1. Общие положения.
Объектом регулирования Программы являются общественные отношения, связанные с реализацией проекта комплексного освоения территории в целях создания благоприятных условий для размещения на ней предприятий логистической и производственной сферы.
Нормативной правовой базой для разработки Программы являются:
распоряжение Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 288_рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие промышленно-логистического парка на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы»;
Закон Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011_2015 годы»;
постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года»;
распоряжение Губернатора Новосибирской области от 06.06.2007 N 174-р «О создании промышленно-логистического парка».
В Программе используются следующие термины и понятия:
промышленно-логистический парк - территория, на которой созданы благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов в сфере промышленного производства и логистики за счет ее обустройства по единому плану объектами инженерной, дорожно-транспортной и общественно-деловой инфраструктуры;
резиденты ПЛП - организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере логистики и промышленного производства на территории ПЛП.
2. Краткая характеристика проблемы с обоснованием необходимости ее решения программными методами.
Выгодное географическое положение Новосибирской области на перекрестке важнейших транспортных магистралей, связывающих восточные районы страны с районами европейской части Российской Федерации способствуют становлению Новосибирской области крупнейшим транспортным, распределительным и транзитным узлом на территории Сибирского федерального округа. Обеспечение жизнедеятельности округа в значительной степени осуществляется посредством транспортной инфраструктуры Новосибирской области. Грузооборот Новосибирской области составляет около 16 процентов от общего грузооборота Сибирского федерального округа.
Наличие растущего спроса на транспортно-логистические услуги способствовало формированию и развитию на территории Новосибирской области локальных центров накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков, с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций-терминалов, вокзалов, аэропортов. Доля транспортного комплекса в валовом региональном продукте Новосибирской области составляет около 12 процентов, что на 4,5 процента выше общероссийских показателей. Данный показатель подчеркивает специализацию экономики области.
Активность крупных торговых и сбытовых сетей на территории Новосибирской области и ближайших регионов объективно сформировали потребность в создании комплекса современных транспортно-логистических центров.
Обеспечение жителей Новосибирска логистическими комплексами класса «А» в расчете на одного человека в настоящее время составляет 0,25 кв.м, в Москве - 0,5 кв.м, в европейских странах - около 1,2 кв.м, в том числе: в Будапеште - 1,5 кв.м, в Варшаве - 1,9 кв.м, в Праге - 2 кв.м.
Специализация Новосибирской области как крупнейшего транспортно-распределительного узла Сибирского федерального округа потребует в перспективе ближайших 8-10 лет наращивания складских и терминальных площадей до уровня их обеспеченности в европейских странах.
Стратегическими целями промышленной политики Новосибирской области является организация технопарковых зон на территории области, создание комплекса современных производств. В качестве генерального направления модернизации промышленной политики предложен переход к кластерной политике. Также в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года» создание технологических и производственных кластеров является основным направлением развития промышленности региона.
В целях развития вышеуказанных конкурентных преимуществ и реализации принципов стратегического развития Новосибирской области было принято распоряжение Губернатора Новосибирской области от 06.06.2007 N 174-р «О создании промышленно-логистического парка».
Для реализации проекта ПЛП Правительством Новосибирской области выделен участок, расположенный в непосредственной близости от города Новосибирска, Транссибирской железнодорожной магистрали, аэропорта «Толмачево» и автодороги федерального значения М-51 «Байкал».
С целью снижения административных барьеров и облегчения вхождения инвесторов в проект Новосибирской областью создано открытое акционерное общество «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» (далее - ОАО «АИР»), осуществляющее организационную и консультационную поддержку проекта. Для непосредственной реализации мероприятий по развитию инженерной, дорожно-транспортной и общественно-деловой инфраструктуры ПЛП в 2008 году было создано дочернее общество ОАО «АИР» - открытое акционерное общество «Управляющая компания «Промышленно-логистический парк» (далее - ОАО УК «ПЛП»).
Финансирование проекта ПЛП из областного бюджета Новосибирской области в 2007-2010 годах в основном осуществлялось путем увеличения уставного капитала ОАО «АИР» (на конец 2010 года уставный капитал ОАО «АИР» составил 1080200 тыс.руб.). Средства ОАО «АИР» направлялись на выкуп земельного участка, предназначенного для реализации проекта ПЛП и на увеличение уставного капитала ОАО УК «ПЛП» (на конец 2010 года уставный капитал ОАО УК «ПЛП» составил 594915 тыс. руб.).
Имущественный комплекс, создаваемый на территории ПЛП за счет бюджетных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области в уставный капитал ОАО «АИР», формируется на балансе ОАО УК «ПЛП».
С развитием проекта создания ПЛП стала очевидной необходимость применения программно-целевого подхода: четкое определение цели, задач и целевых индикаторов; установление объемов, источников и форм инвестиций в развитие объектов инфраструктуры ПЛП; планируемый бюджетный и социально-экономический эффект.