Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы
Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы (далее - прогноз на долгосрочный период) разрабатывается в соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области» и является одним из основных документов системы стратегического планирования Новосибирской области. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Новосибирской области в долгосрочной перспективе и содержит оценку факторов и ограничений экономического роста региона на долгосрочный период.
Прогноз на долгосрочный период является основой для разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период, а также других документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области.
Исходными для разработки прогноза на долгосрочный период являются основные положения Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596-606 и другие документы долгосрочного характера.
Прогноз на долгосрочный период базируется на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, формируемых на основе прогнозных материалов (аналитических записок) областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
Прогноз на долгосрочный период сформирован в двух вариантах: консервативном и целевом.
Консервативный сценарий (I вариант) предполагает инерционное развитие с сохранением в прогнозируемом периоде тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные возможности бюджета региона, при относительно слабом росте потребительского спроса.
Целевой сценарий (II вариант) предполагает оживление и рост в экономике вследствие расширения инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, поддержки государством внутреннего спроса и предложения, расширения банковского кредитования.
1. Итоги социально-экономического развития Новосибирской области
в 2011-2015 годах
Новосибирская область - один из индустриальных регионов Сибири с развитым сельским хозяйством и относительно высокими показателями развития инфраструктуры. Для региона характерна диверсифицированная структура экономики, развитие высокотехнологичных производств и мощный научно-образовательный комплекс.
Экономика Новосибирской области в 2011-2015 годах развивалась в соответствии с общими тенденциями экономического развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа.
Новосибирская область в своем развитии за период с 2011 по 2015 годы добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии, в том числе за счет реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, проведения сбалансированной социальной и демографической политики.
Объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, за 2011-2015 годы в сопоставимых ценах увеличился на 15,8% и в 2015(1) году составил по оценке 997,6 млрд. рублей.
_________________________
(1) - здесь и далее приведены оценочные данные министерства экономического развития Новосибирской области;
РФ(2) | СФО | НСО | РФ | СФО | НСО | |
Валовой региональный продукт | Индекс физического объема валового регионального продукта | |||||
2011 | 45392276,7 | 4802933,8 | 598563,5 | 105,4 | 105,0 | 108,4 |
2012 | 49926068,7 | 5186808,5 | 728154,0 | 103,1 | 103,0 | 101,5 |
2013 | 54103000,3 | 5540596,2 | 817516,7 | 101,8 | 102,1 | 105,0 |
2014 | 58900652,2 | 6106912,6 | 895289,8 | 101,3 | 101,6 | 102,5 |
2015 | - | - | 997600,0 | - | - | 97,8 |
Отраслевая структура валового регионального продукта позволяет оценить вклад видов экономической деятельности в экономику региона и определить приоритетные направления развития.
Для отраслевой структуры валовой добавленной стоимости Новосибирской области в 2011-2014 годах в разрезе видов экономической деятельности характерны:
снижение с 6,5% до 5,1% удельного веса сельского хозяйства; с 18,5% до 17,4% - торговли; значительное снижение промышленного производства (с 20,7% до 17,3%);
увеличение доли таких видов экономической деятельности, как «транспорт и связь» (с 12,6% до 15,8%); «образование» (с 4,3% до 4,7%);
высокая суммарная доля видов экономической деятельности, связанных с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в число которых входят в том числе аренда машин и оборудования и прокат прочих бытовых изделий; деятельность, связанная с вычислительной техникой; научные исследования и разработки; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; деятельность в области архитектуры; рекламная деятельность; наем рабочей силы и подбор персонала; проведение расследований и обеспечение безопасности; чистка и уборка помещений, оборудования и транспортных средств (в 2011 году - на уровне 17,8%, в 2014 - 20,6%).
Структура ВРП в 2011 году, в %
Структура ВРП в 2014 году, в %