(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
области от 21.03.2023 N 99-п, - см. предыдущую редакцию)
Государственная программа Новосибирской области «Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области» (далее - программа) реализуется в соответствии с мероприятием по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие Госпрограммы), утвержденнойпостановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, а также направлена на обеспечение приоритетных направлений государственной политики в сфере обеспечения жильем молодых семей, определенных Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п.
Программа разработана в соответствии с особенностями реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортнымжильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050.
Программа предусматривает оказание бюджетной поддержки в решении жилищных вопросов молодых семей, что является важным фактором стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Новосибирской области.
В настоящей программе вправе принимать участие молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям мероприятия Госпрограммы.
Поддержка молодых семей в целях улучшения жилищных условий является важнейшим направлением социальной политики Новосибирской области.
В целях реализации указанного приоритетного направления оказание государственной поддержки при приобретении жилья или строительстве индивидуального жилья с 2004 по 2011 годы осуществлялось на территории Новосибирской области в рамках областной целевой «Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы», утвержденной постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.05.2004 (далее - ОЦП), с 2011 года - в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 23.05.2011 N 215-п (далее - ДЦП).
В рамках ОЦП И ДЦП были разработаны следующие механизмы государственной поддержки на приобретение (строительство) жилья молодых семей, проживающих в Новосибирской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
субсидии на улучшение жилищных условий из федерального бюджета при рождении ребенка (с 2005 года по 2006 год);
софинансирование из областного и местных бюджетов на условиях долевого участия в подготовке инженерных сетей и коммуникаций при строительстве молодежных жилищных комплексов (с 2005 года по 2008 год);
социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья при софинансировании из федерального бюджета (с 2006 года и по настоящее время);
субсидии из областного бюджета на погашение части процентной ставки по ранее оформленному жилищному кредиту (с 2005 года и по настоящее время).
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации и ДЦП, составило 2160 молодых семей, в том числе:
1351 семьей (или 63% от общего количества улучшивших) получены субсидии на улучшение жилищных условий из федерального бюджета при рождении ребенка (2005-2006 гг.) и социальные выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (2006-2013 гг.) на общую сумму в размере 690,9 млн. рублей;
726 семей (или 34%) ежемесячно получали субсидии из областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на погашение части процентной ставки по ранее оформленному жилищному кредиту на общую сумму в размере 107,6 млн. рублей;
83 семьи приобрели жилье на условиях долевого участия в подготовке инженерных сетей и коммуникаций при строительстве молодежных жилищных комплексов при софинансировании из областного и местных бюджетов.
Актуальность государственной поддержки молодых семей при кредитовании на приобретение (строительство) жилья определяется высокой стоимостью жилья и ипотечных жилищных кредитов.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода, они не в состоянии внести первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Проблема отсутствия отдельного жилья у молодых семей имеет определенную общественную значимость, поскольку влечет за собой значительные негативные последствия, в том числе:
рождение первого или последующих детей откладывается на неопределенный срок;
возникновение конфликтных ситуаций в социуме молодых семей и последующего депрессивного психологического состояния супругов, характеризующегося проявлением различных форм асоциального поведения;
распад молодых семей уже в течение первых трех лет после заключения брака.
Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в Новосибирской области проживает около 770 тысяч семей, из которых около 450 тысяч семей приравнены к молодым семьям.
В органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2014 года 5921 молодая семья (или 15,7% от общего количества нуждающихся), из них 1564 семьи (или 26,4% от количества состоящих на учете) изъявили желание принять участие в программе.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 27.12.2016 N 444-п, - см. предыдущую редакцию)
В рамках данной программы предусматривается государственная поддержка молодых семей посредством предоставления социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома при оказании содействия за счет бюджетов разных уровней. Выбор данного механизма обусловлен использованием аналогичного подхода на федеральном уровне и условиями для получения средств федерального бюджета.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Новосибирской области.