Государственная программа Новосибирской области
«Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения
Новосибирской области на 2014-2021 годы»
I. Паспорт государственной программы
Наименование | Государственная программа Новосибирской области «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области на 2014-2021 годы» (далее - государственная программа) |
Основные разработчики государственной программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы | Государственный заказчик государственной программы - министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее - Минтранс НСО) |
Руководитель государственной программы | Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области |
Исполнители отдельных мероприятий государственной программы | Минтранс НСО; мэрия города Новосибирска; организация, определенная в соответствии с действующим законодательством (Инвестор); транспортные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории Новосибирской области (на основании договоров об организации транспортного обслуживания, заключаемых по результатам конкурса или на временной основе ежегодно) |
Цель и задачи государственной программы | Цель государственной программы: обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области. Задачи государственной программы: 1. Обеспечение доступности услуг общественного (наземного, водного) пассажирского транспорта для населения Новосибирской области. 2. Повышение доступности пассажирских услуг метрополитена г. Новосибирска |
Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограммы не выделяются |
Сроки (этапы) реализации государственной программы | Сроки реализации государственной программы - 2014_2021 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются |
Объемы финансирования государственной программы | Общий объем расходов на финансирование мероприятий государственной программы за планируемый период составит 31 726 517,5* тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 3 381 760,8 тыс. рублей; 2015 год - 2 941 111,2 тыс. рублей; 2016 год - 3 046 111,2 тыс. рублей; 2017 год - 4 757 289,5 тыс. рублей; 2018 год - 4 642 289,5 тыс. рублей; 2019 год - 4 527 289,5 тыс. рублей; 2020 год - 4 412 289,5 тыс. рублей; 2021 год - 4 018 376,3 тыс. рублей; по источникам финансирования: средства федерального бюджета - 0 рублей; областной бюджет Новосибирской области - 22 660 028,4* тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2 248 260,8 тыс. рублей; 2015 год - 2 218 111,2 тыс. рублей; 2016 год - 2 277 111,2 тыс. рублей; 2017 год - 3 326 200,4 тыс. рублей; 2018 год - 3 268 700,4 тыс. рублей; 2019 год - 3 211 200,4 тыс. рублей; 2020 год - 3 153 700,4 тыс. рублей; 2021 год - 2 956 743,8 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 9 066 489,2* тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 1 133 500,0 тыс. рублей; 2015 год - 723 000,0 тыс. рублей; 2016 год - 769 000,0 тыс. рублей; 2017 год - 1 431 089,2 тыс. рублей; 2018 год - 1 373 589,2 тыс. рублей; 2019 год - 1 316 089,2 тыс. рублей; 2020 год - 1 258 589,2 тыс. рублей; 2021 год - 1 061 632,6 тыс. рублей; внебюджетные источники - 12 881 978,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2 503 528,0 тыс. рублей; 2015 год - 5 334 888,0 тыс. рублей; 2016 год - 3 405 150,0 тыс. рублей; 2017 год - 562 178,3 тыс. рублей; 2018 год - 447 178,3 тыс. рублей; 2019 год - 332 178,3 тыс. рублей; 2020 год - 217 178,3 тыс. рублей; 2021 год - 79 699,1 тыс. рублей; по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 22 660 028,4* тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 2 248 260,8 тыс. рублей; 2015 год - 2 218 111,2 тыс. рублей; 2016 год - 2 277 111,2 тыс. рублей; 2017 год - 3 326 200,4 тыс. рублей; 2018 год - 3 268 700,4 тыс. рублей; 2019 год - 3 211 200,4 тыс. рублей; 2020 год - 3 153 700,4 тыс. рублей; 2021 год - 2 956 743,8 тыс. рублей. Суммы средств, выделяемые из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней |
Основные целевые индикаторы государственной программы | 1. Уровень охвата жителей населенных пунктов муниципальных районов Новосибирской области внутренним водным, пригородным железнодорожным или регулярным автобусным сообщением. 2. Доля граждан, получивших проездные документы для реализации права на меры социальной поддержки при проезде на пассажирском транспорте, от общего количества граждан, имеющих данное право и обратившихся за получением. 3. Прирост к действующей маршрутной сети Новосибирского метрополитена (по отношению к 2013 году), км. 4. Количество строящихся объектов Новосибирского метрополитена. 5. Доля перевезенных метрополитеном пассажиров за отчетный период в общем количестве пассажиров, перевезенных муниципальным транспортом в г. Новосибирске |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь следующих результатов: 1. Доведение уровня охвата жителей населенных пунктов муниципальных районов Новосибирской области внутренним водным, пригородным железнодорожным или регулярным автобусным сообщением, составившего в 2014 году 97,1% от общей численности населения муниципальных районов Новосибирской области, до 97,7% в 2021 году. 2. Обеспечение беспрепятственного доступа к услугам общественного пассажирского транспорта гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на меры социальной поддержки при проезде на транспорте. 3. Обеспечение продления Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая нива» до станции «Молодежная» с двухпутной соединительной веткой до электродепо «Волочаевское» на 3,26 км. 4. Доведение удельного веса пассажирских перевозок Новосибирским метрополитеном в общем объеме пассажирских перевозок муниципальным транспортом города Новосибирска до 54% к 2017 году и в дальнейшем поддержание достигнутого уровня (в 2013 году - 48%) |
Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет | http://mintrans.nso.ru/zel/GP/Pages/default.aspx |
*Указаны предварительно запланированные объемы финансирования. Объемы финансирования будут уточнены после утверждения изменений областного бюджета Новосибирской области на очередной год и плановый период.
II. Обоснование необходимости реализации государственной программы
Государственная программа сформирована с учетом роли общественного пассажирского транспорта (наземного, внеуличного, внутреннего водного) в решении приоритетных задач Концепции развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области, утвержденной распоряжением администрации Новосибирской области от 17.04.2009 N 120-ра «Об утверждении Концепции развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области», и разработана в соответствии со стратегическими целями, сформулированными в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года» (далее - Стратегия), и с Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы».
В соответствии со Стратегией транспортный комплекс в совокупности с географическим положением Новосибирской области является важнейшим конкурентным преимуществом, которое должно быть сохранено, развито и максимально эффективно использовано. Совокупность основных положений Стратегии применительно к транспортному комплексу Новосибирской области предполагает реализацию ряда задач, в том числе по обеспечению возрастающей транспортной подвижности населения, повышению качества работы пассажирского транспорта.
Развитие транспортно-логистического узла Новосибирской области ставит ряд задач, которые необходимо решать в ближайшей перспективе. В частности, возрастает востребованность пассажирского транспорта, вызванная трудовой (маятниковой) миграцией населения, концентрацией наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, и в то же время, ростом жилых массивов, созданием новых промышленных, транспортных, логистических объектов в пригородной зоне Новосибирска.
Сформировавшаяся транспортная сеть в основном обеспечивает потребности населения Новосибирской области в пассажирских перевозках. Все муниципальные районы и крупные муниципальные образования Новосибирской области охвачены транспортным сообщением. Мобильность населения обеспечивается железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, городским пассажирским (автомобильным и электрическим) и внеуличным (метрополитен и городская железная дорога) транспортом.
Основные проблемы в обеспечении пассажирских перевозок связаны с активным ростом Новосибирской агломерации, возрастанием потребностей, связанных с трудовой (маятниковой) миграцией населения, а также увеличением подвижности населения в целях удовлетворения культурно-бытовых и социальных нужд. Данные тенденции обуславливают рост транспортной подвижности в целом по Новосибирской области, увеличение объема пассажирских перевозок, рост средней дальности поездок в городе Новосибирске и в пригородном транспорте, также отмечается увеличение мобильности граждан льготных категорий.
Регулярными маршрутами пассажирского железнодорожного сообщения охвачена наиболее густонаселенная часть территории Новосибирской области с населением более 70% от общей численности. В транспортном обслуживании населения города Новосибирска и Новосибирской области задействованы 84 остановочные платформы, 43 железнодорожные станции. На перевозке пассажиров задействовано до 73 пар электропоездов. В целях эффективного использования городской транспортной инфраструктуры были построены дополнительные платформы в черте города, формируются комплексные пересадочные узлы, обеспечивающие связь железнодорожного и городского пассажирского транспорта.
В ряде муниципальных районов Новосибирской области пассажирский железнодорожный транспорт выполняет организующую роль при обеспечении пассажирских перевозок в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении.
Пригородное автобусное сообщение организовано в Новосибирской области на 83 маршрутах, на которых задействовано 603 автобуса. В летний период для перевозки пассажиров к садово-дачным обществам и кооперативам в городах и районных центрах Новосибирской области дополнительно организуется 27 сезонных маршрутов, на которых задействовано 50 автобусов.
Пригородный пассажирский речной транспорт, вследствие незначительных объемов и сезонности работы, рассматривается как вспомогательный вид транспорта. Общая протяженность водных путей пассажирского сообщения по маршруту «Речной вокзал - Седова Заимка» составляет 50 км, количество остановочных пунктов - 7. Дополнительно осуществляется транспортировка пассажиров через Новосибирское водохранилище на паромных переправах «р.п. Ордынское - с. Нижнекаменка» и «с. Спирино - с. Чингиз».
Вместе с тем, по данным анализа в сфере общественных пассажирских перевозок по итогам 2014 года:
171 населенный пункт в 30 муниципальных районах Новосибирской области не охвачен регулярным автобусным сообщением;
в связи с отсутствием автодорог с твердым покрытием до отдаленных сельских населенных пунктов, обеспечивающих необходимые условия безопасности движения, около 2,9% населения муниципальных районов Новосибирской области не охвачены регулярным автобусным, внутренним водным или пригородным железнодорожным сообщением;
актуальной проблемой в сфере общественного пассажирского транспорта является необходимость обеспечения равной доступности услуг общественного пассажирского транспорта для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте;
вследствие имеющейся разницы между установленными (регулируемыми) тарифами и фактической себестоимостью перевозок пассажиров на большей части регулярных маршрутов с незначительной интенсивностью пассажиропотоков, на внутрирайонных (сельских) автобусных маршрутах, на пригородных маршрутах железнодорожного, автомобильного и водного транспорта пассажирские перевозки являются нерентабельными.
В целях обеспечения достигнутого уровня транспортного обслуживания населения (в 2014 году уровень охвата жителей населенных пунктов муниципальных районов Новосибирской области внутренним водным, пригородным железнодорожным или регулярным автобусным сообщением составил 97,1%, в 2021 году данный показатель планируется довести до 97,7%) и безубыточной работы перевозчиков в рамках государственной программы необходимо продолжать осуществление:
государственной поддержки организаций пассажирского транспорта (предоставление субсидий организациям, осуществляющим перевозки граждан, в целях возмещения им затрат или недополученных доходов, возникающих в определенных законодательством случаях);
финансового обеспечения действующих и принимаемых расходных обязательств Новосибирской области по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте.
В целях обеспечения современного технического обслуживания процессов пассажирских перевозок необходимо продолжить внедрение и развитие системы электронной продажи билетов на все виды транспорта, системы безналичной оплаты проезда с использованием микропроцессорных карт на пассажирском транспорте.
Для эффективного развития системы городского пассажирского транспорта города Новосибирска чрезвычайно важным является продолжение строительства объектов Новосибирского метрополитена.
Ежегодно Новосибирский метрополитен перевозит более 80 миллионов пассажиров. В среднем в сутки метрополитен перевозит более 225 тыс. пассажиров, при этом максимальная суточная перевозка пассажиров составляет 342,3 тыс. человек. Доля метрополитена в общегородских перевозках пассажиров около 17,4% от общего объема перевозок пассажиров. На 2-х линиях метрополитена задействовано 23 состава с общим количеством - 92 вагона. Общая протяженность маршрутной сети - 15,9 км, станций - 13.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 26.03.2012 N 2880 «О продлении Дзержинской линии Новосибирского метрополитена» предусмотрено строительство участка Дзержинской линии метрополитена от станции «Золотая нива» до станции «Молодежная» и двухпутной соединительной ветки до электродепо «Волочаевское» с вводом в эксплуатацию в 2016 году.
Первоочередность продления Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» до электродепо «Волочаевское» обусловлена, главным образом, необходимостью наличия, согласно действующим нормам, на каждой линии метрополитена собственного электродепо. Действующее с 1986 года электродепо «Ельцовское» в настоящее время работает на пределе своих возможностей, обеспечивая две линии метрополитена.
Участок Дзержинской линии Новосибирского метрополитена от станции «Золотая Нива» до станции «Молодежная» проходит по территории Дзержинского и Октябрьского районов города Новосибирска. Постоянное население в городе Новосибирске на 1 января 2013 года составляло - 1523,8 тыс. человек (около 72% населения Новосибирской области). Численность населения Дзержинского района составляет 168,5 тыс. человек (11,1% населения города), Октябрьского района - 205,13 тыс. человек (13,4% населения города).
На линии предусмотрено размещение двух станций: «Гусинобродская» и «Молодежная».