Приложение N 9
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 01.12.2014 N 466-п
«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
| |
Наименование государственной программы | Государственная программа Новосибирской области «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - Программа) |
Основные разработчики Программы | Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (далее - Минтруд Новосибирской области) |
Государственный заказчик Программы | Минтруд Новосибирской области
|
Руководитель Программы | Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области - Шмидт И.В. |
Исполнители подпрограмм Программы, отдельных мероприятий Программы | Минтруд Новосибирской области; подведомственные Минтруду Новосибирской области государственные профессиональные образовательные организации Новосибирской области (далее - профессиональные образовательные организации), организации дополнительного образования Новосибирской области (далее - организации дополнительного образования), государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский областной многофункциональный центр прикладных квалификаций» (далее - ГАУ ДПО НСО НОМЦПК); государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр развития профессиональной карьеры» (далее - ГАУ НСО «Центр развития профессиональной карьеры»); организации (работодатели), участвующие в реализации Программы в соответствии с действующим законодательством, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и на основании официально подтвержденных намерений об участии в реализации мероприятий Программы (далее - организации) |
Цели и задачи Программы | Цель: обеспечение высокого качества образования в системе среднего профессионального образования Новосибирской области в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Новосибирской области. Задачи: 1. Обеспечение стабильного функционирования системы среднего профессионального образования Новосибирской области. 2. Модернизация системы среднего профессионального образования Новосибирской области в соответствии с требованиями современной экономики и меняющимися запросами населения. 3. Профессиональная ориентация и социальная адаптация молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных организаций Новосибирской области, на рынке труда Новосибирской области |
Перечень подпрограмм Программы | Подпрограммы Программы не выделяются |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2015-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Объемы финансирования Программы
| Общий объем финансирования Программы составляет 19990953,50 тыс. руб. за период 2015-2020 годов. В том числе по годам реализации Программы: 2015 год - 3239132,5 тыс. руб.; 2016 год - 3350364,2 тыс. руб.; 2017 год - 3350364,2 тыс. руб.; 2018 год - 3350364,2 тыс. руб.; 2019 год - 3350364,2 тыс. руб.; 2020 год - 3350364,2 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета по годам составит: 2015 год - 100000,0 тыс. руб.; 2016 год - 100000,0 тыс. руб.; 2017 год - 100000,0 тыс. руб.; 2018 год - 100000,0 тыс. руб.; 2019 год - 100000,0 тыс. руб.; 2020 год - 100000,0 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета Новосибирской области по годам составит: 2015 год - 3016532,5 тыс. руб.; 2016 год - 3127764,2 тыс. руб.; 2017 год - 3127764,2 тыс. руб.; 2018 год - 3127764,2 тыс. руб.; 2019 год - 3127764,2тыс. руб.; 2020 год - 3127764,2 тыс. руб., за счет внебюджетных средств по годам составит: 2015 год - 122600,0 тыс. руб.; 2016 год - 122600,0 тыс. руб.; 2017 год - 122600,0 тыс. руб.; 2018 год - 122600,0 тыс. руб.; 2019 год - 122600,0 тыс. руб.; 2020 год - 122600,0 тыс. руб. |
Основные целевые индикаторы Программы | Целевой индикатор 1: удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности. Целевой индикатор 2: сохранность контингента профессиональных образовательных организаций (отношение числа студентов профессиональных образовательных организаций на конец периода к числу студентов на начало периода). Целевой индикатор 3: соотношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате в Новосибирской области. Целевой индикатор 4: среднее по профессиональным образовательным организациям отношение фактической наполняемости учебных корпусов профессиональных образовательных организаций к их проектной вместимости. Целевой индикатор 5: доля профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих доступность обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества профессиональных образовательных организаций. Целевой индикатор 6: удельный вес численности студентов профессиональных образовательных организаций, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях. Целевой индикатор 7: доля профессиональных образовательных организаций, обновивших лабораторную и производственную базу, от общего числа профессиональных образовательных организаций (нарастающим итогом). Целевой индикатор 8: количество действующих отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов (нарастающим итогом). Целевой индикатор 9: доля профессиональных образовательных организаций, реализующих с предприятиями реального сектора экономики совместные образовательные проекты, от общего числа профессиональных образовательных организаций. Целевой индикатор 10: доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и основным программам профессионального обучения, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практик; предоставление оборудования и материалов; участие в разработке основных профессиональных образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), от общей численности студентов профессиональных образовательных организаций (нарастающим итогом). Целевой индикатор 11: доля лиц, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, от общей численности обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена. Целевой индикатор 12: численность студентов в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения). Целевой индикатор 13: доля педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций, участвующих в программах повышения квалификации в организациях, на базе ресурсных центров, в том числе за рубежом, от общего числа педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций. Целевой индикатор 14: удельный вес занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и переподготовку, в общей численности занятого населения этой возрастной группы. Целевой индикатор 15: количество учащихся общеобразовательных организаций, получивших профессиональную подготовку по программам политехнического и агротехнического направления в профессиональных образовательных организациях, дающую право на самостоятельную трудовую деятельность. Целевой индикатор 16: доля безработной молодежи от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет. Целевой индикатор 17: доля молодежи, получившей услуги по профессиональной ориентации, от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет |
Ожидаемые результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях | К 2020 году в результате реализации Программы в Новосибирской области будет сформирована сеть профессиональных образовательных организаций, ориентированная на подготовку востребованных высококвалифицированных рабочих и специалистов по основным профессиональным образовательным программам и основным программам профессионального обучения, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию; доля выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), от общей их численности достигнет 80% в 2015 году и далее сохранится на достигнутом уровне; в профессиональных образовательных организациях будут реализовываться основные программы профессионального обучения для всех возрастных категорий трудоспособного населения, обеспечивая возможность получения образования в течение всей жизни. В 2020 году доля занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и переподготовку, составит 55% от общей численности занятого населения этой возрастной группы; во всех профессиональных образовательных организациях к 2018 году будет модернизирована учебно-производственная база, позволяющая получить профессиональное образование в соответствии с требованиями современного производства и сферы услуг Новосибирской области; для студентов будет создана безопасная, комфортная бытовая среда; сохранность контингента будет составлять 95% в течение всего срока реализации Программы; будет проведено поэтапное повышение заработной платы педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций. В 2017 году соотношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций к средней заработной плате в Новосибирской области достигнет 100% и далее сохранится на достигнутом уровне; увеличится с 8% до 25% доля профессиональных образовательных организаций, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; к 2018 году будет полностью удовлетворена потребность студентов профессиональных образовательных организаций в общежитиях; с 2015 года в течение всего срока реализации Программы будут действовать 20 отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов; все профессиональные образовательные организации будут реализовывать с работодателями совместные образовательные проекты; будет проведена оптимизация сети профессиональных образовательных организаций, что позволит довести фактическую наполняемость учебных корпусов до 90% в 2020 году; численность студентов в расчете на 1 педагогического работника (включая мастеров производственного обучения) возрастет с 14,4 в 2014 году до 15,6 человек в 2018 году; с 2015 года до 20% увеличится доля педагогических и руководящих работников профессиональных образовательных организаций, ежегодно участвующих в программах повышения квалификации в организациях и на базе ресурсных центров; сформированная сеть образовательных комплексов «Политехническая школа» и «Агротехническая школа» позволит ориентировать учащихся общеобразовательных организаций на профессии политехнического и агротехнического профиля, востребованных на рынке труда Новосибирской области, осуществлять выбор своей будущей профессии осознанно, обоснованно спланировать свой дальнейший профессиональный путь; доля безработной молодежи сократится с 1,8% в 2014 году до 1,2% к 2020 году в общем количестве молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет; доля молодежи, получившей услуги по профессиональной ориентации, от общего количества молодежи Новосибирской области в возрасте от 14 до 29 лет возрастет с 4,9% в 2014 году до 5,2% в 2017 году и до конца реализации Программы меняться не будет |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | http://mintrud.nso.ru/web/mintrud/programm_profobrazovania |
Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.
Усилия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в последние годы были направлены на создание эффективной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами.
При взаимодействии с работодателями Новосибирской области обновляются структура и содержание образования в соответствии с потребностями рынка труда. Для повышения качества и доступности образовательных услуг, повышения эффективности управления государственной собственностью Новосибирской области в рамках модернизации системы среднего профессионального образования трансформируется сеть профессиональных образовательных организаций: создаются многоуровневые учреждения, меняется статус, создаются ресурсные центры, сокращаются неэффективно используемые мощности.
Совместно с работодателями на базе профессиональных образовательных организаций создано 19 отраслевых ресурсных центров, где студентам предоставляется возможность использовать во время обучения современные учебно-производственные мощности и новейшие технологии производства.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к ведению инновационной деятельности, формируются образовательные кластеры как новая модель профессионального образования.
Продолжается формирование межрайонных базовых образовательных центров, ответственных за подготовку рабочих и специалистов для сельскохозяйственных организаций, расположенных в муниципальных районах Новосибирской области. На базе этих центров будут реализовываться основные программы профессионального обучения и образовательные программы среднего профессионального образования.
Продолжается укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, что способствует повышению уровня профессиональных компетенций выпускников этих организаций.
Модернизация структуры и содержания среднего профессионального образования также связана с введением федеральных государственных образовательных стандартов.
Продолжит реализовываться технология проведения повышения квалификации в условиях производства, на базе ресурсных центров для педагогических работников профессиональных образовательных организаций.
В целях повышения эффективности управления системой среднего профессионального образования, создания и внедрения государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства создано 17 отраслевых советов, которые осуществляют координацию деятельности по разработке основных профессиональных образовательных программ, организации производственной практики, профессионального обучения и трудоустройства выпускников.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия по вопросам развития среднего профессионального образования на территории Новосибирской области действует Совет по развитию профессионального образования при Губернаторе Новосибирской области.
В настоящее время в Новосибирской области формируется система независимой оценки качества среднего профессионального образования. Основа этой системы заключается в объективной оценке соответствия квалификации выпускника требованиям производства.
В рамках формирования системы независимой оценки качества среднего профессионального образования в Новосибирской области завершена работа по формированию регламентов взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Созданы 9 центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций на базе ресурсных центров легкой промышленности и сервиса, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и строительства, книгоиздательства и полиграфического производства, металлургии, металлообработки и сварочного производства; машиностроения и металлообработки, химических технологий; авиастроительной отрасли, бытовых услуг. В июне 2013 года при участии специалистов ООО «DMG Russland» (Федеративная Республика Германия) на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский машиностроительный колледж» был создан центр сертификации профессиональных квалификаций по компетенциям работы на токарных и фрезерных станках с программным управлением. Процедуры обучения в данном центре и выдаваемые им сертификаты соответствуют установленным мировым стандартам.
Идет работа по разработке правовых документов, регулирующих деятельность таких центров, разработке измерительных средств и процедур измерений образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями к результатам обучения.
Формируется система профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, общественной аккредитации профессиональных образовательных организаций.
Успешно работают совместные методические советы в сфере легкой промышленности и сервиса, железнодорожного транспорта, книгоиздательства и полиграфического производства, авиастроительной отрасли, связи.
В целях содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций обеспечено взаимодействие и проводятся совместные мероприятия профессиональных образовательных организаций с центрами занятости населения. Во всех профессиональных образовательных организациях действуют службы содействия трудоустройству выпускников. Проводится индивидуальная работа с каждым выпускником, имеющим риск быть нетрудоустроенным.
Ведущим механизмом стимулирования системных изменений в образовании становится внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
В соответствии с «дорожной картой» в сфере профессионального обучения и среднего профессионального образования Новосибирской области разрабатываются и внедряются механизмы эффективного контракта с руководителями, педагогическими работниками и мастерами производственного обучения образовательных организаций, реализующих основные программы профессионального обучения и образовательные программы среднего профессионального образования.
До сих пор важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала в профессиональных образовательных организациях.
Международный опыт свидетельствует о том, что высокоразвитые системы образования концентрируют сегодня внимание на развитии профессиональных компетенций преподавателя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании происходящего в образовательном процессе. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического персонала требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений.