Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2013-2017 годы» (с изменениями на 10 октября 2014 года)(утратило силу



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 01.02.2013 N 41-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 10.10.2014 N 407-п
, -
см. предыдущую редакцию)


Долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка
комплексного развития Советского района города Новосибирска
и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН
на 2013-2017 годы»

I. Паспорт программы

(В редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 10.10.2014 N 407-п
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2013-2017 годы» (далее - программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 17.02.2012 N 44-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2012-2016 годы»

Основные разработчики программы

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области;

министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;

министерство социального развития Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области;министерство региональной политики Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы

Государственный заказчик-координатор программы - министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Государственные заказчики программы:

министерство социального развития Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

министерство региональной политики Новосибирской области.

Руководитель программы

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий

Министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области;

министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;

министерство социального развития Новосибирской области;

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области;министерство региональной политики Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области во взаимодействии с мэрией города Новосибирска, Президиумами Сибирского отделения Российской академии наук, Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (далее - НГУ), федеральным государственным бюджетным учреждением «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.Н. Мешалкина» (далее - НИИПК), Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, государственным унитарным предприятием «Управление энергетики и водоснабжения Сибирского отделения Российской академии наук»;

иные лица, привлекаемые на конкурсной основе в установленном действующим законодательством порядке

Цели и задачи программы

Цель - формирование современного территориального научно-технологического комплекса мирового уровня с ядром в Академгородке, обеспечивающего высококонкурентный уровень исследовательской деятельности, опережающее развитие высокотехнологичного наукоемкого сектора экономики Новосибирской области и создание оптимальных условий для развития и реализации человеческого капитала.

Задачи:

1. Расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности организаций новосибирских научных центров (далее - ННЦ) Сибирского отделения Российской академии наук (далее - СО РАН) и Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (далее - СО РАМН) в интересах развития экономики и социальной сферы Новосибирской области, сохранения и укрепления позиций Российской Федерации на важнейших научных и технологических направлениях.

2. Государственная поддержка коммерциализации результатов научно-технической деятельности, в том числе путем развития технологической, сервисной и финансовой инфраструктуры.

3. Формирование положительного имиджа ННЦ СО РАН и СО РАМН для привлечения крупнейших российских и международных бизнес-компаний к взаимовыгодному сотрудничеству.

4. Создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров для научно-исследовательских учреждений и инновационных компаний.

5. Разработка важнейших градостроительных документов и решений с учетом передовых природоохранных принципов и лучших образцов формирования среды жизнедеятельности исходя из потребностей текущего развития и десятилетней перспективы.

6. Развитие жилищного строительства и обеспечение высокой доступности жилья для основных категорий специалистов, занятых в научно-исследовательской, образовательной и инновационной производственной сферах.

7. Развитие инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом, проведения общественных и культурно-массовых мероприятий, организации отдыха и досуга различных возрастных групп.

8. Развитие системы общего здравоохранения на территории Советского района города Новосибирска, содействие реализации проектов развития и создания центров оказания высокотехнологичных медицинских услуг.

9. Разработка и реализация комплексных проектов развития и модернизации системы образования и воспитания детей на территории Советского района города Новосибирска, включая сеть муниципальных детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

10. Развитие социальной инфраструктуры на площадках комплексной застройки на территориях, прилегающих к Советскому району города Новосибирска.

11. Разработка и реализация проектов развития инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей потребности развития территорий научных центров СО РАН и СО РАМН в экономическом и социальном отношении.

12. Вовлечение граждан, общественных и некоммерческих организаций в процесс развития Советского района города Новосибирска и информационно-медийное сопровождение программы

Сроки (этапы) реализации программы

Срок реализации программы: 2013-2017 годы.
Этапы реализации программы:

I этап (2013-2014 годы). Развертывание работ по основным программным мероприятиям.

II этап (2015-2016 годы). Выполнение основных объемов работ по программных мероприятиям.

III этап (2017 год). Завершение программных мероприятий в полном объеме и (или) достижение цели программы

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы)

Прогнозные объемы финансирования программы в 2013_2017 годах составляют:
всего - 24411436,4 тыс. рублей, из них:
2013 год - 2997235,42 тыс. рублей;
2014 год - 4004574,4 тыс. рублей;
2015 год - 6533663,7 тыс. рублей;
2016 год - 6472028,7 тыс. рублей;
2017 год - 4403934,2 тыс. рублей,
в том числе:
федеральный бюджет - 4966606,8 тыс. рублей, из них:
2013 год - 969729,0 тыс. рублей;
2014 год - 1945877,8 тыс. рублей;
2015 год - 1427000,0 тыс. рублей;
2016 год - 274000,0 тыс. рублей;
2017 год - 350000,0 тыс. рублей;
областной бюджет Новосибирской области - 1776536,7 тыс. рублей, из них:
2013 год - 418367,22 тыс. рублей;
2014 год - 86689,5 тыс. рублей;
2015 год - 58365,5 тыс. рублей;
2016 год - 138365,5 тыс. рублей;
2017 год - 1074749,0 тыс. рублей;
местные бюджеты - 1004624,5 тыс. рублей, из них:
2013 год - 368977,6 тыс. рублей;
2014 год -182171,9 тыс. рублей;
2015 год - 60375,0 тыс. рублей;
2016 год - 241550,0 тыс. рублей;
2017 год - 151550,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 16663668,4 тыс. рублей, из них:
2013 год - 1240161,6 тыс. рублей;
2014 год - 1789835,2 тыс. рублей;
2015 год - 4987923,2 тыс. рублей;
2016 год - 5818113,2 тыс. рублей;
2017 год - 2827635,2 тыс. рублей.
Средства областного бюджета Новосибирской области по исполнителям мероприятий программы:
по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 868886,7 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 222017,2 тыс. рублей;
2014 год - 86689,5 тыс. рублей;
2015 год - 56415,5 тыс. рублей;
2016 год - 136415,5 тыс. рублей;
2017 год - 367349,0 тыс. рублей;
по министерству социального развития Новосибирской области - 23997,8 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 20000,0 тыс. рублей;
2014 год - 3997,8 тыс. рублей;
по министерству строительства Новосибирской области - 770253,4 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 174600,0 тыс. рублей;
2014 год - 10653,4 тыс. рублей;
2015 год - 0,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 585000,0 тыс. рублей;
по министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области - 120000,0 тыс. рублей, в том числе:
2017 год - 120000,0 тыс. рублей;
по министерству региональной политики Новосибирской области - 8989,1 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1750,0 тыс. рублей;
2014 год - 939,1 тыс. рублей;
2015 год - 1950,0 тыс. рублей;
2016 год - 1950,0 тыс. рублей;
2017 год - 2400,0 тыс. рублей

Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Целевые индикаторы программы ориентированы на обеспечение опережающих темпов экономического развития и качества жизни, характерных для мировых центров инновационной экономики.

1. Система индикаторов, характеризующих развитие экономики:

оборот крупных и средних организаций Советского района в фактически действующих ценах (млн. руб.);

объем инвестиций в развитие образовательной, научно-технологической и производственной базы, привлеченных из федерального бюджета и внебюджетных источников (млрд. руб.);

количество работников, занятых в сфере экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний - сотрудники ННЦ СО РАН, ННЦ СО РАМН, инновационных компаний-резидентов технопарка новосибирского Академгородка, НИИПК (тыс. чел.);

объем средств от научно-исследовательской деятельности академических институтов ННЦ СО РАН и СО РАМН  (млн. руб.);

объем внебюджетных и федеральных средств, привлекаемых малыми предприятиями в научно-технической сфере на ранней стадии развития - зарегистрированными не более двух лет или находящимися в стадии регистрации, на основе разработок научных организаций ННЦ (млн. руб.);

количество научно-технических проектов и программ, реализуемых предприятиями Новосибирской области совместно с исследовательскими организациями Советского района (ед.);

количество предприятий в научно-технической сфере на ранней стадии развития, имеющих объем производственной деятельности свыше 30 млн. рублей в год (ед.);

количество центров исследований и разработок, представительств передовых национальных и зарубежных компаний высокотехнологичного сектора, действующих на территории Советского района (ед.);

количество магистрантов и аспирантов, прошедших и находящихся на обучении, по специальностям, ориентированным на обеспечение кадрами научных организаций и инновационного бизнеса, подготавливаемых НГУ и научными организациями ННЦ (чел.);

2. Система индикаторов, характеризующих социальное развитие:

количество разграниченных и оформленных в рамках программ площадок для жилищного строительства и размещения объектов социальной инфраструктуры (ед.);

объем ввода жилья, введенного на территории Советского района и примыкающих территорий (тыс. кв.м);

число сотрудников ННЦ СО РАН и СО РАМН, инновационных компаний, улучшивших жилищные условия (чел.);

количество построенных и реконструированных зданий учреждений культуры и учреждений дополнительного образования в рамках программы;

мощность современных объектов для занятий физической культурой и спортом, созданных в рамках программы: протяженность лыжных трасс (км), созданных и благоустроенных в рамках программы; количество плоскостных сооружений, построенных в рамках программы; площадь спортивных залов и спортивных комплексов, построенных в рамках программы (кв.м); площадь бассейнов, построенных в рамках программы (кв.м);

площадь объектов социальной инфраструктуры, отремонтированных в рамках программы (кв.м);

количество построенных и реконструированных объектов здравоохранения в рамках программы;

обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях населения Советского района города Новосибирска, количество мест на 1000 детей от 1 года до 7 лет;

количество объектов образования на территории Советского района города Новосибирска, созданных в рамках программы;

количество введенных объектов социальной инфраструктуры (школа, поликлиника, детский сад, спортивное сооружение) на территориях, прилегающих к Советскому району города Новосибирска;

протяженность построенной и реконструированной улично-дорожной сети Советского района города Новосибирска (км);

протяженность построенных и реконструированных в рамках программы автомобильных дорог в Новосибирской области, интегрированных с дорожной сетью Советского района (км);

доля населения, положительно оценивающая ход реализации программы (%);

количество проектов, направленных на развитие Советского района, реализованных гражданами и общественными объединениями в рамках программы (ед.).

Результатами реализации программы станут:

увеличение в два раза за период действия программы оборота крупных и средних организаций Советского района в фактически действующих ценах, который достигнет 58,7 млрд. рублей в 2017 году (не включая оборот по оптовой и розничной торговле);

объем инвестиций в развитие образовательной, научной технологической и производственной базы, привлеченных из федерального бюджета и внебюджетных источников за период реализации программы составит свыше 9 млрд. рублей;

увеличение на территории Советского района в полтора раза численности работников, занятых в сфере экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. В 2017 году численность таких работников составит 14,0 тыс. человек;

увеличение более чем в полтора раза за период действия программы объема научно-исследовательской деятельности академических институтов ННЦ СО РАН и СО РАМН, который составит свыше 30,0 млрд. рублей в 2017 году;

количество центров исследований и разработок, представительств передовых национальных и зарубежных компаний высокотехнологичного сектора, располагающихся на территории Советского района к моменту завершения реализации программы составит не менее 20;

объем внебюджетных и федеральных средств, привлекаемых малыми предприятиями в научно-технической сфере на ранней стадии развития - зарегистрированными не более двух лет или находящимися в стадии регистрации, на основе разработок научных организаций ННЦ, в 2017 году составит 500 млн. рублей;

количество научно-технических проектов и программ, реализуемых предприятиями Новосибирской области совместно с исследовательскими организациями Советского района в году завершения программы составит не менее 50;

количество предприятий в научно-технической сфере на ранней стадии развития, имеющих объем производственной деятельности свыше 30 млн. руб. в год, составит не менее 100 за период действия программы;

количество магистрантов и аспирантов, прошедших и находящихся на обучении, по специальностям, ориентированным на обеспечение кадрами научных организаций и инновационного бизнеса, подготавливаемых НГУ и научными организациями ННЦ в 2017 году составит не менее 4500 человек;

количество жилья, введенного на территории Советского района и примыкающих территорий с целью обеспечения жильем сотрудников научных организаций и инновационных компаний Советского района в течение срока программы составит свыше 480 тыс. кв.м;

обеспеченность местами в детских дошкольных учреждениях населения Советского района города Новосибирска в 2017 году составит более 700 мест на 1000 детей в возрасте от 1 года до 7 лет;

площадь объектов социальной инфраструктуры, отремонтированных в рамках программы, составит 483,4 кв.м;

будет создан 1 объект здравоохранения;

обеспеченность населения Советского района города Новосибирска современными объектами для занятий физической культурой и спортом составит к 2017 году:

лыжных трасс - 13 км;

площадь спортивных залов и спортивных комплексов - 8000 кв.м;

бассейнов - 9500 кв.м;

развитие строительства и реконструкции улично-дорожной сети Советского района города Новосибирска и автомобильных дорог в Новосибирской области, интегрированных с дорожной сетью Советского района, будет способствовать сокращению времени в пути до аэропорта «Толмачево» - 30-40 минут и до центральной части города Новосибирска - 20-25 минут;

доля населения, положительно оценивающая ход реализации программы составит более 60% в 2017 году


II. Обоснование необходимости разработки программы


В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, в качестве важнейшего конкурентного преимущества региона отмечается наличие выдающегося, даже по мировым меркам, научно-образовательного потенциала, который представлен совокупностью большого количества научных организаций СО РАН, СО РАМН и Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор», отраслевых научно-исследовательских институтов, а также системой профессионального образования, способной обеспечивать потребности науки, экономики и социальной сферы в кадрах необходимой квалификации.

Советский район города Новосибирска, особенно его правобережная часть (Академгородок), является местом особой концентрации академических научно_исследовательских организаций, размещения одного из лучших в России образовательных учреждений по подготовке кадров для научной и инновационной деятельности - НГУ, а также обеспечивающей инфраструктуры, что является результатом создания в пятидесятые годы прошлого века форпоста советской науки в восточной части страны - Новосибирского Академгородка.

Новосибирский Академгородок реализовался как уникальный научный мультидисциплинарный центр с особой средой взаимодействия научных коллективов. За исторически короткий срок здесь возникли и окрепли научные школы мирового класса, которые внесли огромный вклад в развитие фундаментальной науки, укрепление обороноспособности страны, формирование экономики, образования и культуры Сибири.

Социально-экономический кризис 90-х годов негативно отразился на обеспечении преемственности научных школ, образовался демографический «провал» в самых работоспособных и творчески активных возрастных диапазонах. Однако в последние годы обеспечивается положительная динамика финансирования деятельности научных организаций, как за счет средств федерального бюджета, так и внебюджетных источников. Продуктивность научных школ подтверждается наличием признанных открытий, вручением престижных наград и грантов сотрудникам научного центра.

Система научных учреждений, расположенных в Советском районе, является самым крупным работодателем, вовлекая 29,6% трудоспособного населения района. Численность докторов и кандидатов наук, занятых в институтах ННЦ, составляет 86,9% и 82,3% (соответственно) от общего количества специалистов этой квалификации, работающих на территории города Новосибирска.

Продуктивный потенциал научно-образовательного комплекса Академгородка в 90-х - начале 2000-х годов проявился не только в сохранении позиций в научной сфере, но и в возникновении высокотехнологичных компаний, обеспечивающих занятость около 7 тысяч жителей, и представляющих «точки роста» новой экономики в информатике и телекоммуникациях, системах автоматизации, биотехнологиях и медицине, приборостроении, силовой электронике и электротехнике, катализе и химических технологиях, нанотехнологиях и новых материалах, лучевых технологиях, экологии и рациональном природопользовании.

Однако в свете задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития, потребностей глубокой модернизации экономики и социальной сферы региона, очевидно, что имеющийся научно-образовательный потенциал не реализуется с необходимой эффективностью.

В этой связи перед органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления, научным и предпринимательским сообществом стоит задача определения и реализации комплекса мер, направленных на создание условий для эффективного вовлечения научно_образовательного комплекса Академгородка в решение практических задач развития производственной сферы, укрепления позиций на важнейших научных направлениях и развития высокотехнологического сектора экономики Новосибирской области в перспективных отраслевых направлениях, имеющих максимальный потенциал роста на мировых рынках.

III. Цели, задачи и целевые индикаторы программы

Целью программы является формирование современного территориального научно-технологического комплекса мирового уровня с ядром в Академгородке, обеспечивающего высококонкурентный уровень исследовательской деятельности, опережающее развитие высокотехнологичного наукоемкого сектора экономики Новосибирской области и создание оптимальных условий для развития и реализации человеческого капитала.

Задачи:

1. Расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности организаций ННЦ СО РАН и СО РАМН в интересах развития экономики и социальной сферы Новосибирской области, сохранения и укрепления позиций Российской Федерации на важнейших научных и технологических направлениях.

2. Государственная поддержка коммерциализации результатов научно-технической деятельности, в том числе путем развития технологической, сервисной и финансовой инфраструктуры.

3. Формирование положительного имиджа ННЦ СО РАН и СО РАМН для привлечения крупнейших российских и международных бизнес-компаний к взаимовыгодному сотрудничеству.

4. Создание условий для подготовки высококвалифицированных кадров для научно-исследовательских учреждений и инновационных компаний.

5. Разработка важнейших градостроительных документов и решений с учетом передовых природоохранных принципов и лучших образцов формирования среды жизнедеятельности исходя из потребностей текущего развития и десятилетней перспективы.

6. Развитие жилищного строительства и обеспечение высокой доступности жилья для основных категорий специалистов, занятых в научно-исследовательской, образовательной и инновационной производственной сферах.

7. Развитие инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом, проведения общественных и культурно-массовых мероприятий, организации отдыха и досуга различных возрастных групп.

8. Развитие системы общего здравоохранения на территории Советского района города Новосибирска, содействие реализации проектов развития и создания центров оказания высокотехнологичных медицинских услуг.

9. Разработка и реализация комплексных проектов развития и модернизации системы образования и воспитания детей на территории Советского района города Новосибирска, включая сеть муниципальных детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

10. Развитие социальной инфраструктуры на площадках комплексной застройки на территориях, прилегающих к Советскому району города Новосибирска.