ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы»
I. ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики
наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы»
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 25.08.2014 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2013-2016 годы» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N 89-рп «О разработке проекта долгосрочной целевой программы «Комплексные меры профилактики наркомании в Новосибирской области на 2012-2016 годы» |
Основные разработчики Программы | ; министерство образования- науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство труда- занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы | (государственный заказчик-координатор Программы); министерство образования- науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство труда- занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области |
Руководитель Программы | Министр здравоохранения Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство образования- науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство труда- занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области. К исполнению программных мероприятий также привлекаются: Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области; Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Новосибирской области; Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области; Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области |
Цели и задачи программы | Цель: создание условий для приостановления темпов роста и сокращение распространения наркомании на территории Новосибирской области. Задачи: 1. Совершенствование системы комплексной профилактики наркомании на территории Новосибирской области. 2. Раннее выявление лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. 3. Материально-техническое обеспечение базы наркологической службы Новосибирской области. 4. Противодействие незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ на территории Новосибирской области |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2013-2016 годы (этапы не выделяются) |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам, источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы) | Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области составляет 68 696,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 18 669,0 тыс. рублей; 2014 год - 13 250,2 тыс. рублей; 2015 год - 17 916,0 тыс. рублей; 2016 год - 18 861,0 тыс. рублей. Источники финансирования: средства областного бюджета Новосибирской области. Объем финансирования Программы: по министерству здравоохранения Новосибирской области - 29 272,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 9 167,0 тыс. рублей; 2014 год - 5 001,2 тыс. рублей; 2015 год - 9 167,0 тыс. рублей; 2016 год - 5 937,0 тыс. рублей; по министерству образования- науки и инновационной политики Новосибирской области - 3 316,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 829,0 тыс. рублей; 2014 год - 829,0 тыс. рублей; 2015 год - 829,0 тыс. рублей; 2016 год - 829,0 тыс. рублей; по министерству социального развития Новосибирской области - 1 803,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 343,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 1 460,0 тыс. рублей; по министерству труда- занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области - 1 125,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 0,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 1 125,0 тыс. рублей; по департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области - 1 910,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 910,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 500,0 тыс. рублей; 2016 год - 500,0 тыс. рублей; по министерству региональной политики Новосибирской области - 31 270,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 7 420,0 тыс. рублей; 2014 год - 7 420,0 тыс. рублей; 2015 год - 7 420,0 тыс. рублей; 2016 год - 9 010,0 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета Новосибирской области на соответствующий финансовый год |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Важнейшие целевые показатели: число лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом «наркомания»; доля преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, от числа всех преступлений; доля общеобразовательных учреждений, реализующих мероприятия по профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ; охват детей школьного возраста (7-17 лет) профилактическими образовательными программами и мероприятиями; количество участников мероприятий, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни, в рамках реализации Программы; общее количество информационных материалов антинаркотической направленности; доля детей и подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, охваченных профилактическими мероприятиями; количество впервые выявленных, в том числе на ранних этапах формирования наркотической зависимости, и поставленных на учет в отчетном периоде (первичная заболеваемость); число больных, находящихся в ремиссии свыше 2-х лет, на 100 больных, состоящих под наблюдением на конец года; обеспеченность врачами психиатрами-наркологами амбулаторного приема; доля административных правонарушений, совершенных гражданами в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Основным результатом реализации Программы к 2016 году станет: снижение числа лиц, состоящих под наблюдением с диагнозом «наркомания», до 420,0 человек на 100,0 тысяч населения (2012 год - 450,0 человек на 100,0 тысяч населения); увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих комплексные программы по профилактике потребления наркотических средств и психотропных веществ, до 90,0% (2012 год - 50,0%); увеличение охвата детей школьного возраста (7-17 лет) профилактическими образовательными программами до 90,0% (2012 год - 40,0%); увеличение количества участников мероприятий, направленных на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни, не менее чем на 26 000 человек; увеличение количества впервые выявленных, в том числе на ранних этапах формирования наркотической зависимости, и поставленных на учет в отчетном периоде (первичная заболеваемость наркоманией), до 29,0 человек на 100,0 тыс. населения за счет снижения уровня латентности (скрытности) наркомании среди населения (2012 год - 25,4 человек на 100,0 тыс. населения); увеличение числа больных, находящихся в ремиссии свыше 2-х лет, на 100 больных, состоящих под наблюдением на конец года, до 10,5% (2012 год - 10,0%); увеличение доли детей и подростков из семей, находящихся в социально опасном положении, охваченных профилактическими мероприятиями, до 20,0% (2012 год - 10,0%); обеспеченность врачами психиатрами-наркологами амбулаторного приема составит 0,31 на 10,0 тыс. населения (2012 год - 0,28); снижение доли административных правонарушений, совершенных гражданами в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, до 0,09 % (2012 год - 0,12%) |
Электронный адрес размещения программы в сети Интернет |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
Объектом Программы являются процессы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области с общественными объединениями и некоммерческими организациями, средствами массовой информации, с отдельными категориями граждан Новосибирской области, не имеющими опыта употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также лицами, их употребляющими, у которых еще не возникла зависимость от наркотических средств и психотропных веществ; гражданами со сформировавшейся зависимостью от наркотических средств и психотропных веществ; гражданами, употреблявшими наркотические средства и психотропные вещества, прошедшими курс лечения и реабилитации, либо гражданами с аддиктивным поведением; гражданами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказание на территории Новосибирской области.
Предметом регулирования Программы является комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности системы профилактики, ранней диагностики, лечения наркомании, медико-социальной реабилитации, а также устранение связанных с наркоманией социально-негативных явлений на территории Новосибирской области.
Сфера действия - социальная.
Программа направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, на улучшение демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности, заболеваемости и инвалидности, прямо или косвенно связанных с употреблением наркотиков, а также предотвращение социально-экономических проблем, вызванных употреблением населением наркотических средств и психотропных веществ.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и документами:
Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351;
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537;
Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690;
- Абзац утратил силу - постановление Правительства области от 25.08.2014 N 340-п - см. предыдущую редакцию
Законом Новосибирской области от 02.07.2008 N 249-ОЗ «О профилактике наркомании в Новосибирской области»;
постановлением Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008-2025 годы»;
Концепцией «Укрепление здоровья населения, повышение демографического потенциала Новосибирской области, формирование здорового образа жизни и условий его реализации на период до 2015 года», утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 15.06.2009 N 151-р.
Основные понятия, используемые в Программе:
аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических средств и психотропных веществ с нелечебной целью;
антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании;
антинаркотическое просвещение - просветительская деятельность органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, государственных учреждений Новосибирской области, муниципальных учреждений, организаций (включая международные), общественных объединений и граждан по распространению идей, знаний, культурных ценностей в сфере профилактики наркомании;
группа риска - лица с аддиктивным поведением;
здоровый образ жизни - категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющий сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни;
реабилитация - совокупность медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных и трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного наркоманией, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности приспособления к окружающей среде, полноценного функционирования в обществе без употребления психотропных веществ, вызывающих наркологическое заболевание.
Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы