ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 июля 2019 года № 603-р

О реализации мероприятий по созданию центра,
реализующего дополнительные общеобразовательные
программы, в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования в 2020-2022 годах



В соответствии с документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденной заместителем Министра просвещения Российской Федерации М.Н.Раковой 7 июня 2019 г. МР-74/02вн:

1. Определить министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области региональным координатором, уполномоченным обеспечивать реализацию мероприятий по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

2. Утвердить Комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в 2020-2022 годах согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

3. Утвердить Концепцию мероприятий по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в 2020-2022 годах согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

4. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование мероприятий по созданию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в 2020-2022 годах в соответствии с Законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на основании заявки министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области А.Н.Гнеушева.

     


     И.о. Губернатора                                         Е.Б.Люлин


     Приложение 1
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 5 июля 2019 г. № 603-р

     

Комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию
ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе
центров, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам высшего образования,
в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование" в 2020-2022 годах


№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1.

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - ДНК)

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - МОНиМП НО)

Приказ МОНиМП НО

25 августа X-1 года

2.

Заключено соглашение о создание ДНК между МОНиМП НО и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования

МОНиМП НО, образовательная организация высшего образования

Соглашение

1октября X-1 года

3.

Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ДНК

МОНиМП НО

Приказ МОНиМП НО

1 октября X-1 года, далее ежегодно

4.

Утверждено типовое Положение о деятельности ДНК на территории Нижегородской области

МОНиМП НО

Приказ МОНиМП НО

1 октября X-1 года

5.

Сформирован и согласован перечень оборудования для ДНК

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

Приказ МОНиМП НО

1 ноября X-1 года

6.

Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ДНК

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

Письмо ведомственного проектного офиса, приказ МОНиМП НО

30 октября X-1 года

7.

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ДНК по статьям расходов

МОНиМП НО, федеральный оператор

Письмо МОНиМП НО

30 ноября X-1 года, далее ежегодно

8.

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Нижегородской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

МОНиМП НО

Дополнительное соглашение

5 февраля X года, далее по необходимости

9.

Заключение финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

МОНиМП НО

Финансовое соглашение

15 февраля  X года, далее по необходимости

10.

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ДНК

МОНиМП НО

Извещение о проведении закупок

25 февраля X года

11.

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов ДНК

МОНиМП НО

Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

Согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса нацпроекта "Образование"

12.

Закуплено, доставлено и налажено оборудование для ДНК

МОНиМП НО

Акты приёмки работ, товарные накладные и т.д.

25 августа X года

13.

Утверждение Правительством Нижегородской области порядка предоставления бюджетных ассигнований образовательной организации высшего образования на финансовое обеспечение деятельности ДНК

Правительство Нижегородской области

Распоряжение Правительства Нижегородской области

25 августа X года

14.

Получена лицензия на образовательную деятельность ДНК по программам дополнительного образования детей и взрослых (в случае ее отсутствия)

МОНиМП НО

Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа X года

15.

Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадок ДНК в соответствие фирменному стилю

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование"

30 августа X года, далее ежегодно

16.

Завершение комплектования штатных расписаний ДНК

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

Приказы об утверждении штатных расписаний

30 августа X года, далее ежегодно

17.

Открытие ДНК в единый день

МОНиМП НО

Информационное освещение в СМИ

1 сентября X года




Приложение 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 5 июля 2019 г. № 603-р


Концепцию мероприятий по созданию
ключевых центров дополнительного образования детей,
в том числе центров, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования,
в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование" в 2020-2022 годах


Раздел 1. Обоснование потребности в реализации
мероприятия по созданию ключевых центров
дополнительного образования детей, в том числе центров,
реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования (далее - центр ДНК)

Нижегородская область - один из крупнейших промышленных центров России. Правительство Нижегородской области нацелено на построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, ускоренные темпы автоматизации основных технологических процессов, активное проникновение информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы экономики. Интегральным показателем, характеризующим уровень развития региона, является состояние социальной сферы, включая здравоохранение и образование.

Нижегородская область отличается высоким уровнем научно-технического, экономического развития. Она обладает благоприятным инвестиционным климатом и удачным экономико-географическим положением. Научный и промышленный потенциал является основным ресурсом развития экономики: развитый оборонный комплекс, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение, 4 института Российской академии наук, 11 образовательных организаций высшего образования, 5 научно-исследовательских институтов при образовательных организациях высшего образования, 66 отраслевых научно-исследовательских институтов и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора, занимает пятое место в России по числу научных школ.

Развитие наукоемких технологий, создание высокотехнологичных производств во многом зависит от притока в эту сферу талантливой молодежи, ориентированной на научную и инженерную деятельность. Человеческий капитал (творческие способности, научные знания и специализированные уникальные навыки) является источником повышения конкурентоспособности, развития инновационной экономики.

Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области обозначена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных в организациях региона. Эта задача ставится перед всем образовательным комплексом региона. Одной из ключевых проблем системы профессионального образования региона является разрыв между текущей структурой образования и потребностями в навыках и квалификациях кадров. Являясь одним из крупнейших в Приволжском федеральном округе поставщиков специалистов в области медицины, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ПИМУ) принимает активное участие в ликвидации кадрового дефицита в сфере здравоохранения. В настоящее время совместно с Министерством здравоохранения Нижегородской области разработан региональный фрагмент федеральной программы "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", в которой ПИМУ является исполнителем ряда мероприятий по усилению профильной подготовки дефицитных специальностей, привлечению медицинских работников в Нижегородскую область и синхронизации системы высшего медицинского образования с потребностями здравоохранения в регионе.

Нижегородская область также входит в число регионов ПФО с наибольшим количеством участковых терапевтов (в 2 раза больше, чем в 2015 году) и участковых педиатров (в 1,8 раз больше, чем в 2015 году), приступивших к работе в первичном звене в 2017 году. Однако, кадровый дефицит в отрасли сохраняется, что свидетельствует о недостаточности профориентационной работы среди школьников.

Следовательно, одним из основных условий вовлечения учащихся школ в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста является создание структурированной системы, которая позволяет удовлетворить потребности региона в профессионально-ориентированных медицинских кадрах.

Должна быть разработана оригинальная система профориентации, направленная на вовлечение школьников различных возрастов в научно-техническое творчество. Ключевыми элементами этой системы должны стать центры ДНК, которые должны стать основой формирования доступной среды для интеллектуального развития и профессиональной ориентации учащихся. В центрах ДНК будут реализованы уникальные методики профориентационной работы с учащимися, развернуто исследовательское и лабораторное оборудование, в том числе и оборудование 3D прототипирования, на котором младшие школьники в игровой форме знакомятся с техническим творчеством, а старшеклассники под руководством студентов и молодых ученых в составе проектных команд решают серьезные технические задачи.

Система будет объединять усилия большого числа стейкхолдеров - школы, центры дополнительного образования, университеты, промышленные предприятия региона. Ключевым результатом работы такой системы является формирование мотивированных абитуриентов, понимающих, что они знают и умеют, ориентированных на конкретный медицинский вуз региона и, в последствии, на конкретную организацию.

Разработанная система позволит создать условия для решения таких важных задач региона, как:

- закрепление талантливой молодежи в Нижегородской области с помощью уникального системного подхода к профессиональной ориентации учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности, вовлечения в научно-техническое творчество талантливых учащихся школ региона, развития системы проектного инженерного образования для школьников;

- обеспечение кадрового потенциала медицинских организаций посредством формирования контингента мотивированных абитуриентов медицинских вузов для подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития Нижегородской области.

В Нижегородской области подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 11 государственных вузов, 15 филиалов государственных вузов, 1 филиал негосударственного вуза. Для ведения высокотехнологичного бизнеса высшие учебные заведения региона готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым направлениям подготовки (специальностям).

Всего в вузах Нижегородской области обучается по программам среднего профессионального и высшего образования свыше 93 тыс. человек, из них около 54 тыс. человек - по очной форме обучения. Выпуск из вузов составил около 21 тыс. человек, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций составил 4,6 тыс.человек, из них докторов наук - 714 человек, кандидатов наук - 2655 человек.

Для решения поставленных задач предлагается создать центр ДНК на базе ПИМУ, являющегося основной образовательной организацией, ведущей подготовку по медицинскому профилю для медицинских организаций региона. С 2018 г. в составе ПИМУ появилась собственная клиника, что качественно меняет возможности научно-образовательной деятельности вуза, а также уровень подготовки специалистов.

Работа с учащимися общеобразовательных организаций, требует от преподавателей и сотрудников медицинских вузов дополнительные педагогические компетенции.

Раздел 2. Опыт Нижегородской области
в реализации федеральных и международных
проектов (мероприятий) в области образования
за последние три года

Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.

Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций принимают участие в международных и федеральных мероприятиях по оценке качества образования.

