Разработка государственной программы вызвана необходимостью выработки на региональном уровне системного комплексного подхода к решению задач формирования базовых ценностей российского общества как основы гражданского мира и согласия.
Комплексный подход предполагает межведомственное взаимодействие в реализации мероприятий в сфере культуры, социализации и гражданского воспитания молодежи, развития духовности и физической культуры населения, распространения знаний о религиях, традициях и этнокультурном многообразии народов, проживающих на территории Новосибирской области, укрепления основ межнационального общения и диалога культур, формирования условий для возрождения и развития казачества. Решение задач по укреплению базовых ценностных основ российского общества, к которым относится единство исторической судьбы многонационального российского народа, сохранение социокультурных традиций этнических сообществ, распространение в различных категориях населения общероссийской гражданской идентичности, призвано обеспечить гармоничное развитие общества, сохранение стабильности и предотвращение межэтнических и межрелигиозных конфликтов.
Государственная программа включает дополнительный комплекс мер по повышению эффективности реализации государственной национальной политики в ходе реализации мероприятий, предусмотренных в ряде иных государственных программ, которые представлены в Перечне государственных программ Новосибирской области (принятом распоряжением Правительства Новосибирской области от 04.02.2014 N 13-рп):
государственная программа Новосибирской области «Культура Новосибирской области» на 2015-2020 годы»;
государственная программа Новосибирской области «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015 2020 годы»;
государственная программа Новосибирской области «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015-2021 годы»;
государственная программа Новосибирской области «Государственная поддержка общественных инициатив, социально ориентированных некоммерческих организаций и развития институтов гражданского общества в Новосибирской области на 2015-2020 годы».
Дополнительный комплекс мер состоит в принятии к реализации мероприятий, призванных расширить целевую аудиторию и усилить эффект основных мероприятий, предусмотренных указанными государственными программами. Дополнительные мероприятия учитывают актуальную специфику ситуации в сфере этноконфессиональных отношений и государственной политики в отношении казачества и соответствуют целям содействия сохранению этнокультурного многообразия и укреплению единства российской нации.
Государственная программа до 2017 года реализовывалась в соответствии с федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718. Начиная с 2017 года государственная программа реализуется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.02.2017 N 39-п, - см. предыдущую редакцию)
Также данная государственная программа удовлетворяет требованиям, предъявляемым Планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 8-п), в числе приоритетных направлений которого предусмотрено создание условий для развития духовности и высокой культуры населения; сохранение культурного и исторического наследия народов, проживающих на территории Новосибирской области; патриотическое воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, профилактика проявлений экстремизма и национализма.
Актуальными проблемами в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов, проживающих в Новосибирской области являются:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при увеличении значимости этнической и религиозной самоидентификации;
рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация, создающая предпосылки к возникновению этнофобии принимающего сообщества.
Текущее состояние этнокультурного развития Новосибирской области имеет следующие характеристики.
Национальный состав
На территории Новосибирской области проживают представители более 180 национальностей. Есть места относительно компактного проживания татар, украинцев, белорусов, казахов.
В соответствии с официальными данными Всероссийской переписи населения 2010 года по сравнению с данными 2002 года в Новосибирской области национальная картина области не претерпела значительных изменений: доля русских составила 93,1 % (в 2002 году - 93,0%) от числа указавших этническую принадлежность, хотя их доля в общей численности населения в 2010 году снизилась до 88,7%. (в 2002 году - 93,0 %). Статистика показывает, что представителей четырех наиболее многочисленных народов в Новосибирской области стало меньше: русских - на 138302 человека (всего 2365845), немцев - на 16351 человек (всего 30924), украинцев - на 11697 человек (всего 22098) и татар - на 3716 человек (всего 24158).
В то же время наблюдается увеличение количества узбеков, которые заняли пятое место по численности среди этнических общностей области - 12655 человек (в 2002 году - 2047 человек, 15-е место), таджиков - 10054 человека (в 2002 году - 2784 человека), киргизов - 6505 человек (в 2002 году - 1423 человека). Кроме того, несколько выросла численность выходцев с Кавказа: 9508 армян (в 2002 году - 7850 человек) и 8008 азербайджанцев (в 2002 году - 7366 человек). Показательно, что выходцы из Средней Азии активно селятся именно в Новосибирске.
По данным статистиков, значительно увеличилось количество людей, не указавших свою этническую принадлежность: в 2002 году - 391 человек, а в 2010 году - 124859 человек.
Данные Всероссийской переписи населения 2010 года по Новосибирской области для 50 этнических общностей (в порядке убывания численности):
N | национальность | человек | % от всего | % от указавших национальность |
Все население | 2665911 | 100,00% | ||
1 | 2365845 | 88,74% | 93,10% | |
2 | 30924 | 1,16% | 1,22% | |
3 | 24158 | 0,91% | 0,95% | |
4 | 22098 | 0,83% | 0,87% | |
5 | 12655 | 0,47% | 0,50% | |
6 | 10705 | 0,40% | 0,42% | |
7 | 10054 | 0,38% | 0,40% | |
8 | 9508 | 0,36% | 0,37% | |
9 | 8008 | 0,30% | 0,32% | |
10 | 6506 | 0,24% | 0,26% | |
11 | 5382 | 0,20% | 0,21% | |
12 | 3193 | 0,12% | 0,13% | |
13 | 2784 | 0,10% | 0,11% | |
14 | 2676 | 0,10% | 0,11% | |
15 | 2507 | 0,09% | 0,10% | |
16 | 2195 | 0,08% | 0,09% | |
17 | 1926 | 0,07% | 0,08% | |
18 | 1486 | 0,06% | 0,06% | |
19 | 1312 | 0,05% | 0,05% | |
20 | 1253 | 0,05% | 0,05% | |
21 | 1252 | 0,05% | 0,05% | |
22 | 1111 | 0,04% | 0,04% | |
23 | 956 | 0,04% | 0,04% | |
24 | 942 | 0,04% | 0,04% | |
25 | 891 | 0,03% | 0,04% | |
26 | 816 | 0,03% | 0,03% | |
27 | 802 | 0,03% | 0,03% | |
28 | 751 | 0,03% | 0,03% | |
29 | 645 | 0,02% | 0,03% | |
30 | 629 | 0,02% | 0,02% | |
31 | Алтайцы | 543 | 0,01% | 0,02% |
32 | Латыши | 514 | 0,01% | 0,02% |
33 | Лезгины | 456 | 0,01% | 0,01% |
34 | Хакасы | 401 | 0,01% | 0,01% |
35 | Литовцы | 390 | 0,01% | 0,01% |
36 | Осетины | 355 | 0,01% | 0,01% |
37 | Чеченцы | 303 | 0,01% | 0,01% |
38 | Аварцы | 280 | 0,01% | 0,01% |
39 | Греки | 273 | 0,01% | 0,01% |
40 | Туркмены | 231 | менее 0,01% | менее 0,01% |
41 | Болгары | 207 | менее 0,01% | менее 0,01% |
42 | Уйгуры | 196 | менее 0,01% | менее 0,01% |
43 | Метисы | 133 | менее 0,01% | менее 0,01% |
44 | Калмыки | 130 | менее 0,01% | менее 0,01% |
45 | Коми | 127 | менее 0,01% | менее 0,01% |
46 | Даргинцы | 126 | менее 0,01% | менее 0,01% |
47 | Финны | 120 | менее 0,01% | менее 0,01% |
48 | Коми-пермяки | 117 | менее 0,01% | менее 0,01% |
49 | Вьетнамцы | 95 | менее 0,01% | менее 0,01% |
50 | Румыны | 91 | менее 0,01% | менее 0,01% |
Указали национальность | 2541052 | 95,32% | 100,00% | |
Не указали национальность | 124859 | 4,68% | 4,91% |
Количество мигрантов
Анализ миграционной ситуации в регионе за 2014 год свидетельствует об увеличении количества зарубежных мигрантов, прибывающих на территорию Новосибирской области.
Ежегодно в Новосибирской области на миграционный учет ставится более 200 тысяч человек, 2/3 потока иностранных граждан, въезжающих на территорию области, приходятся на долю стран ближнего зарубежья.
С начала 2014 года на миграционный учет поставлено 228065 человек, из них 78% - граждане республик Средней Азии:
Узбекистан - 88720 человек;
Таджикистан - 37493 человека;