Отменен в части

Об утверждении муниципальной программы «Развитие форм общественного самоуправления, социальной активности населения, межнационального и межконфессионального взаимодействия в городе Нижнем Новгороде» на 2019 - 2024 годы (с изменениями на 3 мая 2023 года)

3.1. Подпрограмма «Муниципальная поддержка развития территориального общественного самоуправления»
(далее - подпрограмма 1).

     

3.1.1. Паспорт подпрограммы 1.
(изложен в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 27.02.2023 № 1101
- см.
предыдущую редакцию)

Ответственный исполнитель подпрограммы 1

Департамент социальных коммуникаций и молодежной политики (ДСКиМП)

Соисполнители подпрограммы 1

Администрации районов города Нижнего Новгорода

Задача подпрограммы 1

Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления

Сроки и этапы реализации подпрограммы 1

Подпрограмма 1 реализуется в один этап, в 2019 - 2024 годы

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 1 за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Ответственный исполнитель (соисполнители)

(руб.) годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Всего

     Всего

7 706 362,78

5 854 776,79

12 758 832,68

11 889 638,28

15 397 600,00

15 397 600,00

69 004 810,53

     ДСКиМП (управление делами)

197 702,25

00,00

00,00

0,00

200 000,00

200 000,00

297 702,25

     Администрации районов города Нижнего Новгорода (управление делами)

7 508 660,53

5 854 776,79

12 758 832,68

11 889 638,28

15 197 600,00

15 197 600,00

68 407 108,28

Целевой индикатор подпрограммы 1

Количество мероприятий, проведенных в ТОС - 2 979
Количество отремонтированных помещений Советов ТОС - 7 ед.
Количество Советов ТОС, победителей в конкурсе «Лучший Совет общественного самоуправления территориальных общественных самоуправлений города Нижнего Новгорода»- 0 ед.

3.1.2. Текстовая часть подпрограммы 1.

3.1.2.1. Характеристика текущего состояния.

Практически во всех субъектах РФ созданы и активно действуют ТОС. ТОС - инструмент реализации инициативы жителей, вовлечения горожан в осуществление местного самоуправления, содействующий не только развитию хозяйственной сферы решения вопросов местного значения, но и становлению гражданского общества. В рамках действующего законодательства органы ТОС способны удовлетворять многие потребности и решать широкий круг проблем жителей определенной территории. Сфера их деятельности это - благоустройство дворовых пространств, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости различных групп горожан, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в охране и поддержании правопорядка, установка игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и ряд других.

В Нижнем Новгороде осуществляется целенаправленная деятельность по созданию и развитию территориального общественного самоуправления как формы непосредственного осуществления жителями местного самоуправления, в которой рождается гражданская инициатива, реализуются общественные начинания.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Нижнего Новгорода, постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 24.05.2006 № 41 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде» установлены принципы и порядок организации территориального общественного самоуправления, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, гарантии осуществления деятельности ТОС на территории Нижнего Новгорода.

На сегодняшний день система территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде выстраивается по инициативе жителей, на основе добровольности и демократичности. В Нижнем Новгороде установлены границы 92 территориальных общественных самоуправлений (из них активную деятельность осуществляют 63 Совета общественного самоуправления). Деятельность органов территориального общественного самоуправления объясняется активной жизненной позицией председателей органов территориального общественного самоуправления.

Наиболее эффективно органы территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде решают следующие вопросы:

1) благоустройство территорий, включая проведение субботников во дворах, озеленение придомовых территорий, ремонт подъездов;

2) проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, конкурсов, организация досуга детей;

3) социальная защита жителей;

4) благотворительность.

Для получения субсидии из бюджета города на реализацию социального проекта организации территориального общественного самоуправления необходимо быть зарегистрированной в форме юридического лица. Однако активисты органов территориального общественного самоуправления не обладают высокой мотивацией для ведения подобной деятельности. Кроме того, они сталкиваются с рядом трудностей при оформлении документов при регистрации юридического лица. Механизм поддержки организаций территориального общественного самоуправления через проведение грантовых конкурсов способствует повышению их заинтересованности в развитии своих территорий. Но в настоящее время на муниципальном уровне данная система остается невостребованной.

Исходя из общей оценки состояния и уровня развития территориального общественного самоуправления в Нижнем Новгороде, можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала органов территориального общественного самоуправления как неотъемлемой и структурированной части гражданского общества.

В развитии территориального общественного самоуправления города существует комплекс системных проблем, требующих решения:

1) сохранение тенденции к пассивному отношению людей к происходящим в городе социально значимым событиям;

2) необходимость развития компетенций председателей Советов общественного самоуправления;

3) высокий процент пожилых людей среди председателей и актива Советов ТОС;

4) отсутствие у значительного числа Советов ТОС статуса юридического лица, что ограничивает их возможности привлечения дополнительных средств на развитие своих территорий;

5) относительно слабое, зачастую поверхностное и одностороннее освещение актуальных вопросов деятельности территориального общественного самоуправления в средствах массовой информации.

Эти и другие проблемы, зачастую тесно связанные между собой, необходимо решать комплексно на основе принципа взаимовыгодного партнерского сотрудничества между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Нижнем Новгороде существует необходимость дальнейшей работы в сфере развития ТОС. Неотъемлемой частью данного направления работы является разработка и принятие муниципальной программы развития территориального общественного самоуправления как наиболее оптимального варианта решения стоящих задач.

Актуальность Подпрограммы 1 объясняется:

1) важностью имеющихся проблем и необходимостью их своевременного, комплексного и планомерного решения;

2) целевой направленностью подпрограммы на оказание содействия территориальному общественному самоуправлению;