Государственная программа Новосибирской области
«Сохранение, воспроизводство и устойчивое использование охотничьих
ресурсов Новосибирской области в 2015-2020 годах»
I. Паспорт
государственной программы Новосибирской области
«Сохранение, воспроизводство и устойчивое использование охотничьих
ресурсов Новосибирской области в 2015-2020 годах»
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 07.08.2018 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование государственной программы | Государственная программа Новосибирской области «Сохранение, воспроизводство и устойчивое использование охотничьих ресурсов Новосибирской области в 2015-2020 годах» (далее - государственная программа) | |||
Разработчики государственной программы | Департамент по охране животного мира Новосибирской области с 01.01.2015 по 30.03.2018. Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области с 30.03.2018 по 31.12.2020. Рабочая группа утверждена приказом департамента по охране животного мира Новосибирской области от 26.03.2014 N 71 «О создании рабочей группы» | |||
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы | Департамент по охране животного мира Новосибирской области с 01.01.2015 по 30.03.2018. Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области с 30.03.2018 по 31.12.2020 | |||
Руководитель государственной программы | Временно исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии А.В. Дубовицкий | |||
Исполнители подпрограмм государственной программы, мероприятий государственной программы | Департамент по охране животного мира Новосибирской области (до 30.03.2018); министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (с 30.03.2018); государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция» | |||
Цели и задачи государственной программы | Цель государственной программы: обеспечение сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов Новосибирской области. Задачи государственной программы: 1. Охрана и воспроизводство животного мира, устойчивое использование охотничьих ресурсов на территории охотничьих угодий Новосибирской области. 2. Сохранение и обеспечение устойчивого развития государственных природных заказников регионального значения Новосибирской области (далее - заказники) | |||
Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограммы не выделяются | |||
Сроки (этапы) реализации государственной программы | 2015-2020 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются | |||
Объемы финансирования государственной программы | Общий объем финансирования государственной программы составляет 263925,3 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования: субвенции из федерального бюджета бюджету Новосибирской области на осуществление переданного полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - федеральный бюджет (субвенции) - 112637,8 тыс. руб.; областной бюджет Новосибирской области - 151287,5 тыс. руб. Общий объем финансирования государственной программы по годам и источникам финансирования, всего: 2015 год - 73342,3 тыс. руб., 2016 год - 62486,6 тыс. руб., 2017 год - 67674,8 тыс. руб., 2018 год - 19637,2 тыс. руб., 2019 год - 20155,9 тыс. руб., 2020 год - 20628,5 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет (субвенции): 2015 год - 15210,9 тыс. руб., 2016 год - 19885,5 тыс. руб., 2017 год - 18629,7 тыс. руб., 2018 год - 19133,9 тыс. руб., 2019 год - 19652,6 тыс. руб., 2020 год - 20125,2 тыс. руб.; областной бюджет Новосибирской области: 2015 год - 58131,4 тыс. руб., 2016 год - 42601,1 тыс. руб., 2017 год - 49045,1 тыс. руб., 2018 год - 503,3 тыс. руб., 2019 год - 503,3 тыс. руб., 2020 год - 503,3 тыс. рублей | |||
Основные целевые индикаторы государственной программы | Индекс численности охотничьих ресурсов в охотничьих хозяйствах по видам (к уровню 2015 года). Достоверность информации о численности охотничьих ресурсов. Доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их численности в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Новосибирской области. Доля видов охотничьих ресурсов, по которым ведется учет их добычи в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Новосибирской области. Отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по видам. Продуктивность охотничьих угодий. Доля площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Новосибирской области. Доля нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены акты о привлечении к административной или уголовной ответственности, в общем количестве выявленных нарушений. Доля заказников, на которых проведены работы по определению местоположения границ объекта землеустройства - границ зоны с особыми условиями использования территории. Доля территории, занятой особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в общей площади Новосибирской области | |||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы,выраженные в количественно измеримых показателях | Реализация государственной программы к концу 2020 года позволит увеличить (по отношению к уровню 2015 года) численность основных видов охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области, в частности: лося на 34 процентных пункта, косули на 28 процентных пунктов, соболя на 16 процентных пунктов. В целях создания условий для обеспечения охраны животного мира планируется ежегодное обеспечение инспекторов необходимыми документами для ведения деятельности (на 100% от потребности), что позволит повысить количество выявляемых нарушений и довести долю нарушений, выявленных при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора, по которым вынесены акты о привлечении к административной