Действующий

Об утверждении концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 19.04.2016 N 103-рп

КОНЦЕПЦИЯ
развития инклюзивного образования в Новосибирской области
на 2016-2020 годы


I. Общие положения


Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с  Российской Федерации, Федеральным  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», и федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», Законом Новосибирской области от 12.03.1999 N 45-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 08.07.2013 N 296-п «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных технологий»,  постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 572-п «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях», постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 01.04.2015 N 925 «О Единой базе учета детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 25.03.2013 N 771 «О расширении проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», приказом министерства образования и науки Новосибирской области от 29.10.2013 N 2457 «О реализации Конвенции ООН о правах инвалидов в сфере образования на территории Новосибирской области».

В соответствии с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами государство обеспечивает доступность и качество образования детям с учетом их способностей, возможностей, желаний и интересов, в том числе посредством развития инклюзивного образования.

Целью инклюзивного образования является создание условий для обеспечения доступности, качества образования и полноценной социализации всех обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью. Достижение цели обеспечивается в процессе развития образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование в условиях развивающей образовательной среды, при решении следующих задач: формирование инклюзивной культуры участников образовательного процесса; создание инклюзивной политики; развитие инклюзивной практики (далее - инклюзивные образовательные организации).

Концепция разработана с целью обеспечения управления развитием инклюзивного образования как инновационного процесса на основе программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием. В Концепции раскрыты основные принципы и стратегические направления развития инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе образования Новосибирской области как наиболее уязвимых групп детского населения с особыми образовательными потребностями с позиции гарантии обеспечения прав на инклюзивное образование.

Стратегия реализации основных принципов и концептуальных идей развития инклюзивного образования отражается в плане действий по развитию инклюзивного образования в Новосибирской области, разрабатываемом в соответствии с мероприятиями государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - Государственная программа Новосибирской области), плане действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории Новосибирской области, утвержденном министром образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 3 июня 2015 года.

II. Понятия, используемые в Концепции


Основные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В целях настоящей Концепции также применяются следующие понятия:

Инклюзивная культура - формирование системы принципов и ценностей инклюзивного образования и обеспечение психологической безопасности, комфортности, сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Инклюзивная политика - обеспечение нормативно-правовых основ инклюзивного образования; развитие архитектурной, материально-технической и доступной пространственно-предметной среды.

Инклюзивная практика - удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, с учетом их разнообразия и индивидуальных возможностей, повышение профессиональной компетентности педагогов и обеспечение целенаправленного просвещения, консультирования, информирования всех участников образовательного процесса и других ведомств по вопросам инклюзивного образования.

Инклюзивное образовательное пространство Новосибирской области - совокупность образовательных пространств инклюзивных образовательных организаций и организаций, обеспечивающих организационное и методическое сопровождение инклюзивного образования, в том числе осуществляющих сотрудничество в единой системе сетевого взаимодействия.

Образовательная среда - это совокупность всех условий в образовательном пространстве, способствующая обучению, воспитанию и развитию обучающихся и воспитанников, включающая пространственно-предметный, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты.

Особые образовательные потребности (нужды) - это потребности обучающихся, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с физическими и умственными недостатками, а также с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими иди другими факторами.

К особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и инвалидностью относятся:

начало специального обучения сразу же после выявления нарушения развития ребенка;

учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации образовательного процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

максимальное расширение образовательного пространства за пределы образовательной организации.

Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь (далее - ППМС-помощь) - оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам по решению проблем обучения, воспитания, развития и лечения обучающихся с трудностями в освоении основных образовательных программ, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение (далее - ППМС-сопровождение) - профессиональная согласованная деятельность педагогов и специалистов сопровождения - педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, направленная на создание социально-психологических условий, в которых обучающийся достигнет максимально возможных для него результатов.

Психолого-медико-педагогический консилиум - одна из форм взаимодействия специалистов образовательной организации, объединяющихся для ППМС-сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ПМПК) - коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Ранняя помощь - семейно ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.

Сетевое взаимодействие - система взаимосвязей организаций,   обеспечивающих и реализующих инклюзивное образование с целью развития  доступности качественного образования для всех категорий граждан, вариативности образования, открытости образовательных организаций и насыщенности информационного поля, повышения профессиональной компетентности педагогов.