ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 года N 463-ПП
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Мурманской области от 26.09.2014 N 489-ПП/12, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в электронном бюллетене "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" http://www.gov-murman.ru - 01.10.2014).
____________________________________________________________________
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 30.10.2013 N 637-ПП)
В целях составления проекта Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", руководствуясь Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602 и N 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688, Концепцией бюджетного развития Мурманской области на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 01.06.2012 N 256-ПП, Правительство Мурманской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Мурманской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Основные направления).
2. Рекомендовать государственным органам Мурманской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области в своей деятельности руководствоваться Основными направлениями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области учитывать положения, установленные Основными направлениями, при составлении проектов решений о местных бюджетах на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов), принимаемых соответствующими представительными органами.
4. Признать утратившими силу постановления Правительства Мурманской области:
Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ
(в ред. постановления Правительства Мурманской области
от 30.10.2013 N 637-ПП)
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602 и N 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688, Концепцией бюджетного развития Мурманской области на 2013 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 01.06.2012 N 256-ПП, бюджетная и налоговая политика Правительства Мурманской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в первую очередь будет направлена на сохранение социальной и финансовой стабильности в Мурманской области, создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона, реализацию и развитие программно-целевого принципа управления общественными финансами, стимулирование инвестиционной деятельности, увеличение налогового потенциала, обеспечение функционирования эффективной системы предоставления государственных (муниципальных) услуг, повышение эффективности бюджетных расходов и переориентацию бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602 и N 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688, обеспечение взаимосвязи направлений бюджетных расходов Мурманской области с приоритетами социально-экономической политики, определенными в долгосрочной стратегии развития Мурманской области, развитие межбюджетных отношений.
Для достижения целей бюджетной и налоговой политики Мурманской области необходимо совершенствование механизмов, направленных на решение следующих задач:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств региона и реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602 и N 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688;
- развитие и повышение конкурентоспособности налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
- минимизация рисков несбалансированности областного бюджета в долгосрочном периоде за счет формирования бюджетных проектировок, основанных на реалистичных оценках и прогнозах социально-экономического развития региона, при условии ограничения и последующего снижения бюджетного дефицита и недопущения увеличения принимаемых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками их реализации, с одновременным выполнением принятых социальных обязательств;
- оптимизация структуры и повышение эффективности расходов областного бюджета, в том числе за счет выявления резервов и их перераспределения в пользу приоритетных направлений социально-экономического развития, повышения адресности социальной поддержки граждан, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей, проведения структурных реформ в социальной сфере, оптимизации государственных закупок, бюджетной сети и численности государственных служащих;
- расширение горизонта бюджетного планирования путем разработки долгосрочной бюджетной стратегии Мурманской области, интеграция стратегического и бюджетного планирования;
- совершенствование программно-целевых методов управления, развитие механизмов их реализации, в том числе в рамках перехода на государственные программы, объединяющие все инструменты государственной политики. Развитие программно-целевых методов управления при организации деятельности органов местного самоуправления;
- совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами: обеспечение сбалансированности бюджета Мурманской области в результате изменений в разграничении полномочий органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления, перераспределение источников доходов между областным бюджетом и местными бюджетами;
- стимулирование финансовой самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса за счет более активного включения в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов;
- мониторинг финансового положения Мурманской области и муниципальных образований, изменений основных параметров соответствующих бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга;
- обеспечение устойчивого функционирования сети государственных (муниципальных) учреждений, совершенствование перечня, доступности и улучшения качества оказываемых ими услуг;
- переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого базового перечня таких услуг, что позволит расширить практику применения единой для соответствующей отрасли методологии расчета нормативных затрат на их финансовое обеспечение и в увязке с целевыми показателями развития соответствующих отраслей даст возможность производить оценку качества и доступности услуг, предоставляемых населению, оценку эффективности деятельности организаций, послужит стимулом развития конкурентной среды при размещении государственных заданий на конкурсной основе, в том числе с привлечением негосударственных организаций;
- совершенствование системы предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде;
- продолжение формирования регионального сегмента интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", в том числе ввод в эксплуатацию единого портала бюджетной системы, внедрение стандартов международной финансовой отчетности сектора государственного управления, размещение и регулярная актуализация информации на портале с дифференцированным доступом "Бюджет для граждан" в информационно-коммуникационной сети Интернет;
- развитие информационной системы управления государственными финансами, повышение прозрачности бюджетов и открытости бюджетного процесса.
Основные направления налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов разработаны с целью подготовки проекта бюджета Мурманской области на очередной финансовый год и двухлетний плановый период, а также для информирования предпринимательского сообщества об условиях ведения экономической деятельности на территории региона.
В трехлетней перспективе 2014 - 2016 годов основные приоритеты Правительства Мурманской области в сфере региональной налоговой политики направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость, при условии недопущения увеличения уровня налоговой нагрузки на экономику области.
Основными целями региональной налоговой политики продолжают оставаться развитие и укрепление налогового потенциала Мурманской области, повышение доходов консолидированного бюджета области.
1. В части развития налогового потенциала Мурманской области планируется поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности (внесены изменения в налоговое законодательство Мурманской области, касающиеся применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций на 1 % для действующих организаций и на 4,5 % для вновь созданных организаций всех видов экономической деятельности, инвестиционные проекты которых признаны стратегическими или приоритетными проектами Мурманской области, а также освобождения от налогообложения имущества организаций в случае увеличения его первоначальной стоимости в результате достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и (или) технического перевооружения в рамках реализации стратегического, приоритетного инвестиционных проектов).
2. В части укрепления налогового потенциала Мурманской области, повышения доходов консолидированного бюджета региона планируется:
а) ежегодное проведение оценки эффективности предоставленных региональных налоговых льгот и сокращение неэффективных;
б) продолжение работы Межведомственной комиссии по обеспечению доходов бюджета Мурманской области через деятельность рабочих групп:
- по работе с нерентабельными организациями, недоимщиками и предприятиями-банкротами Мурманской области для выявления причин убыточности и наличия задолженности по налогам и сборам организаций области, выработки мер по сокращению количества убыточных организаций и снижению образовавшейся задолженности;
- в разрезе видов налогов и иных платежей (по имущественным налогам и арендным платежам, по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами, по природным и экологическим платежам, по транспортному налогу) для решения вопросов, связанных с изменением федерального законодательства, внесением изменений в действующее региональное законодательство и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в т.ч. для повышения эффективности и результативности налогообложения, а также улучшения администрирования налоговых и неналоговых платежей и погашения задолженности по ним;
в) оценка применения патентной системы налогообложения на территории Мурманской области в целях установления наиболее эффективных размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения;
г) проведение подготовительной работы по введению налога на недвижимое имущество физических лиц в Мурманской области после принятия соответствующего федерального закона и по мере готовности муниципальных образований области к его введению (федеральным законом будет предусмотрен переходный период, предполагающий постепенное введение налога на недвижимое имущество физических лиц);
д) проведение мониторинга изменения федерального законодательства в части налогообложения престижного потребления, внесение соответствующих изменений в региональное налоговое законодательство;
е) участие в работе федеральных органов исполнительной власти по разработке проекта закона по введению налога на недвижимое имущество организаций, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления), взамен налога на имущество организаций и земельного налога, уплачиваемого организациями.
Основные направления бюджетной политики Мурманской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов разработаны для подготовки проекта бюджета Мурманской области на очередной финансовый год и двухлетний плановый период с целью достижения сбалансированности бюджетной системы региона.
Бюджетная политика Мурманской области связана с изменениями бюджетного законодательства Российской Федерации и предусматривает с 01.01.2014:
1. Изменение нормативов зачисления доходов, предусматривающее зачисление в местные бюджеты в полном объеме:
- доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков;
- средств от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
2. Увеличение на 10 % норматива зачисления в областной бюджет доходов от налога на доходы физических лиц за счет сокращения:
с 20 % до 15 % норматива отчислений от указанного налога, передаваемых в местные бюджеты из областного бюджета в рамках межбюджетного регулирования;
с 20 % до 15 % норматива отчислений от указанного налога, установленных для зачисления в бюджеты городских округов и муниципальных районов.
3. Снижение на 50 % норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента.
4. Установление дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты налоговых доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в размере 10 процентов отчислений от указанных доходов в бюджет Мурманской области.
Кроме того, с 01.01.2016 предусмотрено увеличение с 40 % до 55 % норматива зачисления в бюджеты муниципальных районов и городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Благодаря внедрению новых методов планирования Мурманская область стала лидером в освоении бюджетных технологий программно-целевого планирования. Перспектива полномасштабного внедрения программно-целевого принципа управления общественными финансами подразумевает его совершенствование и развитие. В условиях существующих бюджетных ограничений и неблагоприятных долгосрочных тенденций с целью устранения угрозы бюджетной устойчивости при исполнении расходных обязательств необходим переход к долгосрочному бюджетному планированию, в том числе с применением программно-целевых механизмов. Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию условий для долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения. Основные положения государственной бюджетной политики на долгосрочную перспективу, а также долгосрочные бюджетные проектировки будут отражены в долгосрочной бюджетной стратегии Мурманской области, разработка которой повысит обоснованность принимаемых решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Долгосрочное планирование может также стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
До разработки долгосрочной бюджетной стратегии Мурманской области будет внедрен один из инструментов долгосрочного бюджетного планирования - с 2014 года региональный бюджет будет формироваться на основе государственных программ Мурманской области. Для каждой государственной программы Мурманской области в рамках долгосрочной бюджетной стратегии будут определены предельные объемы ("потолки") расходов по соответствующим направлениям на перспективу до 2020 года. Это создаст возможность для использования государственных программ в качестве полноценных механизмов стратегического и бюджетного планирования, что, в свою очередь, является основным инструментом повышения эффективности государственной политики и бюджетных расходов. Именно в рамках государственных программ должны быть интегрированы все инструменты реализации государственной политики, обеспечивающие достижение поставленных целей, - нормативно-правовое регулирование, контрольные полномочия, бюджетные ассигнования, налоговые льготы, использование государственного имущества, взаимодействие с другими участниками бюджетного процесса. Формирование областного бюджета будет осуществляться не только в функциональной, но и в программной классификации расходов на основе государственных программ Мурманской области, в том числе с учетом увеличения бюджетных ассигнований на реализацию задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 602 и N 606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688 (далее - Указы).
Реализация Указов, направленных на решение неотложных задач экономического и социального развития и предусматривающих модернизацию социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, развитие инфраструктуры, региональное развитие, остается важнейшим приоритетом бюджетной политики Мурманской области.
Одной из основных задач, обозначенных в Указах, является последовательное повышение уровня оплаты труда работников социальной сферы. Финансовое обеспечение этого мероприятия предусматривает использование внутренних ресурсов отраслей, полученных в результате реализации мер по оптимизации расходов, и внебюджетных источников.
Одновременно с повышением оплаты труда необходимы меры, направленные на повышение производительности труда в бюджетном секторе, проведение структурных реформ, оптимизацию сети государственных учреждений.
Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. Таким образом, уровень оплаты труда работников бюджетной сферы будет оцениваться как совокупный доход с учетом их фактической занятости и почасовой стоимости труда, а также предоставляемых льгот и иных мер социальной поддержки.