Модель деятельности психологической службы в образовании - последовательность организационных форм работы педагога-психолога с педагогами, родителями (законными представителями) и обучающимися, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в образовательной организации и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут - проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ и (или) инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.
Психологическая помощь - система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.
Психолого-медико-педагогическая коррекция - деятельность, направленная на исправление особенностей психофизического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств практической психологии, медицины и педагогики, а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологическая безопасность образовательной среды - состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную образовательную среду и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Психолого-педагогическое сопровождение - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные психолого-педагогические условия для успешного решения поставленных задач.
Психолого-педагогические условия - определенная организация образовательного процесса в совокупности психолого-педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов психолого-педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.
Психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к сложившимся условиям социальной среды за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.
Социально-психологический мониторинг - информационное сопровождение инновационных процессов в образовании, позволяющее органам управления образованием, администрации и педагогическому коллективу образовательной организации осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.