Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 23.01.2015 N 22-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2020 годах» следующие изменения:
1. В наименовании, пунктах 1, 2, 3 постановления слова «в 2015-2020 годах» заменить словами «в 2015-2022 годах».
2. В наименовании, пункте 1 приложения N 1 к постановлению слова «в 2015-2020 годах» заменить словами «в 2015-2022 годах».
3. В наименовании, пункте 1 приложения N 2 к постановлению слова «в 2015-2020 годах» заменить словами «в 2015-2022 годах».
4. Государственную программу Новосибирской области «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2020 годах изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.Ф.Городецкий
Государственная программа Новосибирской области
«Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения
в Новосибирской области» в 2015-2022 годах
(далее - государственная программа)
I. Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы | «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015-2022 годах |
Основные разработчики государственной программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее - Минтранс НСО) |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы | Минтранс НСО |
Руководитель государственной программы | Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области |
Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы | Минтранс НСО совместно с государственным казенным учреждением Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (далее - ГКУ НСО ТУАД) во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) |
Цели и задачи государственной программы | Цель государственной программы: развитие и обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения для обеспечения внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения Новосибирской области и для усиления роли Новосибирска как крупнейшего транспортно-логистического узла азиатской части России. Задачи государственной программы: 1. Развитие и модернизация автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. 2. Обеспечение сохранности и восстановления автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных сооружений на них, а также улично-дорожной сети в муниципальных образованиях Новосибирской области |
Перечень подпрограмм государственной программы | Подпрограммы не выделяются |
Сроки (этапы) реализации государственной программы | 2015-2022 годы, этапы реализации государственной программы не выделяются |
Объемы финансирования государственной программы | Общий объем расходов на финансирование мероприятий государственной программы за планируемый период (с учетом прогнозных показателей) составит 80116697,7 тыс. рублей, в том числе по источникам: федеральный бюджет* - 12480735,0 тыс. рублей; областной бюджет - 66985646,2 тыс. рублей; местные бюджеты* - 650316,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 7011810,4 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1719184,8 тыс. рублей; областной бюджет - 5117990,2 тыс. рублей; местные бюджеты* - 174635,4 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 5117990,2 тыс. рублей; 2016 год - 7820920,2 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1161987,5 тыс. рублей; областной бюджет - 6598878,1 тыс. рублей; местные бюджеты* - 60054,6 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 6598878,1 тыс. рублей; 2017 год - 10549564,1 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1659534,2 тыс. рублей; областной бюджет - 8830444,6 тыс. рублей; местные бюджеты* - 59585,3 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 8830444,6 тыс. рублей; 2018 год - 10420450,4 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1588005,7 тыс. рублей; областной бюджет - 8769284,3 тыс. рублей; местные бюджеты* - 63160,4 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 8769284,3 тыс. рублей; 2019 год - 10709308,9 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1588005,7 тыс. рублей; областной бюджет - 9054353,2 тыс. рублей; местные бюджеты* - 66950,0 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 9054353,2 тыс. рублей; 2020 год - 10972170,0 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1588005,7 тыс. рублей; областной бюджет - 9313197,2 тыс. рублей; местные бюджеты* - 70967,1 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 9313197,2 тыс. рублей; 2021 год - 11203041,4 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1588005,7 тыс. рублей; областной бюджет - 9539810,6 тыс. рублей; местные бюджеты* - 75225,1 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 9539810,6 тыс. рублей; 2022 год - 11429432,3 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет* - 1588005,7 тыс. рублей; областной бюджет - 9761688,0 тыс. рублей; местные бюджеты* - 79738,6 тыс. рублей, из них по главным распорядителям бюджетных средств: Минтранс НСО - 9761688,0 тыс. рублей |
Основные целевые индикаторы государственной программы | Основные целевые индикаторы государственной программы: удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог регионального и межмуниципального значения; плотность автодорог регионального и межмуниципального значения с твердым покрытием на 1000 кв.км территории; протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области; объем ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения; прирост протяженности сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области в результате строительства новых автомобильных дорог; прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог; общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчетного года; удельный вес автодорог регионального значения с твердым покрытием (опорная сеть), не соответствующих нормативным требованиям; удельный вес мостовых сооружений на автодорогах регионального и межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствующих нормативным требованиям |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях: увеличение удельного веса автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог регионального и межмуниципального значения на 3,26 процентных пункта (далее - проц. п.) по сравнению с 2014 годом; увеличение плотности автодорог регионального и межмуниципального значения с твердым покрытием на 2,69 км/1000 кв.км территории по сравнению с 2014 годом; увеличение протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области в 2022 году на 109,9 км по сравнению с 2014 годом; ввод в эксплуатацию после строительства и реконструкции 663,2 км автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения за период 2013-2022 годов; увеличение протяженности сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области в результате строительства новых автомобильных дорог в 2022 году на 102,4 км по сравнению с 2014 годом; увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог в 2022 году на 445,7 км по сравнению с 2014 годом; увеличение общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к концу 2022 года на 486,2 км по сравнению с 2014 годом; снижение удельного веса автодорог регионального значения с твердым покрытием (опорная сеть), не соответствующих нормативным требованиям, на 13,1 проц. п. по сравнению с 2014 годом; снижение удельного веса мостовых сооружений на автодорогах регионального и межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствующих нормативным требованиям, на 2,2 проц. п. по сравнению с 2014 годом |
Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет | http://mintrans.nso.ru/zel/GP/Pages/default.aspx |
*Прогнозные объемы.
II. Обоснование необходимости реализации государственной программы
Новосибирская область обладает специфической пространственной структурой: подавляющая часть ее экономического потенциала расположена в Новосибирской городской агломерации, куда наряду с Новосибирском входят также города Бердск, Искитим, Обь, рабочие поселки Кольцово, Краснообск. «Большой Новосибирск» составляет около 80% населения области, и подобная моногородская структура размещения оказывает серьезное влияние на тенденции и эффективность экономического развития региона. Отсутствие других крупных городов снижает возможности диверсификации хозяйственной деятельности и объективно делит всю территорию на два полюса: относительно благополучную городскую агломерацию и в значительной своей части существенно менее развитые сельские территории.
Серьезной и специфической проблемой развития Новосибирской области является сильная загруженность основных транспортных артерий города Новосибирска, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах. По плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие является показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) Новосибирская область занимает место лишь в шестом десятке регионов Российской Федерации, и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста.
Автодорожная сеть в Новосибирской области по состоянию на 01.01.2015 включает в себя 25344,3 км автодорог общего пользования, в том числе: 3274,4 км автодорог регионального значения, 9511,6 км автодорог межмуниципального значения, 12558,3 км автодорог местного значения.
В государственной собственности Новосибирской области находятся автодороги регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 12785,95 км, из них с усовершенствованным типом покрытия - 3535,78 км, с переходным (щебеночным) типом покрытия - 6752,48 км, грунтовых автодорог - 2497,69 км.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования в Новосибирской области невысока и по состоянию на 01.01.2014 составляет 57,2 км/1000 кв.км (это примерно 57 место по Российской Федерации), неравномерность ее развития ограничивает развитие Новосибирской области.
По данным Федеральной службы государственной статистики доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2014 года составляет около 30% (это примерно 38 место по Российской Федерации и 6 место по Сибирскому федеральному округу).
Состояние автодорожной сети не соответствует тенденциям автомобилизации и перспективным задачам развития транспортного комплекса Новосибирской области. Продолжает усугубляться несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки. Требуется коренная модернизация и восстановление автодорожной сети Новосибирской области.
Не в лучшем состоянии находятся искусственные сооружения на автодорожной сети Новосибирской области. Из 265 мостов по состоянию на 01.01.2015 около 18% находится в неудовлетворительном состоянии, что существенно снижает пропускную способность и безопасность автодорожной сети.
В настоящее время идет активный процесс развития Новосибирской агломерации, вызванный процессами развития рынка труда, концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, ростом жилых массивов, созданием новых промышленных, транспортных, логистических объектов в пригородной зоне, формированием целых зон экономического развития. Дорожно-транспортный комплекс как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития города Новосибирска и области.
Такая ситуация, в свою очередь, требует активного развития автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности как Новосибирской агломерации (трудовая маятниковая миграция населения, доставка грузов для нужд города и так далее), так и соседних регионов, развивающих свои связи с Новосибирским транспортным узлом.
На среднесрочную и долгосрочную перспективу ожидается существенное увеличение нагрузки на всю остальную автодорожную сеть Новосибирской области, напрямую не связанную с развитием Новосибирского транспортного узла.
В этой ситуации основные действия должны быть направлены на мероприятия по обеспечению в полной мере:
1) содержания автодорог и искусственных сооружений на них, при котором должно быть приостановлено разрушение автодорог и обеспечена их сохранность и безопасность движения по ним;
2) ремонта автодорог и искусственных сооружений на них, который также должен приостановить разрушение автодорог и обеспечить доведение их технических параметров до состояния, соответствующего уровню нормативных нагрузок;
3) ликвидации (реконструкции) наиболее неблагоприятных участков автодорог с высокой повторяемостью дорожно-транспортных происшествий;
4) высокого качества ремонтных работ, при котором может быть достигнута эксплуатационная надежность и долговечность автодорог и искусственных сооружений на них.
Для решения обозначенных задач развития автодорожной сети в Новосибирской области в условиях ограниченного финансирования принимаемые меры должны носить направленный целевой характер, чему способствует применение программно-целевого подхода.
Необходимость разработки и реализации государственной программы обуславливается следующими факторами:
социально-экономической остротой проблемы;
необходимостью привлечения средств федерального бюджета к решению поставленных задач;
высокой капиталоемкостью и длительностью инвестиционных сроков реализации автодорожных проектов, требующих соответствующего горизонта планирования инвестиций, направляемых на развитие и совершенствование автодорожной сети;
необходимостью решения проблемы сокращения разрывов между ежегодными нормативными объемами ремонта и накопившегося за последний период недоремонта автодорог и дорожных сооружений на них;
необходимостью постепенного планового перехода на нормативный способ среднесрочного планирования затрат на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту автомобильных дорог.
Цель государственной программы имеет долгосрочный характер, ее достижение невозможно обеспечить в рамках одного года, поэтому предлагается программа мер по развитию автодорожной инфраструктуры до 2022 года.
Программа позволит определить оптимальное распределение средств на ближайшие годы по направлениям, решающим первоочередные задачи в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с долгосрочными приоритетами государственной политики в сфере дорожного комплекса Новосибирской области, для реализации одной из целей Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, создания на территории области одного из главных транспортно-логистических центров Востока России приоритетом является строительство качественных дорог, обеспечивающих полную транспортную доступность с минимальным временем в пути к городу Новосибирску для всех муниципальных районов Новосибирской области, объездных автомобильных дорог Новосибирска и улично-дорожной сети муниципальных образований в целях развития Новосибирской агломерации и обеспечения внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения Новосибирской области и для усиления роли Новосибирска как крупнейшего транспортно-логистического узла азиатской части России.
III. Цели и задачи государственной политики, важнейшие целевые индикаторы государственной программы
Целью государственной программы является развитие и обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения для обеспечения внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения Новосибирской области и для усиления роли Новосибирска как крупнейшего транспортно-логистического узла азиатской части России.
Задачами государственной программы являются:
1. Развитие и модернизация автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
2. Обеспечение сохранности и восстановления автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных сооружений на них, а также улично-дорожной сети в муниципальных образованиях Новосибирской области.
Основными целевыми показателями государственной программы являются:
удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог регионального и межмуниципального значения;
плотность автодорог регионального и межмуниципального значения с твердым покрытием (км автодорог на 1000 кв.км территории);
протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области;
объем ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения;
прирост протяженности сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области в результате строительства новых автомобильных дорог;
прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения на территории Новосибирской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог;
общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 31 декабря отчетного года;
удельный вес автодорог регионального значения с твердым покрытием (опорная сеть), не соответствующих нормативным требованиям;
удельный вес мостовых сооружений на автодорогах регионального и межмуниципального значения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии и не соответствующих нормативным требованиям.
Система целевых показателей государственной программы представлена в приложении N 1 к государственной программе.
IV. Система основных мероприятий государственной программы
В основу программных мероприятий положен проектный подход, то есть планируется реализовать ряд проектов по сохранению и развитию автомобильных дорог в Новосибирской области, в том числе:
Задача 1 «Развитие и модернизация автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них» будет реализована следующими мероприятиями:
1.1. Строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в целях увеличения их пропускной способности.
Реализация указанного мероприятия позволит увеличить удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог регионального и межмуниципального значения на 3,26 проц. п. по сравнению с 2014 годом, увеличить плотность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения с твердым покрытием на 2,69 км/1000 кв.км территории по сравнению с 2014 годом, увеличить протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Новосибирской области в 2022 году на 73,9 км по сравнению с 2014 годом, увеличить протяженность сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Новосибирской области в результате строительства новых автомобильных дорог в 2022 году на 73,9 км по сравнению с 2014 годом, увеличить протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Новосибирской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог в 2022 году на 376,8 км по сравнению с 2014 годом, ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 537,0 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за период 2013-2022 годов, в том числе ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Реализация мероприятий задачи 1 направлена на оптимизацию пространственного развития Новосибирской области на основе гармоничного сочетания развития Новосибирского мегаполиса, других городов и сельских районов.
Задача 2 «Обеспечение сохранности и восстановления автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и искусственных сооружений на них, а также улично-дорожной сети в муниципальных образованиях Новосибирской области» решается путем реализации следующих мероприятий:
2.1. Капитальный ремонт, ремонт, содержание, иные мероприятия в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, в том числе:
2.1.1. Капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятия позволит привести технические параметры автомобильных дорог и искусственных сооружений до значений, соответствующих присвоенной им технической категории, усовершенствовать дорожную одежду и сделать ее более прочной и долговечной.
2.1.2. Ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятия позволит восстановить изношенные верхние слои покрытий, восстановить дорожную одежду на участках с пучинистыми и слабыми грунтами, а также выполнить другие работы некапитального характера по восстановлению потребительских свойств автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
2.1.3. Содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятия позволит обеспечить поддержание транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и искусственных сооружений в состоянии, соответствующем требованиям действующих отраслевых нормативов.
2.1.4. Выполнение работ по инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятия позволит завершить государственную регистрацию права собственности Новосибирской области на автомобильные дороги и земельные участки, входящие в полосы отвода автомобильных дорог, а также права ГКУ НСО ТУАД на оперативное управление и постоянное (бессрочное) пользование.