ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Допризывная подготовка граждан Российской Федерации
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»
I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Допризывная подготовка граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 28.06.2011 N 281-рп «Об утверждении концепции и разработке проекта долгосрочной целевой программы «Допризывная подготовка граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2012-2016 годы» |
Основные разработчики Программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) Программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Руководитель Программы | Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; управление по делам молодежи Новосибирской области; военный комиссариат Новосибирской области (по согласованию); Новосибирское региональное отделение ДОСААФ России (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, на территории которых реализуются мероприятия Программы (по согласованию); организации, заключившие договоры на конкурсной основе, на оказание услуг по реализации Программы; государственные бюджетные и автономные образовательные учреждения, подведомственные министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Цель и задачи Программы | Цель - создание условий для развития целостной системы допризывной подготовки граждан Российской Федерации в Новосибирской области. Задачи: 1. Совершенствование правовых, организационных, методических и материально-технических условий для проведения допризывной подготовки граждан Российской Федерации в Новосибирской области. 2. Создание, материально-техническое обеспечение и организация работы регионального учебного центра, зональных и муниципальных учебных пунктов для подготовки граждан допризывного и призывного возраста по основам военной службы. 3. Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по основам военной службы. 4. Развитие системы массовых мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, уважение к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил Российской Федерации, популяризацию технических и военно-прикладных видов спорта среди молодежи |
Сроки (этапы) реализации Программы | Программа реализуется в два этапа. I этап: 2012-2014 годы. На первом этапе мероприятия по реализации Программы будут сконцентрированы на создании сети учебных пунктов разного уровня (регионального центра, зональных и муниципальных учебных пунктов) для допризывной подготовки граждан Новосибирской области, организации их обучения, на проведении 5-дневных учебных сборов, профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров по основам военной службы, реализации всех мероприятий Программы. II этап: 2015-2016 годы. Второй этап характеризуется продолжением реализации всех мероприятий Программы, совершенствованием организации обучения граждан допризывного и призывного возраста по основам военной службы, что позволит увеличить количество призывников, подготовленных к службе в Вооруженных Силах России |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы) | Прогнозные объемы финансирования Программы в 2012-2016 годах из областного бюджета Новосибирской области составляют 499735,0 тыс. руб., из них: в 2012 году - 30 400,0 тыс. рублей; в 2013 году - 115450,0 тыс. рублей; в 2014 году - 124375,0 тыс. рублей; в 2015 году - 108295,0 тыс. рублей; в 2016 году - 121215,0 тыс. рублей. Средства областного бюджета Новосибирской области по исполнителям: по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 376135,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 10000,0 тыс. рублей; в 2013 году - 94050,0 тыс. рублей; в 2014 году - 99225,0 тыс. рублей; в 2015 году - 82045,0 тыс. рублей; в 2016 году - 90815,0 тыс. рублей. по министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области - 121600,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 20000,0 тыс. рублей; в 2016 году - 30000,0 тыс. рублей; по управлению по делам молодежи Новосибирской области - 2000,0 тыс. рублей, в том числе: в 2012 году - 400,0 тыс. рублей; в 2016 году - 400,0 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. | Важнейшие целевые индикаторы: 1. Доля призывников, прошедших подготовку по основам военной службы, от общего количества призывников. 2. Доля образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для допризывной подготовки обучающихся, от общего количества образовательных учреждений в Новосибирской области. 3. Количество созданных зональных учебных пунктов. 4. Количество призывников, прошедших подготовку по программе учебных сборов на базе регионального учебного центра. 5. Доля педагогов-организаторов учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) образовательных учреждений, прошедших переподготовку и повышение квалификации по основам военной службы, от общего количества работников образовательных учреждений, занятых в сфере допризывной подготовки. 6. Доля граждан допризывного и призывного возраста, не прошедших службу в армии, охваченных спортивно-массовыми мероприятиями, от общего количества призывников. 7. Количество граждан допризывного возраста, сдавших нормы спортивно-технического комплекса - «Готов к труду и защите Отечества», от общего количества граждан допризывного возраста, сдававших нормативы. В результате реализации Программы к концу 2016 года ожидается: 1) доля образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для допризывной подготовки обучающихся, увеличится до 80% от общего количества образовательных учреждений Новосибирской области (значение 2011 года - 40%); 2) доля призывников, прошедших допризывную подготовку по основам военной службы, увеличится до 80% от общего количества призывников (значение 2011 года - 60%); 3) повысят квалификацию не менее 98% педагогов-организаторов ОБЖ от общего количества специалистов, занятых в сфере допризывной подготовки граждан (значение 2011 года - 64%); 4) на 22% увеличится доля призывников, не прошедших службу в армии, охваченных спортивно-массовыми мероприятиями, от общего количества призывников |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
Программа направлена на качественные изменения: системы допризывной подготовки граждан Российской Федерации в Новосибирской области (далее - граждан), военно-патриотического воспитания молодежи и обеспечение консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, широкой общественности.
Обучение граждан в Новосибирской области начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы (далее - ОВС) в образовательных учреждениях (общеобразовательные учреждения среднего полного (общего) образования, начального и среднего профессионального образования) и муниципальных учебных пунктах допризывной подготовки муниципальных образований Новосибирской области проводится в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ).
В 2010-2011 учебном году в Новосибирской области по данным военного комиссариата Новосибирской области в 800 образовательных учреждениях (далее - ОУ) проводится подготовка граждан по ОВС, в их числе: 684 общеобразовательных учреждения (средние общеобразовательные школы, лицеи, гимназии), 116 учреждений начального и среднего профессионального образования (далее - НПО, СПО).
Материально-техническая база по ОВС (далее - МТБ) образовательных учреждений обеспечена на:
81,7% - предметными кабинетами по ОБЖ (654 ОУ);
65,8% - стрелковыми тирами (527 ОУ);
86,8% - спортивными городками (695 ОУ);
78,2% - элементами полосы препятствий (626 ОУ).
Полным комплектом МТБ обеспечены 395 образовательных учреждений области, что составляет 49,4% от числа ОУ, на базе которых проводится подготовка по ОВС.
Предметные кабинеты ОБЖ в образовательных учреждениях Новосибирской области по теме: «Подготовка граждан по ОВС» оснащены на 76,6%, однако материально-техническое обеспечение этих кабинетов в настоящее время во многих образовательных учреждениях области устарело и не соответствует современным требованиям.
Поэтому основной проблемой обеспечения полного и качественного выполнения учебной программы по подготовке учащихся к военной службе является слабая материально-техническая база образовательных учреждений Новосибирской области.
Другой проблемой, препятствующей выходу на новый качественный уровень обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, является недостаточное количество педагогических работников, прошедших подготовку по основам военной службы.
Для качественного преподавания предмета ОБЖ в образовательных учреждениях в Новосибирской области необходимо организовать курсы повышения квалификации педагогов-организаторов по основам военной службы, в том числе на базе регионального центра, зональных и муниципальных учебных пунктов.
Действующие учебные программы в ОУ (теоретический курс в размере 70 часов) предусматривают проведение 5-дневных учебных сборов по 40_часовой программе с юношами 10-х классов общеобразовательных учреждений и учащимися 1-2 курсов учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, допущенных по состоянию здоровья. Однако из-за отсутствия финансовых средств и материально-технической базы в некоторых районах Новосибирской области учебные сборы либо не проводятся, либо проводятся по сокращенной программе.
В настоящее время в Новосибирской области зарегистрировано 880 граждан мужского пола, достигших возраста 16 лет, работающих в организациях и не прошедших подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях. Для этой категории граждан согласно законодательству в Новосибирской области необходимо обеспечить обучение по ОВС.
Решать вопросы по проведению 5-дневных учебных сборов и обучению неорганизованных граждан будут муниципальные учебные пункты в каждом муниципальном образовании Новосибирской области.
Для координации действий органов местного самоуправления и взаимодействия их с воинскими частями по организации и проведению учебных сборов будет организована работа 10 зональных учебных пунктов, которые не являются юридическими лицами, создаются на базе действующих организаций (школ, школ-интернатов, техникумов, училищ) в следующих муниципальных образованиях: в 2013 году - г. Искитим, г. Каргат, г. Карасук, г. Тогучин, г. Бердск; в 2014 году - р.п. Коченево, г. Куйбышев, р.п. Ордынское, р.п. Сузун, г. Татарск.
Для координации деятельности по допризывной подготовке граждан в Новосибирской области, в том числе по организации и проведению 5-дневных учебных сборов, создается Новосибирский региональный центр допризывной подготовки граждан (далее - Центр). Для материально-технического обеспечения Центра будут размещены заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Существенная роль в структуре допризывной подготовки граждан отводится системе спортивно-массовых мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья, формирование духовно-нравственного потенциала молодых людей, которые проводятся в том числе и учреждениями дополнительного образования детей. Данным учреждениям также необходимо увеличение финансирования на укрепление материально-технической базы.
Совершенствование системы допризывной подготовки граждан в Новосибирской области можно решить программно-целевым методом в рамках реализации долгосрочной целевой программы, который позволит разработать и реализовать комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы