ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 июля 2011 года N 320-рп
Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы
«Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы»
В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы».
2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.) на основании концепции разработать проект долгосрочной целевой программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы».
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра здравоохранения Новосибирской области Кравченко О.В.
Губернатор области
В.А. Юрченко
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы
«Развитие службы охраны материнства и детства
Новосибирской области на 2011-2013 годы»
(далее - Концепция)
Основной целью, достигаемой при решении комплексных задач программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы» (далее - программа), является создание условий для предупреждения и снижения материнской и младенческой смертности, укрепление здоровья детского населения, сохранение репродуктивного здоровья населения Новосибирской области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1) совершенствование организации деятельности службы детства и родовспоможения;
2) разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для службы детства и родовспоможения;
3) укрепление материально-технической базы службы детства и родовспоможения на основе утвержденных стандартов и порядков;
4) повышение доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели | Показатель | Едини-ца изме-рения | Базовый показатель 2010 года | Период реализации программы | ||
2011(*) | 2012 | 2013 | ||||
Цель: создание условий для предупреждения и снижения материнской и младенческой смертности, укрепление здоровья детского населения, сохранение репродуктивного здоровья населения Новосибирской области | ||||||
Задача 1. Совершенствование организации деятельности службы детства и родовспоможения | Коечный фонд акушерского отделения ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница», | шт. | 95 | 95 | 95 | 210 |
в том числе: | ||||||
на базе построенного в рамках реализации программы областного перинатального центра | шт. | - | - | - | 115 | |
Количество коек реанимации новорожденных первого этапа, открытых в областном перинатальном центре | шт. | - | - | - | 24 | |
Количество выездов специализированных реанимационно-анестезиологических бригад | выезд | 161 | 165 | 280 | 320 | |
Задача 2. Разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для службы детства и родовспоможения | Доля детей, охваченных дополнительной вакцинацией против пневмококковой инфекции и ветряной оспы сверх Национального календаря прививок, от общего числа детей, находящихся в группе риска | % | - | - | 80 | 90 |
Доля девочек в возрасте 11-12 лет, охваченных дополнительной вакцинацией против вируса папилломы человека сверх Национального календаря прививок, от общего числа девочек, находящихся в группе риска по раку шейки матки | % | - | - | 60 | 70 | |
Доля детей в возрасте от 1-2 лет, обеспеченных дополнительным детским питанием, от числа детей, проживающих в семьях с доходом ниже прожиточного минимума | % | 50,5 | 51 | 90 | 90 | |
Доля детей с психическими расстройствами, снятых с наблюдения с улучшением и выздоровлением, от общего количества состоящих на учете | % | 9,3 | 10 | 11,5 | 13 | |
Доля детей с психическими расстройствами, осмотренных на дому, от общего количества состоящих на учете | % | 5 | 7 | 9 | 11 | |
Охват детей полипрофессиональны-ми формами оказания психиатрической помощи от общего количества состоящих на учете | % | 3,1 | 5 | 7 | 10 | |
Доля женщин в возрасте до 18 лет и первобеременных, прерывание беременности которым осуществлено медикаментозно | % | - | - | 30 | 80 | |
Количество супружеских пар, участвующих в программе ЭКО, получивших государственную поддержку в рамках реализации программы | супру-жеская пара | 0 | 0 | 100 | 100 | |
Задача 3. Укрепление материально-технической базы службы детства и родовспоможения на основе утвержденных стандартов и порядков | Доля беременных женщин, охваченных ультразвуковым скринингом, от общего количества беременных женщин Новосибирской области | % | 80 | 80 | 85 | 95 |
Доля беременных женщин, охваченных биохимическим скринингом, от общего количества беременных женщин Новосибирской области | % | 75 | 75 | 85 | 95 | |
Доля беременных женщин, обследованных на внутриутробную инфекцию TORCH-комплекса, | % | 20 | 20 | 40 | 50 | |
Задача 4. Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам и детям | Количество врачей акушеров-гинекологов, прошедших первичную подготовку | чел. | 6 | 7 | 25 | 25 |
Количество врачей, прошедших первичную подготовку | чел. | 5 | 6 | 25 | 25 |
Охрана здоровья материнства и детства является приоритетной задачей здравоохранения.
На протяжении последних лет благодаря совместной деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области и учреждений здравоохранения по совершенствованию охраны здоровья матери и ребенка удалось улучшить работу службы охраны материнства и детства.
В последние годы в Новосибирской области отмечается отчетливая тенденция улучшения основных показателей деятельности службы охраны здоровья матери и ребенка: показатель младенческой смертности снизился с 7,8 на 1000 родившихся живыми в 2008 году до 7,5 в 2010 году, показатель материнской смертности - с 39,2 в 2008 году на 100,0 тысяч родившихся живыми до 28,6 в 2010 году.
Однако проблема сохранения здоровья будущего поколения, в том числе репродуктивного здоровья, обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей в условиях сложившейся демографической ситуации в области, характеризующейся низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, приобрела особую актуальность и социальную значимость.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты сохраняется ряд проблем, требующих решения программно-целевым методом.
За последние годы значительно увеличился уровень экстрагенитальной патологии, у каждой второй беременной женщины наблюдается анемия, каждая третья имеет патологию мочевыводящих путей и сердечно-сосудистую патологию, что приводит к увеличению количества осложнений беременности, а также к рождению маловесных и недоношенных детей, детей с задержкой внутриутробного развития.
Число абортов по территории Новосибирской области имеет тенденцию к снижению (с 33,5 тыс. в 2008 году до 30,8 тыс. в 2010 году), однако величина данного показателя остается выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Особую тревогу вызывает то, что среди женщин, сделавших аборты, 8,0% составляют первобеременные. Прерывание первой беременности пагубно сказывается на здоровье молодой женщины и зачастую приводит к тяжелым гинекологическим осложнениям и бесплодию.
Существенную роль в снижении числа абортов должна сыграть более активная пропаганда здорового образа жизни и профилактика нежелательной беременности. Однако на территории Новосибирской области показатель охвата оральной контрацепцией снижается с 12,9% в 2008 году до 12,5% в 2010 году, следовательно, контрацепция в области не получила должного распространения.
Основным показателем, отражающим качество и уровень организации работы акушерско-гинекологической службы лечебно-профилактических учреждений, является материнская смертность. Данный показатель в Новосибирской области составляет 28,6 человек в 2010 году на 100000 родившихся живыми, остается выше среднероссийского (16,6 человек в 2010 году на 100000 родившихся живыми).
В структуре причин материнской смертности первое место занимает экстрагенитальная патология, отягчающая течение беременности и родов (20%), второе - аборты и септические осложнения после внебольничных, криминальных абортов (10%), третье - кровотечения (9%).
Отмечается ухудшение состояния здоровья беременных женщин, что приводит к росту осложнений в родах. Показатель заболеваемости беременных женщин неуклонно повышается с 19305,5 на 10,0 тыс. закончивших беременность в 2008 году, до 22407,6 - в 2010 году.
Показатель заболеваемости новорожденных в 2010 году составил 493,4 на 1000 родившихся, что превышает показатели по России - 377,0.
В структуре заболеваемости новорожденных стабильно превалируют отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (93,1% в 2010 году). Удельный вес врожденных аномалий остается стабильным (5,8% в 2010 году).
Сохраняются высокие показатели смертности детей первого месяца жизни в результате заболеваний, связанных с нарушением репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (7,5 человек на 1000 родившихся живыми).
Несмотря на внедрение методов дородовой диагностики в структуре младенческой смертности и детской инвалидности одно из первых мест принадлежит врожденным порокам развития (рост с 36,1 на 1,0 тыс. родившихся в 2008 до 37,0 в 2010).
Показатели заболеваемости детей на протяжении последних лет превышают среднероссийские и имеют отчетливую тенденцию к росту. Общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за последние 3 года выросла на 5,2%.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что Новосибирская область остро нуждается в современном перинатальном центре, в котором будут наблюдаться беременные высокой группы перинатального риска, оснащенным современным оборудованием с отделением реанимации новорожденных и недоношенных детей, как вторым этапом выхаживания. Кроме того, на территории области необходимо создать систему дистанционных консультативных центров для оказания скорой консультативной помощи матерям и детям.
Требуется дальнейшее развитие медико-генетической службы для проведения не только скрининга новорожденных на наследственные болезни обмена, а также обеспечения непрерывного скрининга беременных на врожденные пороки развития плода в ранних сроках беременности и своевременного прерывания патологической беременности, обследования беременных и новорожденных на внутриутробные инфекции.
Важнейшей задачей является повышение доступности, качества и условий предоставления психиатрической помощи детям в Новосибирской области, в том числе в удаленных и труднодоступных районах. Для этого предусматривается внедрение инновационных организационных и медицинских технологий в форме проведения профилактических программ, развития межведомственного взаимодействия, реструктуризации службы с развитием психотерапевтической помощи, центра медико-социальной помощи, музыко- и арттерапевтической лаборатории.
Таким образом, сложившаяся ситуация по состоянию здоровья детей и женщин в Новосибирской области требует комплексного подхода к ее решению, осуществлению неотложных мероприятий по совершенствованию системы охраны материнства и детства, внедрению современных методов диагностики и лечения, развитию профилактических подходов, подготовке кадров, укреплению материально-технической базы.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья матерей и детей, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение уровня детской и материнской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Реализация мероприятий программы позволит внедрить современные медицинские технологии, организовать на современном уровне лечебно-диагностический процесс в учреждениях здравоохранения детства и родовспоможения, что позволит обеспечить надлежащее качество и объёмы диагностических исследований и лечения.
Данная программа будет способствовать реализации стратегических приоритетов государственной политики в области укрепления и сохранения здоровья населения Новосибирской области.
IV. Основание необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья матерей и детей, обуславливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение уровня детской и материнской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:
1) решение комплексных масштабных задач программы, которые носят межведомственный характер путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области;
2) высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;
3) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
4) контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях программы:
совершенствование организации и поддержка служб детства и родовспоможения;
разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для службы детства и родовспоможения;
укрепление материально-технической базы службы детства и родовспоможения на основе утвержденных стандартов и порядков.
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению состояния здоровья матерей и детей, снижению уровня их заболеваемости и смертности.
1. Реализация Концепции предусматривает:
включение направлений Концепции в Программу социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2013 года;
координацию предусмотренных Концепцией мероприятий с исполнением приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Новосибирской области;
сосредоточение на основных направлениях, решающих главные задачи по обеспечению защиты, выживания и развития детей: мониторинг состояния плода и разработка методов коррекции выявленных нарушений;
разработку критериев качества и эффективности медицинской помощи детям;
разработку и реализацию областных норм (стандартов) лечения по основным нозологическим формам каждого профиля педиатрии;
оценку актуальности и экономической целесообразности предлагаемых медико-организационных технологий;
разработку и реализацию стандартов условий организации и оказания услуг областными и муниципальными медицинскими учреждениями на территории Новосибирской области.
2. Основные экономические механизмы реализации Концепции:
программа реализуется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.