ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 15 июля 2011 года N 320-рп


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы
«Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы»



В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы».

2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.) на основании концепции разработать проект долгосрочной целевой программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы».

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра здравоохранения Новосибирской области Кравченко О.В.

Губернатор области
      В.А. Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 15.07.2011 N 320-рп


КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы
«Развитие службы охраны материнства и детства
Новосибирской области на 2011-2013 годы»

(далее - Концепция)


I. Цели, задачи программы


Основной целью, достигаемой при решении комплексных задач программы «Развитие службы охраны материнства и детства Новосибирской области на 2011-2013 годы» (далее - программа), является создание условий для предупреждения и снижения материнской и младенческой смертности, укрепление здоровья детского населения, сохранение репродуктивного здоровья населения Новосибирской области.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

1) совершенствование организации деятельности службы детства и родовспоможения;

2) разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для службы детства и родовспоможения;

3) укрепление материально-технической базы службы детства и родовспоможения на основе утвержденных стандартов и порядков;

4) повышение доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам и детям.

II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов
достижения целей и решения задач программы с разбивкой
по временным периодам


Цель/задачи, требующие решения для достижения цели

Показатель

Едини-ца изме-рения

Базовый показатель 2010 года

Период реализации программы
(по годам)

2011(*)

2012

2013

Цель: создание условий для предупреждения и снижения материнской и младенческой смертности, укрепление здоровья детского населения, сохранение репродуктивного здоровья населения Новосибирской области

Задача 1. Совершенствование организации деятельности службы детства и родовспоможения

Коечный фонд акушерского отделения ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница»,

шт.

95

95

95

210

в том числе:

на базе построенного в рамках реализации программы областного перинатального центра

шт.

-

-

-

115

Количество коек реанимации новорожденных первого этапа, открытых в областном перинатальном центре

шт.

-

-

-

24

Количество выездов специализированных реанимационно-анестезиологических бригад

выезд

161

165

280

320

Задача 2. Разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для службы детства и родовспоможения

Доля детей, охваченных дополнительной вакцинацией против пневмококковой инфекции и ветряной оспы сверх Национального календаря прививок, от общего числа детей, находящихся в группе риска

%

-

-

80

90

Доля девочек в возрасте 11-12 лет, охваченных дополнительной вакцинацией против вируса папилломы человека сверх Национального календаря прививок, от общего числа девочек, находящихся в группе риска по раку шейки матки

%

-

-

60

70

Доля детей в возрасте от 1-2 лет, обеспеченных дополнительным детским питанием, от числа детей, проживающих в семьях с доходом ниже прожиточного минимума

%

50,5

51

90

90

Доля детей с психическими расстройствами, снятых с наблюдения с улучшением и выздоровлением, от общего количества состоящих на учете

%

9,3

10

11,5

13

Доля детей с психическими расстройствами, осмотренных на дому, от общего количества состоящих на учете

%

5

7

9

11

Охват детей полипрофессиональны-ми формами оказания психиатрической помощи от общего количества состоящих на учете

%

3,1

5

7

10

Доля женщин в возрасте до 18 лет и первобеременных, прерывание беременности которым  осуществлено медикаментозно

%

-

-

30

80

Количество супружеских пар, участвующих в программе ЭКО, получивших государственную поддержку в рамках реализации программы

супру-жеская пара

0

0

100

100

Задача 3. Укрепление материально-технической базы службы детства и родовспоможения на основе утвержденных стандартов и порядков

Доля беременных женщин, охваченных ультразвуковым скринингом, от общего количества беременных женщин Новосибирской области

%

80

80

85

95

Доля беременных женщин, охваченных биохимическим скринингом, от общего количества беременных женщин Новосибирской области

%

75

75

85

95

Доля беременных женщин, обследованных на внутриутробную инфекцию TORCH-комплекса,
от общего количества беременных женщин Новосибирской области

%

20

20

40

50

Задача 4. Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам и детям

Количество врачей акушеров-гинекологов, прошедших первичную подготовку

чел.

6

7

25

25

Количество врачей, прошедших первичную подготовку

чел.

5

6

25

25

     


III. Анализ проблемы


Охрана здоровья материнства и детства является приоритетной задачей здравоохранения.

На протяжении последних лет благодаря совместной деятельности  исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области и учреждений здравоохранения по совершенствованию охраны здоровья матери и ребенка удалось улучшить работу службы охраны материнства и детства.

В последние годы в Новосибирской области отмечается отчетливая тенденция улучшения основных показателей деятельности службы охраны здоровья матери и ребенка: показатель младенческой смертности снизился с 7,8 на 1000 родившихся живыми в 2008 году до 7,5 в 2010 году, показатель материнской смертности - с 39,2 в 2008 году на 100,0 тысяч родившихся живыми до 28,6 в 2010 году.

Однако проблема сохранения здоровья будущего поколения, в том числе репродуктивного здоровья, обеспечения безопасного материнства и рождения здоровых детей в условиях сложившейся демографической ситуации в области, характеризующейся низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, приобрела особую актуальность и социальную значимость.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты сохраняется ряд проблем, требующих решения программно-целевым методом.

За последние годы значительно увеличился уровень экстрагенитальной патологии, у каждой второй беременной женщины наблюдается анемия, каждая третья имеет патологию мочевыводящих путей и сердечно-сосудистую патологию, что приводит к увеличению количества осложнений беременности, а также к рождению маловесных и недоношенных детей, детей с задержкой внутриутробного развития.

Число абортов по территории Новосибирской области имеет тенденцию к снижению (с 33,5 тыс. в 2008 году до 30,8 тыс. в 2010 году), однако величина данного показателя остается выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Особую тревогу вызывает то, что среди женщин, сделавших аборты, 8,0% составляют первобеременные. Прерывание первой беременности пагубно сказывается на здоровье молодой женщины и зачастую приводит к тяжелым гинекологическим осложнениям и бесплодию.

Существенную роль в снижении числа абортов должна сыграть более активная пропаганда здорового образа жизни и профилактика нежелательной беременности. Однако на территории Новосибирской области показатель охвата оральной контрацепцией снижается с 12,9% в 2008 году до 12,5% в 2010 году, следовательно, контрацепция в области не получила должного распространения.

Основным показателем, отражающим качество и уровень организации работы акушерско-гинекологической службы лечебно-профилактических учреждений, является материнская смертность. Данный показатель в Новосибирской области составляет 28,6 человек в 2010 году на 100000 родившихся живыми, остается выше среднероссийского (16,6 человек в 2010 году на 100000 родившихся живыми).

В структуре причин материнской смертности первое место занимает экстрагенитальная патология, отягчающая течение беременности и родов (20%), второе - аборты и септические осложнения после внебольничных, криминальных абортов (10%), третье - кровотечения (9%).

Отмечается ухудшение состояния здоровья беременных женщин, что приводит к росту осложнений в родах. Показатель заболеваемости беременных женщин неуклонно повышается с 19305,5 на 10,0 тыс. закончивших беременность в 2008 году, до 22407,6 - в 2010 году.

Показатель заболеваемости новорожденных в 2010 году составил 493,4 на 1000 родившихся, что превышает показатели по России - 377,0.

В структуре заболеваемости новорожденных стабильно превалируют отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде (93,1% в 2010 году). Удельный вес врожденных аномалий остается стабильным (5,8% в 2010 году).

Сохраняются высокие показатели смертности детей первого месяца жизни в результате заболеваний, связанных с нарушением репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (7,5 человек на 1000 родившихся живыми).

Несмотря на внедрение методов дородовой диагностики в структуре младенческой смертности и детской инвалидности одно из первых мест принадлежит врожденным порокам развития (рост с 36,1 на 1,0 тыс. родившихся в 2008 до 37,0 в 2010).

Показатели заболеваемости детей на протяжении последних лет превышают среднероссийские и имеют отчетливую тенденцию к росту. Общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за последние 3 года выросла на 5,2%.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что Новосибирская область остро нуждается в современном перинатальном центре, в котором будут наблюдаться беременные высокой группы перинатального риска, оснащенным современным оборудованием с отделением реанимации новорожденных и недоношенных детей, как вторым этапом выхаживания. Кроме того, на территории области необходимо создать систему дистанционных консультативных центров для оказания скорой консультативной помощи матерям и детям.

Требуется дальнейшее развитие медико-генетической службы для проведения не только скрининга новорожденных на наследственные болезни обмена, а также обеспечения непрерывного скрининга беременных на врожденные пороки развития плода в ранних сроках беременности и своевременного прерывания патологической беременности, обследования беременных и новорожденных на внутриутробные инфекции.

Важнейшей задачей является повышение доступности, качества и условий предоставления психиатрической помощи детям в Новосибирской области, в том числе в удаленных и труднодоступных районах. Для этого предусматривается внедрение инновационных организационных и медицинских технологий в форме проведения профилактических программ, развития межведомственного взаимодействия, реструктуризации службы с развитием психотерапевтической помощи, центра медико-социальной помощи, музыко- и арттерапевтической лаборатории.

Таким образом, сложившаяся ситуация по состоянию здоровья детей и женщин в Новосибирской области требует комплексного подхода к ее решению, осуществлению неотложных мероприятий по совершенствованию системы охраны материнства и детства, внедрению современных методов диагностики и лечения, развитию профилактических подходов, подготовке кадров, укреплению материально-технической базы.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья матерей и детей, обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение уровня детской и материнской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Реализация мероприятий программы позволит внедрить современные медицинские технологии, организовать на современном уровне лечебно-диагностический процесс в учреждениях здравоохранения детства и родовспоможения, что позволит обеспечить надлежащее качество и объёмы диагностических исследований и лечения.

Данная программа будет способствовать реализации стратегических приоритетов государственной политики в области укрепления и сохранения здоровья населения Новосибирской области.

IV. Основание необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода


Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья матерей и детей, обуславливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение уровня детской и материнской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:

1) решение комплексных масштабных задач программы, которые носят межведомственный характер путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области;

2) высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;

3) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

4) контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.

Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях программы:

совершенствование организации и поддержка служб детства и родовспоможения;

разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для службы детства и родовспоможения;

укрепление материально-технической базы службы детства и родовспоможения на основе утвержденных стандартов и порядков.

Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению состояния здоровья матерей и детей, снижению  уровня их заболеваемости и смертности.

V. Механизм реализации программы, система управления


1. Реализация Концепции предусматривает:

включение направлений Концепции в Программу социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2013 года;

координацию предусмотренных Концепцией мероприятий с исполнением приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Новосибирской области;

сосредоточение на основных направлениях, решающих главные задачи по обеспечению защиты, выживания и развития детей: мониторинг состояния плода и разработка методов коррекции выявленных нарушений;

разработку критериев качества и эффективности медицинской помощи детям;

разработку и реализацию областных норм (стандартов) лечения по основным нозологическим формам каждого профиля педиатрии;

оценку актуальности и экономической целесообразности предлагаемых медико-организационных технологий;

разработку и реализацию стандартов условий организации и оказания услуг областными и муниципальными медицинскими учреждениями на территории Новосибирской области.

2. Основные экономические механизмы реализации Концепции:

программа реализуется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»