УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 15 февраля 2019 года № 84
1. В наименовании и в пункте 1 постановления слова "на 2013-2020 годы" исключить.
2. В государственной программе "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением:
2.1. В наименовании государственной программы, по тексту государственной программы и в приложениях к ней слова "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы" заменить словами "Развитие здравоохранения Нижегородской области".
2.2. Раздел "Паспорт Программы" изложить в следующей редакции:
"Паспорт Программы
| | | | | | | | | | | | | | | |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство здравоохранения Нижегородской области |
Подпрограммы Программы | подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"; подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"; подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"; подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области"; подпрограмма 11 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности здравоохранения Нижегородской области"; подпрограмма 12 "Региональный проект "Развитие системы первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма 13 "Региональный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"; подпрограмма 14 "Региональный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями"; подпрограмма 15 "Региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям"; подпрограмма 16 "Региональный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами"; подпрограмма 17 "Региональный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения"; подпрограмма 18 "Региональный проект "Развитие экспорта медицинских услуг"; подпрограмма 19 "Региональный проект "Формирование системы мотивации граждан Нижегородской области к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" (Укрепление общественного здоровья)" |
Цель Программы | Увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Программы | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. 2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации. 3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. 5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей. 6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей. 7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. 8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях. 9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения. 10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени. 11. Повышение энергетической эффективности здравоохранения Нижегородской области. 12. Повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи всем гражданам Нижегородской области. 13. Снижение смертности от болезней системы кровообращения. 14. Снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных. 15. Снижение младенческой смертности до 4,5 на 1000 родившихся живыми путем совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, повышения доступности и качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания, а также профилактики заболеваемости. 16. Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях Нижегородской области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. 17. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения за счет создания единого цифрового контура здравоохранения и организации механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), реализации электронных услуг (сервисов) в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), доступных для всех граждан Российской Федерации. 18. Увеличение объема экспорта медицинских услуг. 19. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Обеспечение к 2024 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, за счет: совершенствования нормативного правового регулирования вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни |
Целевые индикаторы и показатели Программы: (приложение 1 к настоящей Программе) | смертность от всех причин; материнская смертность; младенческая смертность; смертность от болезней системы кровообращения; смертность от дорожно-транспортных происшествий; смертность от новообразований (в том числе, от злокачественных); смертность от туберкулеза; потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь); распространенность потребления табака среди взрослого населения; распространенность потребления табака среди детей и подростков; заболеваемость туберкулезом; обеспеченность врачами; средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области (далее - регион); средняя заработная плата среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе; средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе; ожидаемая продолжительность жизни, смертность населения трудоспособного возраста |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в три этапа: первый этап: 2013 - 2015 годы; второй этап: 2016 - 2020 годы; третий этап: 2021-2024 годы |
Объемы финансирования Программы, тыс. руб. (приложение 2 к настоящей Программе) | 693 555 424,35 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета по предварительной оценке: 19 124 737,30 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы); средства областного бюджета по предварительной оценке: 257 659 563,54 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы); средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 415 710 645,51 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы); средства юридических лиц по предварительной оценке: 1 060 478,00 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы); средства из иных источников по предварительной оценке: 0 тыс. руб., (с 2013 по 2024 годы) |
тыс. рублей |
Наименование государственного заказчика | Источник финансирования | Годы |
| | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | Всего за период реализации Программы |
Министерство здравоохранения Нижегородской области | Всего, в т.ч. | 26338 167,12 | 38160 819,55 | 52325 634,96 | 49954 096,11 | 50644 190,80 | 59813 499,62 | 64916 636,50 | 69489 640,40 | 70988 429,50 | 70732 936,60 | 70025 636,60 | 70165 736,60 | 693 555 424,35 |
| федеральный бюджет | 776 050,70 | 2 023 161,93 | 1 691 527,83 | 1 296 346,64 | 896 898,10 | 1 432 023,00 | 2 197 953,00 | 3 256 903,00 | 1 666 152,30 | 1 720 973,60 | 1 015 573,60 | 1 151 173,60 | 19 124 737,30 |
| областной бюджет | 5 211 438,60 | 12506 511,50 | 22351 850,62 | 20792 226,50 | 20966 414,90 | 23525 970,22 | 24765 101,10 | 25379 922,70 | 25772 592,50 | 25462 278,30 | 25460 378,30 | 25464 878,30 | 257 659 563,54 |
| ТФ ОМС | 20350 677,82 | 23631 146,12 | 27221 778,50 | 27865 522,97 | 28780 877,80 | 34855 506,40 | 37953 582,40 | 40852 814,70 | 43549 684,70 | 43549 684,70 | 43549 684,70 | 43549 684,70 | 415 710 645,51 |
| юридические лица | 0,00 | 0,00 | 1 060 478,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 1 060 478,00 |
| иные источники | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
| Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; всего: 173 624 808,47 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; всего: 367 884 574,15 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"; всего: 1 060 478,00 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"; всего: 64 072 677,69 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"; всего: 12 517 949,68 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"; всего: 7 479 102,19 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; всего: 3 290 872,90 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"; всего: 19 541 061,00 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"; всего: 1 008 033,65 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области"; всего: 34 727 168,62 тыс. руб. (с 2013 по 2024 годы). Подпрограмма 11 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности здравоохранения Нижегородской области"; всего:0,00 тыс. руб. (с 2018 по 2024 годы). Подпрограмма 12 "Региональный проект "Развитие системы первичной медико-санитарной помощи"; всего: 710 422,40 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы). Подпрограмма 13 "Региональный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями"; всего: 1 707 679,10 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы). Подпрограмма 14 "Региональный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями"; всего: 3 137 782,40 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы). Подпрограмма 15 "Региональный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям"; всего: 466 613,00 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы). Подпрограмма 16 "Региональный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами"; всего: 0,00 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы). Подпрограмма 17 "Региональный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения"; всего: 2 326 201,10 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы). Подпрограмма 18 "Развитие экспорта медицинских услуг"; всего: 0,00 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы). подпрограмма 19 "Формирование системы мотивации граждан Нижегородской области к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" (Укрепление общественного здоровья)"; всего: 0,00 тыс. руб. (с 2019 по 2024 годы) |
Ожидаемые результаты реализации Программы | снижение смертности от всех причин с 16,10 до 12,6 на 1000 населения; снижение материнской смертности с 10,3 до 3,5 случаев на 1000 новорожденных, родившихся живыми; снижение младенческой смертности с 8,8 до 4,3 на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения с 987,7 до 462,0 на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 13,7 до 8,4 на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) с 225,9 до 173,9 на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза с 10,8 до 2,11 на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) с 17,5 до 6,4 литра на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 38,5% до 24,0%; снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков с 25,0% до 11,0%; снижение заболеваемости туберкулезом с 52,3 до 30,0 на 100 тыс. населения; увеличение обеспеченности врачами с 32,9 до 33,3 на 10 тыс. населения; повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в Нижегородской области с 124,10% до 200%; повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области с 63,60% до 100%; повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в Нижегородской области с 38,20 до 100%; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 68,98 до 76,50 лет; смертность населения трудоспособного возраста с 526,8 до 401,2на 100 тыс. населения |
".
2.3. Абзацы первый - девятнадцатый раздела "Общая характеристика сферы реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний характеризуется следующими показателями: показатель курящих в Нижегородской области: взрослые - 51%, дети в возрасте 11-17 лет - 36% (РФ - 34%). 8 516 детей состоит на учете как потребители наркотических и психотропных веществ. До 18 лет начинают курить свыше 80% юношей и 50% девушек.
По итогам 2011 года, распространенность ожирения у населения составляет 4,31 на 1000, в том числе: 8,6 на 1000 у детей 0-14 лет (0,9%), 14,9 на 1000 у подростков 15-18 лет (1,5%), 3,25 на 1000 у лиц старше 18 лет (0,3%).
По данным центров здоровья Нижегородской области из числа обратившихся взрослых граждан 63% имеют избыточную массу тела.
Несмотря на проводимую Правительством Нижегородской области работу, только 19,4% жителей области регулярно занимаются физкультурой и спортом.
Сеть медицинских организаций, участвующих в программе государственных гарантий, сформирована с учетом 3-уровневой системы оказания медицинской помощи.
На 1 января 2013 года медицинскую помощь оказывает 209 медицинских организаций, из них 173 государственных учреждения (110 больниц, 3 госпиталя, 10 диспансеров, 8 родильных домов, 29 поликлиник, 4 женских консультации, 1 станция скорой медицинской помощи, 8 медицинских центров), 8 федеральных учреждений, 28 частных медицинских организаций.
По итогам 2012 года учреждений 1 уровня, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и первичную стационарную, в том числе, первичную специализированную медицинскую помощь, насчитывалось 147 (71% в структуре медицинских организаций). Медицинские организации 1 уровня включают 64 фельдшерских здравпункта, 59 ФП, 835 ФАП, 94 врачебных амбулаторий, 54 участковые больницы, 123 кабинета врача общей практики, в том числе, 115 - в сельской местности (до норматива необходимо создание еще 32 кабинетов). Впервые создано 114 домовых хозяйств (при норме 103).
Создана служба неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях, работающая во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи. Однако неотложная помощь не получила должного развития (в 2012 году план выполнен только на 68%).
В Нижегородской области работают 14 взрослых и 7 детских Центров здоровья.
В медицинских организациях 1 уровня открыто 4 отделения и 40 кабинетов профилактики. Однако действующая система кабинетов и отделений профилактики не отвечает требованиям, установленным приказом Минздрава России от 15 мая 2012 г. № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", и не может обеспечить необходимые объемы профилактической работы с населением области, в частности выполнение норматива объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью.
Планируется увеличение посещений населения с профилактической целью с 27% до 34%, развитие патронажной службы с увеличением активных посещений на 20%.
Планируется проведение диспансеризации 21% граждан определенных групп взрослого населения, застрахованных в рамках обязательного медицинского страхования, а также детского населения.
Развитие амбулаторно-поликлинической помощи будет направлено на привлечение частных медицинских организаций, оказывающих данный вид помощи (с 28 до 130).
Предусмотрено расширение лечебной сети для обеспечения доступности медицинской помощи сельскому населению: увеличение количества кабинетов врачей общей практики (со 123 до 155), сохранение сети ФАПов и ФП, расширение сети врачебных амбулаторий (с 94 до 110) на основе реорганизации участковых больниц, использование мобильной центров здоровья (2).
Запланировано расширение сети кабинетов профилактики (с 40 до 229), отделений профилактики (с 4 до 42), проведение диспансеризации и медицинских осмотров.
Для лиц с кризисным состоянием расширение количества кабинетов социально-психологической помощи (с 10 до 21) с "Телефоном доверия".
Предусматривается увеличение объемов неотложной медицинской помощи до федерального норматива на основе интенсификации работы медицинского персонала, увеличение объемов стационарозамещающей помощи до федерального норматива на основе увеличения количества стационарозамещающих коек.