Внимание! Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства. См. ярлык "Примечания"


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2016 года N 329
г. Новосибирск


О Программе комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017 - 2030 годы

(с изменениями на 29 июня 2022 года)

______________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 28.03.2018 N 568;

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 19.06.2019 N 819;

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 23.06.2020 N 988;

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 30.06.2021 N 157;

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 29.06.2022 N 363

______________________________________

В целях обеспечения сбалансированного, перспективного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска в соответствии с потребностями в проектировании, строительстве, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения, на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов», Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824, руководствуясь статьей 35 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска

решил:

1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017 - 2030 годы (приложение).

2. Решение подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 01.01.2017.

3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по градостроительству, постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по социальной политике и образованию, постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по культуре, спорту, молодежной политике, международному и межмуниципальному сотрудничеству.


Председатель Совета депутатов
города Новосибирска
Д. В. Асанцев


Мэр города Новосибирска
А. Е. Локоть


Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 21.12.2016 N 329
(В редакции, введенной
решением Совета депутатов
 г. Новосибирска от 29.06.2022 N 363
, -
см. предыдущую редакцию)

ПРОГРАММА
комплексного развития социальной инфраструктуры
города Новосибирска на 2017 - 2030 годы


1. Паспорт Программы комплексного развития социальной
инфраструктуры города Новосибирска на 2017 - 2030 годы

(Раздел в редакции, введенной решением Совета депутатов
 г. Новосибирска от 29.06.2022 N 363
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование программы

Программа комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017 - 2030 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Федеральный  от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 N 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»;

Генеральный план города Новосибирска, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824;

региональные нормативы градостроительного проектирования Новосибирской области, утвержденные  постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 N 303-п;

Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска, утвержденные решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 N 96

Заказчик Программы

Мэрия города Новосибирска, местонахождение: 630099, город Новосибирск, Красный проспект, 34

Разработчик Программы

Мэрия города Новосибирска, местонахождение: 630099, город Новосибирск, Красный проспект, 34

Цель Программы

Обеспечение сбалансированного, перспективного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска в соответствии с потребностями в проектировании, строительстве, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения

Задачи Программы

Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для населения города Новосибирска в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

достижение расчетного уровня обеспеченности населения города Новосибирска услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, культуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

повышение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры

Целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры

Обеспеченность населения дошкольными образовательными организациями;

обеспеченность населения общеобразовательными организациями;

обеспеченность населения организациями дополнительного образования;

доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, в сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования;

доля обучающихся, занимающихся в первую смену, от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста;

обеспеченность населения лечебно-профилактическими медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

обеспеченность населения лечебно-профилактическими медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях;

обеспеченность населения медицинскими организациями скорой медицинской помощи;

срок ожидания планового приема врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей);

срок ожидания оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме;

норматив объема скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию;

обеспеченность населения физкультурно-спортивными залами, спортивными сооружениями для занятий настольными играми, объектами физкультурно-оздоровительного назначения;

обеспеченность населения спортивными, тренажерными залами;

обеспеченность населения плавательными бассейнами;

обеспеченность населения спортивными школами;

доля жителей города Новосибирска, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения города;

обеспеченность населения помещениями для культурно-досуговой деятельности;

доля детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности учащихся детей;

посещаемость театрально-концертных мероприятий;

посещаемость музейных учреждений;

посещаемость библиотек

Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры

Проектирование, строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет), средств бюджета города Новосибирска (далее - бюджет города), внебюджетных источников

Срок и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы: 2017 - 2030 годы,

этапы реализации Программы:

1 этап 2017 - 2020 годы;

2 этап 2021 - 2025 годы;

3 этап 2026 - 2030 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется в объеме 216786947,13 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 23168735,51 тыс. руб.;

за счет средств областного бюджета - 76108058,58 тыс. руб.;

за счет средств бюджета города - 105389671,84 тыс. руб.;

за счет внебюджетных источников - 12120481,20 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы (по целевым индикаторам)

Обеспеченность населения дошкольными образовательными организациями - не менее 35 мест на 1000 человек;

обеспеченность населения общеобразовательными организациями - не менее 115 мест на 1000 человек;

обеспеченность населения организациями дополнительного образования - охват не менее 80% детей от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет;

доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, в сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования - 100 %;

доля обучающихся, занимающихся в первую смену, от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях - не менее 80 %;

доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста - не менее 75%;

обеспеченность населения лечебно-профилактическими медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных условиях - не менее 181,5 посещений в смену на 10000 человек;

обеспеченность населения лечебно-профилактическими медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях - не менее 134,7 коек на 10000 человек;

обеспеченность населения медицинскими организациями скорой медицинской помощи - 1 автомобиль на 10000 человек;

срок ожидания планового приема врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) - не более 2 рабочих дней со дня обращения;

срок ожидания оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме - не более 30 дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию;

норматив объема скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию - 0,318 вызова на 1 застрахованное лицо;

обеспеченность населения физкультурно-спортивными залами, спортивными сооружениями для занятий настольными играми, объектами физкультурно-оздоровительного назначения - не менее 350 квадратных метров площади пола на 1000 человек;

обеспеченность населения спортивными, тренажерными залами - не менее 350 квадратных метров площади пола на 1000 человек;

обеспеченность населения плавательными бассейнами - не менее 20-25 квадратных метров зеркала воды на 1000 человек;

обеспеченность населения спортивными школами - не менее 15 учащихся на 1000 человек;

доля жителей города Новосибирска, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения города - не менее 35 %;

обеспеченность населения помещениями для культурно-досуговой деятельности - не менее 50 квадратных метров площади пола на 1000 населения;

доля детей, обучающихся в детских школах искусств, в общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет - не менее 18 %;

посещаемость театрально-концертных мероприятий - 703 посещения на 1000 человек;

посещаемость музейных учреждений - 607 посещений на 1000 человек;

посещаемость библиотек - 1150 посещений на 1000 человек

     


2. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры города Новосибирска

2.1. Описание социально-экономического состояния
города Новосибирска, сведения о градостроительной деятельности
на территории города Новосибирска

Город Новосибирск входит в состав Сибирского федерального округа и является его политико-административным, научно-промышленным, транспортно-логистическим, культурным и деловым центром. Основу экономики города Новосибирска составляют промышленность, торговля и сфера услуг, транспорт, строительство, наука и научное обслуживание.

В 2015 году социально-экономическое развитие города Новосибирска находилось под влиянием негативных процессов, происходящих в экономике Российской Федерации, Новосибирской области, и характеризовалось замедлением темпов роста основных макроэкономических и социальных показателей относительно уровня 2014 года, а в отдельных сегментах - их снижением. Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 73 млрд. рублей, что на 30,9 % ниже уровня соответствующего периода 2014 года (в сопоставимых ценах). Замедление инвестиционных процессов вызвано, в том числе низким потребительским спросом, обусловленным падением реальных доходов населения, ограниченными возможностями заимствования кредитных ресурсов и высокими процентными ставками по кредитам.

В условиях замедления темпов экономического развития в городе Новосибирске сохранились положительные тенденции развития предпринимательства. В 2015 году увеличилось число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения при условии роста среднегодовой численности населения. Продолжена работа по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и совершенствованию системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Численность занятых в экономике города Новосибирска на конец 2015 года составила более 848,0 тыс. человек. С начала 2015 года в Новосибирске увеличилось число безработных. Уровень официально зарегистрированной безработицы в городе составил 0,68 % от численности населения в трудоспособном возрасте. Снизилась среднесписочная численность работников предприятий и организаций города Новосибирска. Ситуацию на рынке труда осложняет наличие скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя), а также применение «теневых» схем выплаты заработной платы в реальном секторе экономики. Продолжается процесс демографического старения населения, что увеличивает социальную нагрузку на трудоспособное население. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций города в 2015 году составила 30 078,0 рублей (103,4 % к соответствующему периоду 2014 года). Индекс реальной заработной платы работников к соответствующему периоду 2014 года составил 90,6 %.

Численность населения города Новосибирска к концу 2015 года приблизилась к отметке 1,6 млн. человек. Естественный прирост населения в 2015 году составил более 4 тыс. человек, миграционный - более 10 тыс. человек. На начало 2015 года удельный вес населения в трудоспособном возрасте составлял 61,5 % (мужское население - 14 %, женское - 55,4 %), старше трудоспособного - 23 % (мужчины - 17,3 %, женщины - 30,7 %), моложе трудоспособного - 15,5 % (мужчины - 17,3 %, женщины - 13,9 %). Тенденция такова, что в последние 8 лет доля населения в трудоспособном возрасте снижается, а демографическая нагрузка на указанную категорию населения растет. Общая демографическая нагрузка в городе Новосибирске характеризуется сокращением нагрузки детьми и ростом нагрузки гражданами пожилого возраста. В соответствии с прогнозом численности населения Новосибирской области до 2031 года, подготовленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области, доля городского населения трудоспособного возраста продолжит ежегодно снижаться.

Ведется последовательная работа по формированию системы градостроительного планирования и градостроительного регулирования застройки путем разработки документации, позволяющей принимать стратегические решения по развитию планировочного каркаса города в соответствии с балансом территории по функциональному назначению, формировать бюджетные обязательства с учетом строительства объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, создавать благоприятный инвестиционный климат в строительной отрасли.

На сегодняшний день созданы все условия для устойчивого развития городской территории: разработаны, утверждены и реализуются важнейшие документы в сфере градостроительства, определяющие перспективные направления развития города - Генеральный план города Новосибирска, Правила землепользования и застройки города Новосибирска.

В целях реализации Генерального плана города Новосибирска, на основании Правил землепользования и застройки города Новосибирска с 2009 года осуществляется подготовка документации по планировке территории. В составе такой документации предусматривается, в том числе схема развития улично-дорожной сети, транспортных сооружений, уточняется функциональный баланс территории, развиваются положения Генерального плана города Новосибирска, определяется перспективное развитие территории, обеспечивается перспективное развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с проектируемой плотностью застройки. Данная градостроительная документация позволяет с учетом различных факторов развития и планировочных ограничений уточнить назначение территорий, выделить элементы планировочной структуры, установить параметры планируемого развития элементов планировочной структуры.

С 2010 года осуществляется разработка проектов межевания по наиболее интенсивно развивающимся территориям, где определены земельные участки для размещения объектов, необходимых для развития города.

Город Новосибирск остается одним из лидеров среди муниципальных образований Российской Федерации по количеству введенного в эксплуатацию жилья. В 2015 году площадь строящихся домов (в разной стадии строительства) составляет более 4,5 млн. кв. м жилой площади, введено в эксплуатацию более 1500,0 тыс. кв. м. (без учета индивидуального строительства). Значительный объем строительства сосредоточен на комплексных площадках в районах города Новосибирска.

Отдельное внимание уделяется деятельности, направленной на развитие социальной инфраструктуры города Новосибирска.

В целях обеспечения условий для получения качественного и общедоступного образования в городе Новосибирске реализуются мероприятия по дальнейшему развитию сети образовательных организаций для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания, материального благосостояния и состояния здоровья детей. Ведется работа по переходу общеобразовательных организаций на стандарты нового поколения, которая должна быть завершена к 2020 году.

Реализуются программы углубленной и профильной подготовки по общеобразовательным предметам: математике, физике, химии, русскому языку и литературе, предметам художественно-эстетического цикла, иностранным языкам. Большое внимание уделяется математическому и инженерному образованию. Во всех общеобразовательных организациях создана школьная система оценки качества образования, учитывающая результаты единого государственного экзамена, наличие медалистов, участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. С целью укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве города Новосибирска, одним из приоритетных направлений определено усиление воспитательного компонента в работе общеобразовательных организаций.

Продолжена работа по созданию условий для:

сохранения и укрепления здоровья школьников, совершенствования системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;

развития современных форм социального партнерства, государственно-общественного управления системой образования;

инклюзивного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

повышения эффективности работы по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей, по развитию исследовательской деятельности обучающихся;

обеспечения роста самосознания и гражданского взросления обучающихся путем воспитания высоконравственной личности, с высоким уровнем экологической культуры, активно участвующей в общественной жизни, осознающей свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира.

В целях привлечения жителей города Новосибирска к систематическим занятиям физической культурой и спортом в 2015 году проведено более 2 тысяч физкультурных и спортивных мероприятий. Уделяется внимание организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства с различными категориями граждан, в том числе лицами пожилого возраста, несовершеннолетними лицами социально неблагополучных семей. В физкультурно-оздоровительных группах занимается около 3 тысяч человек.

Создана единая система по оказанию (предоставлению) услуг (работ) населению. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте управления физической культуры и спорта мэрии города Новосибирска разработан и введен в работу новый раздел «Инфраструктура», где каждый желающий может получить информацию по спортивным объектам, расположенным на территории города Новосибирска.

В муниципальных учреждениях сферы физической культуры и спорта занимаются около 17 тысяч учащихся по 57 видам спорта, работают около 500 тренеров-преподавателей. Занятия проходят на 290 спортивных объектах (плавательные бассейны, спортивные залы, футбольные поля, ледовые арены, лыжные базы и др.). В 2015 году лица, занимающиеся в муниципальных учреждениях культуры и спорта, приняли участие в 94 тренировочных сборах, 207 спортивных соревнованиях.

Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные образовательные программы в области искусства реализуются системой муниципальных образовательных организаций дополнительного образования: детскими музыкальными школами, детскими школами искусств и детскими художественными школами.

Дополнительное образование в сфере культуры получают около 15 тысяч детей (в том числе 13219 на бюджетной основе). Из числа детей, обучающихся бесплатно, более 8 тысяч человек обучаются игре на различных музыкальных инструментах, вокалу и хоровому пению, 2553 человека - изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 940 человек - хореографическому искусству, 168 человек - театральному искусству, 1276 человек обучаются на общеэстетическом и прочих отделениях.

Продолжена работа по совершенствованию библиотечного обслуживания и развитию муниципальной информационной библиотечной сети. Организовано обеспечение доступа населения к справочно-поисковому аппарату и базам данных муниципальных библиотек. Сводный электронный каталог муниципальных библиотек составляет 2420,6 тыс. экземпляров. Создано 6 районных информационных краеведческих центра на базе муниципальных библиотек.

Последовательная работа, направленная на выполнение мероприятий Программы, позволит обеспечить сбалансированное и перспективное развитие социальной инфраструктуры города Новосибирска в соответствии с потребностями в проектировании, строительстве, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения.


2.2. Технико-экономические параметры существующих
объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска, сложившийся уровень обеспеченности населения города Новосибирска услугами в областях образования, здравоохранения, физической культуры и
массового спорта, культуры и прогнозируемый спрос на указанные услуги


2.2.1. В области образования

Технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры города Новосибирска в области образования приведены в приложении 1 к Программе.

В структуру муниципальной системы образования города Новосибирска входят 507 образовательных организаций, из них 210 общеобразовательных организаций разных типов и видов, 247 дошкольных образовательных организаций, 44 организации дополнительного образования, 6 образовательных центров и прочие образовательные организации. На 01.09.2015 в общеобразовательных организациях обучалось более 150,2 тыс. школьников, 73,8 тыс. детей посещают дошкольные образовательные организации, 113 тыс. детей пользуются услугами дополнительного образования.

Общее количество зданий, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Новосибирска, составляет 1120, из них в 667 организован учебно-воспитательный процесс и проживание детей. На первом и втором этажах жилых домов размещаются 8 дошкольных образовательных организаций и 16 филиалов. Общеобразовательные школы занимают 238 зданий, дошкольные образовательные организации - 337 зданий, организации дополнительного образования - 92 здания.

Из 667 зданий:

123 (18,4 %) построены до 1960 года (60 школ, 37 детских садов, 26 учреждений дополнительного образования), срок эксплуатации от 50 до 100 лет;

355 (53,2 %) построены в период 1960 - 1980 годов (164 школы, 144 детских сада, 47 учреждений дополнительного образования), срок эксплуатации от 30 до 50 лет;

189 (28,4 %) построены после 1980 года (53 школы, 104 детских сада, 19 учреждений дополнительного образования), срок эксплуатации менее 30 лет.

В период с 2002 по 2016 год комплексный капитальный ремонт и реконструкция старых зданий произведены в 75 образовательных организациях (24 школы, 47 детских садов и 4 учреждения дополнительного образования).

В 2013 - 2014 годах проведена экспертиза состояния муниципальных объектов образования, выделена группа школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, в которых требуется проведение комплексного и выборочного капитального ремонта. По результатам проведенного обследования технического состояния зданий образовательных организаций 3 из 42 признаны аварийными, остальные - в ограничено работоспособном состоянии. Есть достаточно серьезные замечания надзорных органов по отдельным элементам, которые можно устранить только в ходе проведения реконструкции и комплексного капитального ремонта.

Перспективы развития градостроительной деятельности города Новосибирска ставят задачу формирования оптимальной образовательной инфраструктуры в районах застройки, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Создание многоуровневых образовательных комплексов как новых центров социально-культурной и молодежной активности в пространстве города Новосибирска будет способствовать повышению привлекательности районов с массовой жилой застройкой и снижению транспортной нагрузки.

С 2011 года построено 46 зданий детских садов на 10350 мест, реконструировано 8 зданий на 2015 мест. Всего дополнительно введено в эксплуатацию 12365 новых мест в дошкольных образовательных организациях города Новосибирска. В образовательных организациях открыто 84 группы кратковременного пребывания различной направленности, которые посещают 1115 детей дошкольного возраста. Кроме того, функционирует 121 консультативный пункт для родителей, чьи дети не посещают детские сады, 23 «семейных детских сада», открытых с целью поддержки многодетных семей в качестве структурных подразделений действующих дошкольных образовательных организаций, в которых воспитывается 76 детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»