«План мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания и социальной
поддержки населения, опеки и попечительства Новосибирской области» на 2013-2018 годы
(далее - региональная «дорожная карта»)
I. Общее описание региональной «дорожной карты»
1. Реализация региональной «дорожной карты» направлена на обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства.
В Новосибирской области сформирована двухуровневая модель управления системой социальной защиты, социальной поддержки населения, опеки и попечительства несовершеннолетних и защиты их прав:
1) государственный уровень, на котором полномочия осуществляют министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство), подведомственные ему 34 государственные учреждения Новосибирской области и территориальные органы министерства - отделы пособий и социальных выплат (44 отдела);
2) муниципальный уровень, к которому относятся отделы организации социального обслуживания населения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (44 отдела), отделы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, города Новосибирска (44 отдела), 50 муниципальных учреждений социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям, приюты, дома милосердия и др.), 22 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
В Новосибирской области разработана достаточная нормативная правовая база для реализации государственных полномочий в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства, утверждены и реализуются государственные стандарты социального обслуживания Новосибирской области.
В настоящее время достижение основных качественных показателей в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства осуществляется за счет реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения Новосибирской области» на 2014-2019 годы, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п.
Новосибирская область входит в число 16-ти регионов, в которых функции в сфере опеки и попечительства осуществляют областные исполнительные органы государственной власти в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, министерство является куратором в сфере демографической и семейной политики, социального обслуживания, социальной поддержки населения, опеки и попечительства.
В рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», постановлением Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п утверждена Стратегия действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы.
В течение 2013 года численность населения Новосибирской области увеличилась и (по предварительной оценке) на 01.01.2014 составила 2730,9 тыс. человек (на 01.01.2013 - 2709,5 тыс. чел., на 01.01.2012 - 2686,9 тыс. чел., на01.01.2011 - 2665,9 тыс. чел.). Второй год подряд увеличение численности жителей области происходит за счет естественного, а не миграционного прироста населения. По сравнению с 2012 годом на 0,2 промилле увеличен коэффициент естественного прироста населения, его значение достигло 0,6 промилле.
По данным Росстата в 2013 году число рождений составило 38488, число умерших - 36730.
По состоянию на 01.01.2014 на учете в региональном банке данных о детях_сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 2131 ребенок, оставшийся без попечения родителей (на 01.01.2013 - 2718 детей).
На семейные формы устройства передан 1681 ребенок (в 2012 году - 1469), в том числе усыновлено 204 ребенка, передано на безвозмездную форму опеки (попечительства) - 871 ребенок (в 2012 году - 911), на возмездную форму опеки (попечительства) по договору о приемной семье - 606 детей (в 2012 году - 290).
Проведена реорганизация образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На начало 2014 года в области функционирует 22 учреждения на 1766 мест (на 01.01.2013 - 26 учреждений на 2167 мест).
С целью создания единой региональной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот действуют 12 служб постинтернатного патроната выпускников детских домов, в том числе 5 служб создано в 2013 году. Заключен 881 договор с выпускниками учреждений, оказано 47016 услуг (в 2012 году заключено 580 договоров, оказано 7000 услуг).
Благотворительным фондом «Дети России - Будущее Мира» открыта социальная гостиница для временного проживания из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья и ожидающих рождение ребенка. Организовано 6 заездов продолжительностью 14 дней для 24-х молодых семей. В рамках заездов проведено обучение правовой грамотности в вопросах оформления пособий и выплат по рождению ребенка, воспитания детей, домоводства и т.д.
По состоянию на 01.01.2014 в Новосибирской области социальные услуги на дому предоставляются 16710 гражданам в 169 отделениях надомного и специализированного надомного обслуживания.
Наиболее востребованными являются услуги индивидуального обслуживания и гигиенического характера - кормление, одевание, раздевание, помощь в передвижении, содействие в организации уборки жилых помещений, доставке продуктовых наборов, приготовлении пищи, проведении мелкого ремонта, стирке белья. Также оказываются социально-правовые услуги: содействие в получении разного рода документов, подготовке запросов, заявлений, направлений и другие.
Очередности граждан пожилого возраста и инвалидов на предоставление социального обслуживания на дому нет. Очередность в стационарные учреждения социального обслуживания для ветеранов отсутствует, очередность в дома_интернаты для психоневрологических больных составляет 30 человек.
Значимым направлением в работе органов социальной защиты является оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
На территории Новосибирской области реализуется проект «Социальный контракт», направленный на переход от «иждивенческой» системы социальной защиты к системе социального партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем.
В целях повышения престижа профессии социальных работников, распространения передовых технологий работы с пожилыми людьми, инвалидами, детьми и с семьями, имеющими детей, стимулирования профессиональной деятельности работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения Новосибирской области второй год проводится областной конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».
В Новосибирской области с 2011 года реализуется программа профилактики синдрома эмоционального выгорания специалистов социальных служб. На базе ГАУСО НСО «Маслянинский комплексный социально-оздоровительный центр» организуются заезды специалистов социальных служб области. В течение 2012 года смогли пройти оздоровительные процедуры, получить индивидуальное психологическое консультирование и принять участие в культурно-развлекательных программах более 600 работников. Там же проводятся курсы повышения квалификации, образовательные коммуникативные тренинги.
В Новосибирской области сложились партнерские отношения с некоммерческими организациями. Общественные организации являются соразработчиками и соисполнителями целевых программ, проектов в сфере предоставления социальных услуг населению. Представители общественных организаций являются членами общественных советов при министерстве, являются непосредственными участниками разработки нормативных правовых актов министерства.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения, опеки и попечительства и обуславливающие их обстоятельства.