Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 декабря 2016 года N 459-рп


О Концепции создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области в 2017-2020 годах

(с изменениями на 21 мая 2018 года)


________________________
- Утратило силу -
- распоряжение Правительства области
от 02.07.2019 N 242-рп

________________________

____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства области от 21.05.2018 N 190-рп

____________________________________________


В соответствии с пунктом 31 раздела III плана мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р, государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», и в целях развития дополнительного образования детей на территории Новосибирской области:(В редакции, введенной распоряжением Правительства области от 21.05.2018 N 190-рп, - см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемые:

1) Концепцию создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области в 2017-2020 годах (далее - Концепция);

2) План мероприятий («дорожную карту») внедрения Концепции (далее - дорожная карта).

2. Определить министерство образования Новосибирской области (Федорчук С.В.) уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, ответственным за внедрение Концепции.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 21.05.2018 N 190-рп, - см. предыдущую редакцию)

3. Определить государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» (Вершинин Р.О.) региональным ресурсным центром по  координации и методическому сопровождению деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 21.05.2018 N 190-рп, - см. предыдущую редакцию)

4. Министерству образования Новосибирской области (Федорчук С.В.) обеспечить финансирование реализации дорожной карты за счет средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы».(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 21.05.2018 N 190-рп, - см. предыдущую редакцию)

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить навременно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 21.05.2018 N 190-рп, - см. предыдущую редакцию)



Губернатор области
                    В.Ф. Городецкий


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 14.12.2016 N 459-рп
(В редакции, введенной
 распоряжением Правительства
 области от 21.05.2018 N 190-рп
, -
см. предыдущую редакцию)

КОНЦЕПЦИЯ
создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области в 2017-2020 годах


I. Общие положения

(Раздел в редакции, введенной распоряжением Правительства
 области от 21.05.2018 N 190-рп
, - см. предыдущую редакцию)

Концепция создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области в 2017-2020 годах (далее - Концепция) разработана в связи с необходимостью:

использования высокого потенциала системы дополнительного образования детей в решении задач адаптации детей к темпам социальных и технологических перемен;

формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, базирующейся, в том числе, на государственно-частном партнерстве, и реализации современных инновационных программ дополнительного образования;

содействия решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов.

Внедрение Концепции предусматривает создание сети детских технопарков.

Детский технопарк - новая модель организации дополнительного образования, оснащенная современной инновационной инфраструктурой, с целью вовлечения как можно большего количества обучающихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях.

Образовательные программы детского технопарка представляют собой систему профессиональных проб и практик, отвечающих широкому спектру индивидуальных потребностей и склонностей ребенка, запросов семьи, развитию экономики региона и обеспечения высокой конкурентоспособности формирующегося поколения, способного реализовать запрос высокотехнологичных и инженерных специальностей, отвечающих современным требованиям.

Основой Концепции являются:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;

план мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 N 729-р;

Закон Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области»;

постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы».

II. Текущее состояние дополнительного образования в Новосибирской области      

(Раздел в редакции, введенной распоряжением Правительства
 области от 21.05.2018 N 190-рп
, - см. предыдущую редакцию)

В Новосибирской области в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей и молодежи создана инфраструктура, обеспечивающая, в том числе выявление, развитие и поддержку молодых талантов.

В системе общего образования активно развивается сеть образовательных организаций, реализующих образовательные программы повышенного уровня: Специализированный учебный научный центр федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет» со своей системой подготовки и развития одаренных детей, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов естественнонаучного и математического направления, профильное обучение и предпрофессиональная подготовка, специализированные классы естественнонаучного, математического и инженерного направления.

Образовательные потребности детей и молодежи реализуются и в организациях дополнительного образования детей и молодежи. На 01.01.2016 таких организаций в Новосибирской области 205, в том числе 121 организация дополнительного образования детей сферы образования, 49 - сферы физической культуры и спорта и 35 - сферы культуры. Общее количество детей, занимающихся в организациях дополнительного образования, составляет 86% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Дополнительное образование детей в Новосибирской области осуществляется в основном на бесплатной и общедоступной основе, с широким охватом детей различных возрастов.

В последние пять лет активно развивается система дополнительного образования детей технической направленности - научно-техническое, спортивно-техническое и агро-технологическое творчество, научные общества школьников, эколого-биологическое и микробиологическое направления, робототехника и IT-направление.

Координируют развитие дополнительного образования технической направленности среди детей и учащейся молодежи 3 региональных центра дополнительного образования:

государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества» с объединениями технического творчества, Детским технопарком, круглогодичным загородным лагерем;

государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Автомотоцентр»;

- Абзац исключен -  распоряжение Правительства области от 21.05.2018 N 190-рп

В соответствии с государственной программой Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы», создан межведомственный координационный совет по развитию одаренных детей, региональный ресурсный центр и 15 муниципальных ресурсных центров по развитию детской одаренности.

В общеобразовательных организациях Новосибирской области активно создаются специализированные классы для одаренных детей естественнонаучного, математического и инженерного направлений, развивается сеть школьных и муниципальных ресурсных центров школьного инженерного образования.

В городе Новосибирске активно развивается муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Детско-юношеский центр «Планетарий».

Характерными особенностями системы дополнительного образования детей Новосибирской области являются:

высокая занятость школьников в объединениях организаций дополнительного образования детей;

внедрение компонентов личностно-ориентированного подхода в образовательный процесс;

реализация социальных заказов различных социальных групп и уровней (детей, родителей, организаций);

ориентация возможностей системы дополнительного образования на потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

развитие интеграции общего и дополнительного образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности;

системное проведение профессиональных конкурсов для педагогических работников образовательных организаций всех типов.

К успехам и основным достижениям системы дополнительного образования детей в Новосибирской области можно отнести следующие позиции:

большинство организаций дополнительного образования по содержанию образования являются многопрофильными;

большинство организаций дополнительного образования в силу реализации образовательных, социальных, адаптирующих и других функций являются социально-культурными и организационно-методическими центрами на территориях муниципальных образований;

охват обучающихся в системе дополнительного образования остается на протяжении длительного времени стабильно высоким;

дополнительное образование в большинстве случаев остается бесплатным для обучающихся: доля обучающихся, пользующихся платными образовательными услугами составляет 0,4% в общем количестве детей, занятых в системе дополнительного образования детей;

услугами организаций дополнительного образования в большей степени пользуются обучающиеся в возрасте от 5 до 14 лет: от 5 до 9 лет - 42,1%; от 10 до 14 лет - 38,3%;

организации дополнительного образования осуществляют свою деятельность круглогодично, являются организаторами содержательного досуга детей в каникулярное время, в выходные и праздничные дни;

исполнительными органами государственной власти Новосибирской области ежегодно проводится более 100 конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и стимулированию развития одаренных детей и талантливой учащейся молодежи, а также организуется их участие во всероссийских и международных конкурсных мероприятиях.

В результате развития системы дополнительного образования на территории Новосибирской области наметился рост интереса детей и учащейся молодежи к  техническому творчеству, проектной деятельности, к освоению новых компетенций в различных областях инновационного производства (экономики), который отражается в результатах участия в конкурсных мероприятиях разных уровней, а также способствует осознанному выбору профессии инженера.

Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в системе дополнительного образования Новосибирской области существует совокупность региональных проблем и проблем, характерных для системы образования Российской Федерации, препятствующих использованию потенциала системы дополнительного образования обучающимися в полной мере.

В этой ситуации значительная часть организаций дополнительного образования оказалась не готова выстроить свою работу с ориентацией на  потребности и желания родителей и обучающихся, как в силу сформировавшихся установок, так и в силу отсутствия у управленческих кадров необходимых компетенций в области маркетинга. Это оказало негативное влияние на сами организации, на интересы потребителей и государства.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия в сфере дополнительного образования возложены на органы местного самоуправления. Это отвечало общему продуктивному замыслу учета интересов территорий, муниципальных образований. Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования организаций дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерен дефицит компетенций эффективного управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета общественного заказа на образование не выстроены.

К числу проблем относятся:

противоречивость и недостаточная сформированность законодательной базы в сфере дополнительного образования;

ограниченность необходимых условий, обеспечивающих доступность дополнительного образования для детей и учащейся молодежи;

ведомственный характер усилий исполнительных органов государственной власти и муниципальных органов управления, организаций по сохранению и развитию системы дополнительного образования;

недостаточное развитие механизмов государственно-общественного управления в системе дополнительного образования;

несовершенство механизма нормативно-подушевого финансирования организаций дополнительного образования (норматив финансирования не  учитывает все виды деятельности и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, что не позволяет в полной мере обеспечить развитие материально-технической базы организаций);

ограниченность финансирования основных региональных и всероссийских мероприятий;

недостаточность в системе дополнительного образования программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

недостаточность программ дополнительного образования для детей старшего школьного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

тенденция нивелирования в молодежной среде духовных и культурных ценностей, толерантности и гражданской ответственности;

отставание темпов развития материально-технической базы организаций дополнительного образования технического профиля от темпов развития научно-технической мысли и современных технологических процессов, что является причиной низкого охвата обучающихся, занимающихся по программам данного направления;

возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов системы дополнительного образования, связанный со старением педагогических, методических и управленческих кадров.

Перечисленные проблемы отрицательно влияют на процесс создания единого образовательного пространства в Новосибирской области, использование в полной мере не только материально-технических, но и духовных, культурно-исторических, социальных ресурсов Новосибирской области.

Переход системы дополнительного образования в новое качественное состояние зависит от грамотных управленческих решений, консолидации и оптимизации использования ресурсов на основе межведомственного взаимодействия и требует компетентностного подхода к решению проблем дополнительного образования в условиях единой региональной системы, включающей сферу образования, культуры, спорта и молодежной политики. Это должно обеспечить стабильное развитие дополнительного образования, определить его роль и место в системе образования и социально-экономического развития Новосибирской области.

III. Цель и задачи Концепции

Цель - создание условий для подготовки квалифицированных специалистов в естественнонаучной и научно-технической сфере, выявление интереса и таланта у детей и учащейся молодежи к занятиям техническим и научно-техническим творчеством, создание для них системы мотивации и дальнейшего сопровождения.

Задачи:

увеличение доли дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и научно-технической направленности;

увеличение охвата детей и учащейся молодежи инновационными дополнительными общеобразовательными программами естественнонаучной и научно-технической направленностей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»