Ежегодно нижегородские школьники принимают участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, выполняют оценочные работы в рамках исследования ICCS, участвуют в международном исследовании PISA.

Регулярно нижегородские школы включаются в федеральную выборку для проведения национальных исследований качества образования (далее - НИКО) по иностранному (французскому) языку (2016 г.), по основам безопасности жизнедеятельности, химии и биологии (2017 г.), мировой художественной культуре и географии (2018 г.).

Нижегородские школы активно участвуют в проведении всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), в том числе на добровольной основе. В 2017 году более 14 тысяч пятиклассников и 3,5 тысяч одиннадцатиклассников в режиме апробации выполнили ВПР по математике, русскому языку, истории, биологии, географии, физике и химии. В 2018 году в режиме апробации ВПР выполнили более 16 тысяч шестиклассников и 4,4 тысяч одиннадцатиклассников. В 2019 году в режиме апробации ВПР выполнили более 61 тысячи семиклассников и 14 тысяч одиннадцатиклассников.

Также в ВПР на добровольной основе принимали участие профессиональные образовательные организации Нижегородской области: 500 студентов в 2017 году, более 1,5 тысяч студентов в 2018 году, более 3 тысяч студентов в 2019 году.

Нижегородская область в 2017 году принимала участие и стала победителем в отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования в Нижегородской области" Федеральной целевой программы развитие образования на 2016-2020 годы.

По результатам реализации мероприятия все пункты проведения единого государственного экзамена в Нижегородской области (93 ППЭ) были оснащены оборудованием для внедрения технологий печати контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в аудиториях проведения экзаменов, сканирования экзаменационных работ в ППЭ и проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

Также были созданы банк заданий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по родному (татарскому) языку и родной (татарской) литературе и программные продукты для автоматизированного сбора и обработки данных, формирования аналитических материалов для информирования общественности и использования в управленческих и педагогических процессах:

- программный продукт для учета динамики индивидуальных результатов обучающихся на основе данных оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО, олимпиады и т.д.);

- программный продукт для контекстного анализа результатов государственной итоговой аттестации, на основе бесконтактной технологии сбора информации с сайтов образовательных организаций;

- программный продукт единых форм представления результатов независимой оценки качества образования для использования в образовательных организациях, муниципальных органах, осуществляющих управление в сфере образования.

Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" разработаны 5 программ повышения квалификации работников системы образования в области оценки качества образования, в том числе в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур, по которым в течение 2017 года были обучены 435 работников системы образования Нижегородской области.

Нижегородская область становится организатором заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году региональным министерством образования совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского" (далее - ННГУ) проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву. Нижегородская область приняла участников из 57 субъектов Российской Федерации. В 2017 году совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (далее - НГПУ) проведен заключительный этап олимпиады по географии. Нижегородской областью принято 206 участников из 60 регионов России. В 2018 году Нижегородская область снова совместно с ННГУ приняла 260 участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву из 65 субъектов Российской Федерации.

В сфере профессионального образования в 2017 году регион стал победителем в федеральных отборах на 2018 год региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на создание регионального сервисно-сетевого Центра сетевого взаимодействия на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского", а также субсидии на создание детского технопарка "Кванториум".

В 2017 и 2018 году в Нижегородской области были созданы две базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования, на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Нижегородский Губернский колледж" и государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Арзамасский коммерческо-технический техникум".

В 2018 году 6 профессиональных образовательных организаций Нижегородской области стали победителями конкурсного отбора на предоставление в 2019 году грантов из федерального бюджета в форме субсидий на создание современных мастерских и лабораторий, оснащенных инновационным оборудованием. По итогам отбора регион стал первым в России по количеству выделенных средств из федерального бюджета - 144 570 350 рублей. По количеству организаций-победителей от одного региона Нижегородская область вошла в пятерку лидеров.

В ноябре 2018 года Нижегородская область, как "пилотный" регион, принимала участие в федеральном проекте ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций города Нижнего Новгорода и Нижегородской области фестивале профессий "Билет в будущее". Участниками стали почти 6 500 обучающихся. Работа фестиваля была организована по 8 тематическим направлениям: ИТ и коммуникации, Транспорт, Новые материалы, Здоровье, Энергетика, Космос, Городская среда, Сельское хозяйство. Каждое направление отражало ключевые отрасли развития страны и регионов, а также познакомило ребят с разнообразными актуальными профессиями и профессиями будущего, востребованными в современной экономике.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»