либо уголовной ответственности, до 99% к концу 2020 года (что на 2 процентных пункта выше аналогичного показателя 2014 года). Разработка и принятие мер по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в области охоты будет способствовать предупреждению правонарушений и формированию позитивного правосознания населения различных возрастных групп. В целях сохранения охотничьих ресурсов и информирования населения о местоположении границ общедоступных охотничьих угодий и зон охраны охотничьих ресурсов, а также обеспечения ведения легитимной охоты в рамках государственной программы планируется: ежегодно обеспечивать 100% (от общего количества заявок) охотников разрешениями на право охоты и добычу; закончить проведение работ по определению местоположения границ объекта землеустройства - границ зоны с особыми условиями использования территории (в 2015 году данный показатель достигнет 100% и будет сохранен до 2020 года, что на 62,5 процентного пункта выше, чем в 2014 году); начиная с 2018 года установить 45 информационных знаков для обозначения на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, что к концу 2020 года составит 30% от общей потребности в их установке; увеличить долю площади закрепленных охотничьих угодий в общей площади охотничьих угодий Новосибирской области до 61,5% (в сравнении с 2016 годом - 54,6%) к концу реализации государственной программы. В целях получения достоверной и объективной информации о текущем состоянии охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области и достижения показателя ее достоверности на уровне 92% к концу 2020 года (в 2014 году - 86%) планируется ежегодно до конца реализации государственной программы обеспечивать проведение государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, что обеспечит непрерывность системы регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, в частности планируется к концу 2020 года: обеспечить учет численности 95% видов охотничьих ресурсов в рамках проведения государственного мониторинга (значение аналогичного показателя 2014 года - 43%); обеспечить учет добычи 72% видов охотничьих ресурсов в рамках проведения государственного мониторинга (значение аналогичного показателя 2014 года - 55%). Увеличить к концу 2020 года (по отношению к уровню 2016 года) фактическую добычу охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по видам: лося на 15,5 процентного пункта, косули на 3,3 процентного пункта, соболя на 25,1 процентного пункта, бурого медведя на 9,9 процентного пункта. Повысить к концу 2020 года продуктивность охотничьих угодий до 12,66% (в сравнении с 2017 годом - 5,82%). Обеспечить к концу 2019 года деятельность не менее трех государственных охотничьих инспекторов в муниципальном образовании, на территории которого находятся охотничьи угодья, и сохранить достигнутый уровень до конца реализации государственной программы | |||
Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет | https://dlh.nso.ru/page/2043 |
II. Обоснование необходимости реализации государственной программы
(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 07.08.2018 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)
Государственная программа определяет цель, задачи и направления развития в области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов Новосибирской области в 2015-2020 годах.
Охрана животного мира является одной из главных составляющих для сохранения биоразнообразия нашей планеты. Вопросы охраны и устойчивого использования природных ресурсов приобретают в настоящее время особое значение.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо продолжать принимать и совершенствовать меры, позволяющие минимизировать угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного мира, утраты природных комплексов и обеспечить их сохранность при устойчивом развитии Новосибирской области.
Состояние охотничьих ресурсов в Новосибирской области на постоянной основе требует государственного регулирования и контроля и характеризуется следующим:
1. На территории Новосибирской области создана сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), площадь которых составляет 1 473,749505 тыс. га, в том числе: 1 заказник федерального значения площадью 119,8 тыс. га; 24биологических заказника регионального значения (далее - заказники) общей площадью 1 309,8137 тыс. га; 54 памятника природы регионального значения общей площадью 44,09887 тыс. га; 2ООПТ местного значения общей площадью 0,036935 тыс. га. Доля заказников регионального значения составляет 7,35% в общей площади Новосибирской области. Большая часть заказников организована и функционирует на постоянной территории, где длительное время складывались определенные биогеоценозы, обусловливающие сосуществование растительных и животных организмов на определенном ландшафте. Нарушение или разрушение одной из систем данных сообществ может привести к необратимым последствиям.
В целях обеспечения охраны животного и растительного мира, расположенного на территории заказников, следует на постоянной основе осуществлять поддержку функционирования заказников, в том числе путем проведения регулярных наблюдений и мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, растительного разнообразия, их подкормки.
2. Основными проблемами, препятствующими сохранению и восстановлению диких животных, являются: нарушение гражданами и должностными лицами правил охоты, нарушение правил пользования объектами животного мира юридическими лицами; несоблюдение режима особо охраняемых природных территорий областного значения; недостаточное уничтожение вредных для охотничьего хозяйства животных.
В целях сохранения и восстановления численности популяций охотничьих, редких и исчезающих видов животных, усиления контроля над деятельностью граждан и должностных лиц возникает необходимость обустройства заказников, определение их на местности, в том числе путем установления информационных знаков. Кроме того, в целях обеспечения надлежащего контроля за порядком необходима поддержка надлежащего состояния материально-технической базы заказников.
3. Важная роль отводится приведению в соответствие с рекомендациями, резолюциями и решениями Сторон, указанными в Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02.02.1971 (г. Рамсар) водно-болотных угодий, расположенных в Новосибирской области.
Общая площадь водно-болотных угодий составляет 498,68 тыс. га, которые находятся на территории общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, а также входят в состав особо охраняемых природных территорий федерального значения. В настоящее время границы водно-болотных угодий и мест массового гнездования и массового скопления водоплавающих и околоводных птиц общей протяженностью 360 км не приведены в соответствие, а именно не обозначены на местности информационными знаками.
4. Общая площадь обитания объектов животного мира Новосибирской области составляет 17 756,17 тыс. га, из них: 8 527,77 тыс. га (48,1%) закреплено за охотпользователями; 7 072,23 тыс. га (39,8%) являются общедоступными охотничьими угодьями; 1 473,75 тыс. га (8,3%) входят в состав особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения; 682,42 тыс. га (3,8%) иные территории, являющиеся средой обитания охотничьих ресурсов.
Наличие общедоступных охотничьих угодий, не закрепленных за охотпользователями, определяет необходимость принятия комплекса мер по охране охотничьих ресурсов и проведению биотехнических мероприятий.
Для надлежащего обеспечения работы в области федерального государственного охотничьего надзора имеется недостаток вездеходных транспортных средств для создания надежного заслона браконьерам в отдаленных и труднодоступных охотничьих угодьях, а также в период весенней и осенней распутицы. В связи с чем, требуется увеличить обеспеченность межрайонных отрядов отдела охраны и государственного надзора, осуществляющих свою деятельность в отдаленных и труднодоступных охотничьих угодьях Новосибирской области, вездеходной техникой, плавсредствами и другим оборудованием.
5. В настоящее время наиболее масштабно проводятся только природоохранные мероприятия, охватывая практически всю площадь охотничьих угодий, а биотехнические, направленные на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечение их воспроизводства, только в закрепленных охотничьих угодьях и в заказниках.
Эксплуатация охотничьих ресурсов невозможна без их воспроизводства. Процесс восстановления их поголовья необходим не только для восполнения потерь популяций животных от естественных причин, промысла, ущерба, наносимого браконьерством, но также для обеспечения их устойчивого использования. Наилучший результат может быть получен путем применения комплекса различных мероприятий, среди которых приоритетными являются природоохранные, воспроизводственные и биотехнические мероприятия. В целях получения максимального эффекта указанные мероприятия должны осуществляться на всей площади охотничьих угодий.
В связи с чем, в рамках государственной программы планируется проведение биотехнических мероприятий, направленных на поддержание и увеличение численности охотничьих ресурсов, обеспечение их воспроизводства на территории общедоступных охотничьих угодий, не закрепленных за охотпользователями и не входящих в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Для снижения негативного воздействия внешних факторов, приводящих к сокращению биоразнообразия и трансформации природной среды и природных ландшафтов, а также для сохранения рекреационных ресурсов, осуществления научной и эколого-воспитательной деятельности необходимо обеспечить дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий, обеспечить их охрану и нормальное функционирование.
Приоритетными объектами охраны являются редкие виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу Новосибирской области (180 видов растений и 157 видов животных).
С 2011 года действует совет при департаменте по охране животного мира Новосибирской области по вопросам охраны, контроля, воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира на территории Новосибирской области.
В 2013 году деятельность департамента по охране животного мира Новосибирской области в сфере совершенствования оказания государственных услуг была направлена на дальнейшее развитие системы предоставления государственных услуг, а также повышение качества и доступности их предоставления. 10.10.2013 заключено Соглашение о взаимодействии между департаментом и многофункциональным центром организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
В 2013 году федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова» закончил выполнение научно-исследовательской работы по проведению территориального охотустройства Новосибирской области. По итогам работы составлена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Новосибирской области (далее - Схема), которая после согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждена постановлением Губернатора Новосибирской области от 24.07.2014 N 119.
Таким образом, основными проблемами в сфере воспроизводства и использования охотничьих ресурсов в Новосибирской области, на решение которых будет направлена реализация государственной программы, являются: