Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года (с изменениями на 6 июня 2024 года)



Цели и задачи социально-экономического развития Мурманской области, приоритеты государственной политики


На основе результатов анализа и выбранного сценария социально-экономического развития региона сформировано "дерево целей", включающее стратегическую цель, стратегические направления, а также задачи, направленные на достижение стратегической цели.


С учетом преемственности стратегий главная (стратегическая) цель социально-экономического развития Мурманской области - обеспечение высокого качества жизни населения региона.


Понятие "качество жизни" интегрирует в себе основные характеристики уровня и образа жизни граждан. Качество жизни определяется уровнем развития экономики, состоянием среды проживания населения, включая экологическую ситуацию, качеством и доступностью услуг учреждений образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания, параметрами общественной безопасности, эффективностью государственного и муниципального управления, позволяющего реализовывать законные права и интересы населения. Поэтому качество жизни населения складывается как из параметров материального благополучия отдельных семей, так и из общих условий для гармоничного развития человека и качества среды его обитания.


Основой для реализации стратегической цели послужит устойчивый как в темпах динамики ВРП, так и в части рачительного характера природопользования и освоения территории экономический рост с новым качеством, т.е. рост, связанный с расширенным использованием человеческого капитала, талантов жителей и вновь прибывающих в регион людей, с созданием в новом качестве разнообразной и более сбалансированной структуры экономики, включающей в себя высокотехнологичные и так называемые "знаниевые" сектора. В значительной степени его динамика и направленность будут связаны с успехами в создании привлекательных условий для жизни и работы, модернизации городов, социальной и инженерной инфраструктуры региона, развитии "небазовых" секторов экономики, расширяющих спектр возможностей самореализации для молодых поколений.


Таким образом, достижение стратегической цели будет характеризоваться следующими целевыми показателями:


- обобщающий показатель уровня жизни - валовой региональный продукт на душу населения - увеличится с 350 тыс. рублей в 2012 году до 2,0 млн. рублей - в 2025 году, при этом производительность труда к уровню 2012 года возрастет в 3,5 раза;


- доля населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения Мурманской области на фоне значительного увеличения данной категории населения в 2013 году (до 12,5 %) в связи с принятием нового закона о потребительской корзине и уверенной нисходящей динамики с 2014 года, к 2016 году сложится на уровне 2012 года - 11,7 %, далее снижаясь до 10,8 % к 2020 году и 9,5 % к 2025 году;


- региональный децильный коэффициент сократится с 13,6 раз в 2012 году до 6,5 раз к 2025 году;


- реальные располагаемые денежные доходы населения будут демонстрировать уверенную динамику роста - за период 2012 - 2016 годов среднегодовые темпы составят 4,0 %, 2021 - 2025 годов - 10,3 %;


- уровень общей безработицы снизится с 7,7 % к экономически активному населению в 2012 году до 4,5 % в - 2025 году;


- доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, увеличится с 23 % в 2012 году до 50 % в 2025 году.


Косвенной характеристикой качества жизни является динамика численности населения, наглядно отражающая истинные предпочтения людей и объективные факторы развития регионов. К 2020 году численность населения должна стабилизироваться на уровне не ниже 734,8 тыс. человек и увеличиться к 2025 году до 736,9 тыс. человек.


Для достижения стратегической цели сформулированы 4 стратегические направления: развитие человеческого капитала, обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона, обеспечение устойчивого экономического роста, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления.


Каждому из четырех стратегических направлений соответствует по несколько задач (всего 32), решение которых измеряется как количественными, так и качественными показателями (перечень показателей и их значений приведен в приложении N 2). Для каждой задачи определены приоритеты государственной политики, сформированные таким образом, что в них включены все приоритеты, обозначенные в документах вышестоящего уровня, в том числе в "майских" указах Президента Российской Федерации (рис. N 13).