Действующий

Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области» (с изменениями на 18 апреля 2024 года)

I. «Стратегические приоритеты в сфере реализации
государственной программы Новосибирской области Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области»

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 27.03.2024 N 141-п
, - см. предыдущую редакцию)


1. Оценка текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Государственная политика в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 261-ФЗ) осуществляется в Новосибирской области в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.03.2015 N 89-п (далее - государственная программа).

Государственная программа охватывает государственные учреждения бюджетной сферы, систему коммунальной инфраструктуры Новосибирской области.

В соответствии с требованием Закона N 261-ФЗ государственные учреждения обязаны обеспечить снижение потребляемых ресурсов. Во исполнение установленного требования государственными учреждениями, подведомственными областным исполнительным органам Новосибирской области (далее - государственные учреждения), мероприятия энергосбережения осуществлялись в рамках государственной программы, программ энергосбережения государственных учреждений и в рамках текущей эксплуатации зданий государственных учреждений.

В 2023 году по сравнению с 2014 годом потребление электрической энергии государственными учреждениями не уменьшилось, несмотря на проведенные в течение данных десяти лет мероприятия энергосбережения. Это связано, прежде всего, со вводом в эксплуатацию мощного оборудования (установка серверов), с реорганизациями учреждений, а также увеличением штатной численности специалистов, числа посетителей или обучающихся, с установкой дополнительного электрооборудования, увеличением времени работы филиалов государственного автономного учреждения Новосибирской области «Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области».

За указанный период времени потребление тепловой энергии государственными учреждениями снизилось на 12% в результате реализации мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Во исполнение Закона N 261-ФЗ государственными учреждениями разрабатываются и реализуются программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В рамках данных программ мероприятия энергосбережения и повышения энергетической эффективности выполняются государственными учреждениями, имеющими договоры с энергоснабжающими организациями на предоставление электрической и тепловой энергии или имеющими собственные источники тепловой энергии.

Проблемами систем жизнеобеспечения - теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, препятствующими обеспечению энергетической эффективности в коммунальной сфере, являются:

устаревшее оборудование, большой срок службы и изношенность инженерных коммуникаций, в том числе систем теплоснабжения, котельных в муниципальных образованиях;

наличие технологических, коммерческих потерь (нераспределенного тепла);

превышение удельных показателей расхода топливно-энергетических ресурсов на выработку тепловой энергии.

Проблема надежности теплоснабжения в небольших поселениях на территории Новосибирской области связана с муниципальными котельными, которые в настоящее время являются убыточными из-за невозможности сбалансировать выработку и потребление тепловой энергии при существующем тарифе.

Анализ финансово-экономической деятельности теплоснабжающих организаций показал, что в условиях существующих нормативов потребления тепловой энергии на нужды отопления и тарифных ограничений для граждан централизованное теплоснабжение малоэтажной застройки, в первую очередь индивидуального жилищного фонда, для теплоснабжающих организаций экономически невыгодно.

Строительство, реконструкция (модернизация) муниципальных котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия, приобретение (поставка) блочно-модульных транспортабельных сертифицированных котельных, в том числе в рамках лизингового механизма, замена основного и вспомогательного оборудования котельных, оптимизация гидравлических режимов тепловых сетей (замена котлов, насосного оборудования, электротехнического оборудования, частотное регулирование и др.) позволяет решать указанную проблему.

В целях повышения эффективности работы системы теплоснабжения необходимо осуществлять перевод индивидуального и малоэтажного (до трех этажей включительно) (далее - малоэтажного) жилищного фонда Новосибирской области с централизованного теплоснабжения на индивидуальное поквартирное отопление.

Перевод на индивидуальное поквартирное отопление предполагается осуществлять в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения поселений при относительно отдаленном нахождении потребителей от источника тепловой энергии путем установки (монтаж, подключение) индивидуальных отопительных котлов (твердотопливных, газовых, электрических) в следующих случаях:

газификации населенного пункта;

модернизации системы теплоснабжения населенного пункта;

если потребителями тепла являются учреждения, организации и при этом к источнику теплоснабжения подключено несколько индивидуальных потребителей;

банкротства предприятия, осуществляющего эксплуатацию системы теплоснабжения, или вывода собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии, тепловых сетей из эксплуатации в соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2023 N 1130;

предоставления муниципальным образованиям субсидии из средств областного бюджета на погашение задолженности за топливно-энергетические ресурсы, в населенных пунктах которых теплоснабжение жилых домов приводит к прямым убыткам предприятий.

При установке двух контурных газовых или электрических котлов у потребителей появляется новая коммунальная услуга - горячее водоснабжение. Прекращается несанкционированный отбор теплоносителя из системы отопления.

Для обеспечения сбалансированного развития систем коммунальной инфраструктуры с учетом перспективных потребностей необходимо развитие потенциала жилищно-коммунального хозяйства в Новосибирской области путем внедрения механизмов государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, заключения концессионных соглашений.

Инициатива нацелена на привлечение инвестиций для модернизации объектов теплоснабжения, что дает возможность обеспечить надежное оказание услуг по теплоснабжению при меньшем объеме вложений бюджетных средств в объекты капитального строительства.

Во исполнение пункта 2 перечня поручений по итогам пленарного заседания международного форума «Российская энергетическая неделя»,утвержденного Президентом Российской Федерации от 30.10.2022 N Пр-2067, в газифицированных населенных пунктах возможна реализация мероприятий по строительству газовых котельных образовательных учреждений.

Проводится работа по газификации Новосибирской области, в том числе для расширения возможностей по использованию газа при производстве тепловой энергии и горячей воды в централизованных системах теплоснабжения и горячего водоснабжения жилищного фонда путем строительства газовых котельных в целях исполнения обязательств Правительства Новосибирской области в рамках корректировки (актуализации) программы развития газоснабжения и газификации Новосибирской области на период 2021-2025 годов (по состоянию на 2022 год) публичного акционерного общества «Газпром» (далее - ПАО «Газпром»), утвержденной 29.12.2022 Губернатором Новосибирской области Травниковым А.А.и Председателем Правления ПАО «Газпром» Миллером А.Б.

Использование альтернативных источников энергии на территории Новосибирской области особую актуальность имеет для сельской местности, где повышение энергетической эффективности предприятий сельского хозяйства может достигаться за счет мероприятий по вовлечению в топливно-энергетические балансы самих предприятий отходов сельскохозяйственного производства - соломы, лузги в растениеводстве и навоза в животноводстве. Также перспективными для использования в энергетических целях можно рассматривать отходы предприятий лесозаготовительного и деревообрабатывающего комплекса (опилки, щепа, отходы санитарных рубок).

Использование альтернативных или возобновляемых источников энергии позволит за счет снижения стоимости топливной составляющей повысить энергетическую эффективность муниципальных котельных.