Действующий

Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра в Нижегородской области (с изменениями на 14 августа 2024 года)



2. Термины и определения, используемые в Концепции


2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.


2.2. Автономный класс - вариативная организационно-образовательная модель на базе общеобразовательной организации, создаваемая с целью обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья специальными образовательными условиями, в том числе инклюзивными, для обучения, развития коммуникативных и социальных навыков, коррекции поведенческих трудностей. Автономный класс объединяет детей со сходными образовательными потребностями одного года обучения и предусматривает образовательную и социальную инклюзию в условиях урочной и внеурочной деятельности.


(п. 2.2 в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 N 431-р)


2.3. Группа комбинированной направленности - организационно-образовательная модель на базе дошкольной образовательной организации, создаваемая с целью осуществления совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с другими детьми в соответствии с программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей.


(п. 2.3 в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 N 431-р)


2.4. Группа компенсирующей направленности - организационно-образовательная модель на базе дошкольной образовательной организации, создаваемая с целью реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечивающая им коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.


(п. 2.4 в ред. распоряжения Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 N 431-р)


2.5. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с РАС к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.


2.6. Комплексное сопровождение - содействие при получении людьми с РАС социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также комплекс мероприятий с родителями (законными представителями) людей с РАС, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.


2.7 - 2.8. Исключены. - Распоряжение Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 N 431-р.


2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям с РАС в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет.


2.10. Расстройства аутистического спектра (РАС) - расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.


2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.


2.12. Ресурсный класс - это специальная образовательная модель, позволяющая создать для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. В ресурсном классе обучение проходит по адаптированным основным общеобразовательным программам. Обучающиеся последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе со своими сверстниками при поддержке тьютора, но процент времени совместного обучения для каждого из учеников может быть разным. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, а ресурсный класс - это место, где ему оказывается поддержка специалистов.