Концепция развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области, регулирующими отношения в сфере образования.
Психологическая служба в системе образования Новосибирской области (далее - психологическая служба) - это управляемая система организаций и их структурных подразделений: психолого-педагогические и медико-социальные центры (далее - ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК), психолого-медико-педагогические консилиумы (далее - ПМПк), ресурсные центры, социально-психологические центры, а также педагоги-психологи и другие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы и др.) в образовательных организациях, осуществляющих целенаправленную работу по психологическому сопровождению образовательного процесса и оказанию комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ППМС помощи) обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) на всех уровнях образования с целью обеспечения социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся и создания благоприятных психолого-педагогических условий реализации целей и задач образования.
Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов и норм государственной политики в сфере образования и решение актуальных психолого-педагогических проблем всех участников образовательных отношений.
Особая роль психологической службы состоит в оказании содействия в обеспечении конституционных прав обучающихся на общедоступное образование в части:
определения содержания ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах, оказывающих ППМС помощь, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются;
организации предоставления ППМС помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, получения социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Таким образом, современное законодательство в сфере образования устанавливает высокие и вполне определенные требования к содержанию и механизмам оказания психологической помощи обучающимся.
В соответствии со статьей 33 ФЗ «Об образовании в РФ» к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы относятся:
воспитанники, осваивающие образовательную программу дошкольного образования;
учащиеся, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы;
студенты (курсанты), осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
Вышесказанное определяет широкий круг деятельности психологической службы, которая должна эффективно функционировать в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей, организациях среднего профессионального и высшего образования и решать комплекс задач, в том числе:
по сопровождению федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ), федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО), образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования;
по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей и молодежи;
по сопровождению современных и востребованных программ дополнительного образования в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1756-р, и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.20115 N 996-р.
Необходимость развития психологической службы обусловлена и рядом объективных обстоятельств:
изменениями законодательства в сфере образования и трудового законодательства;
введением в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
изменениями в целях, задачах и приоритетах современной системы образования;
принятием Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации на период до 2025 года.
Психологическая служба в ответ на вызовы времени должна существенно обновлять ценностно-смысловые и организационные основы своей деятельности, определяя адекватные объективным требованиям приоритеты, содержание, технологии и стандарты качества психологических услуг.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы, концептуальные идеи и направления развития психологической службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования Новосибирской области, а также актуальным запросам участников образовательного процесса и общественности, исходя из особенностей, специфики и ресурсов системы образования Новосибирской области.
Концепция разработана с целью развития психологической службы посредством совершенствования ее организационной структуры, методологической и технологической основ деятельности и определения приоритетных задач, направлений и механизмов развития.
Концепция создана на основе программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием.
Стратегия реализации основных принципов и концептуальных идей развития Концепции отражается в плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Концепции, разрабатываемом в соответствии с мероприятиями государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы».