Программа реализуется в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Программа разработана в соответствии с требованиями и условиями «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, а также требованиями постановления Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
Программа предусматривает оказание бюджетной поддержки в решении жилищных вопросов молодых семей, что является важным фактором стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Новосибирской области.
В настоящей программе вправе принимать участие молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма).
Поддержка молодых семей в целях улучшения жилищных условий является важнейшим направлением социальной политики Новосибирской области.
В целях реализации указанного приоритетного направления оказание государственной поддержки при приобретении жилья или строительстве индивидуального жилья с 2004 года осуществлялось на территории Новосибирской области в рамках областной целевой «Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы» (далее - ОЦП).
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия за период реализации , составило 1668 молодых семей, в том числе:
859 семьями (или 51% от общего количества улучшивших) получены субсидии на улучшение жилищных условий из федерального бюджета при рождении ребенка (2005-2006 гг.) и в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (2006_2010 гг.) на общую сумму в размере 312,9 млн. рублей;
726 семей (или 44%) ежемесячно получали субсидии из областного бюджета на погашение части процентной ставки по ранее оформленному жилищному кредиту на общую сумму в размере 100,4 млн. рублей;
83 семьи приобрели жилье на условиях долевого участия в подготовке инженерных сетей и коммуникаций при строительстве молодежных жилищных комплексов при софинансировании из областного и местных бюджетов.
В органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2010 года состояли 8174 молодых семьи (или 16% от общего количества нуждающихся), из них 2120 семей (или 25,9% от количества состоящих на учете) изъявили желание принять участие в .
Кроме того, за период с 2004 по 2010 год были разработаны механизмы государственной поддержки молодых семей, проживающих в Новосибирской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при оформлении кредитов на приобретение (строительство) жилья.
Так, в 2004-2008 годах более чем 3500 молодым семьям предоставлены субсидии на компенсацию части процентной ставки по жилищным кредитам на приобретение или строительство жилья, частичную оплату первоначальных взносов при жилищном кредитовании.
В целях снижения влияния экономического кризиса на строительный и ипотечный рынки в Новосибирской области в 2009-2011 годах гражданам предоставлялась государственная поддержка в виде компенсации части расходов по оплате первоначального взноса и процентов при кредитовании на приобретение жилых помещений у застройщиков в многоквартирных жилых домах, введенных (вводимых) в эксплуатацию в 2008-2011 годах. В рамках данного направления улучшили свои жилищные условия около 3000 молодых семей.
Актуальность государственной поддержки молодых семей при кредитовании на приобретение (строительство) жилья определяется высокой стоимостью жилья и ипотечных жилищных кредитов.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода, они не в состоянии внести первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита. Молодые семьи, в основном, являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Проблема отсутствия отдельного жилья у молодых семей имеет определенную общественную значимость, поскольку влечет за собой значительные негативные последствия, в том числе:
рождение первого или последующих детей откладывается на неопределенный срок;
возникновение конфликтных ситуаций в социуме молодых семей и последующего депрессивного психологического состояния супругов, характеризующегося проявлением различных форм асоциального поведения;
распад молодых семей уже в течение первых трех лет после заключения брака.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Новосибирской области.