Действующий

О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей




Приложение 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 30 октября 2018 г. № 1135-р

     

Концепция
внедрения целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей

1) Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет средств софинансирования из федерального бюджета.

а) проблематика и предполагаемые результаты.

Нижегородская область является одним из регионов, где обеспечивается бюджетное финансирование образовательных организаций дополнительного образования, в том числе образовательных учреждений культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 240 тысяч детей. Возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными, муниципальными и негосударственными организациями в сфере образования, культуры и спорта.

Однако протяженность Нижегородской области и наличие внутри муниципалитетов сельских поселений, удаленных от муниципальных центров, не позволяет в полной мере обеспечить детям равный доступ к качественным образовательным услугам очного дополнительного образования.

Также существует проблема недостаточной проработанности механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях, что также не позволяет в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного образования.

Важным фактором, влияющим на качество дополнительного образования, равное распространение современных технологий, форм и методов преподавания во все образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, является наличие кадрового потенциала и уровень квалификации. В настоящее время в системе дополнительного образования Нижегородской области недостаточно педагогов дополнительного образования для реализации программ технической и естественнонаучной направленности, наблюдается "старение" педагогических кадров.

Реализация мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Нижегородской области, включающее:

- создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;

- формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора  по дополнительному образованию детей;

- обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.

В результате в Нижегородской области будут достигнуты показатели, установленные федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

б) данные по сети организаций Нижегородской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству.

По состоянию на начало 2018-2019 учебного года в Нижегородской области функционирует 396 организаций дополнительного образования, в том числе 172 учреждения сферы образования, 122 учреждения сферы культуры, 69 - сферы спорта и 33 негосударственные образовательные организации, в которых организовано более 19 тысяч детских объединений и спортивных секций.

Общая численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования региона составляет 236056 детей, в том числе 9381 ребенок в негосударственном секторе.

Распределение учреждений по городской и сельской местности: 336 учреждений расположены в городской местности, в том числе все негосударственные учреждения дополнительного образования и 60 учреждений - в сельской местности.

На базах 902 общеобразовательных организаций функционирует около 15 тысяч детских объединений и спортивных секций.

Распределение обучающихся по направленностям образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования:  техническая - 12 683 ребенка; естественнонаучная - 5 151 ребенок;  художественная - 104326 детей; физкультурно-спортивная - 78 161 ребенок; туристско-краеведческая - 5870 детей; социально-педагогическая - 29 865 детей.

в) данные о кадровом составе, привлекаемом к реализации Мероприятий

Кадровый состав учреждений дополнительного образования детей региона составляет 12 229 человек. Из них административно-управленческий персонал - 1211 человек, педагогические работники - 6471 человек, учебно-вспомогательный персонал - 691 человек, иной персонал - 3856 человек.

В общей численности педагогических работников учреждений дополнительного образования высшее профессиональное образование имеют 4481 человек, высшую и первую квалификационные категории - 3725 человек.

Кроме работников учреждений дополнительного образования к реализации Мероприятий планируется привлечь преподавателей организаций высшего профессионального образования, работников ведущих предприятий региона, учителей общеобразовательных организаций.

Для координации сети дополнительного образования в регионе на базах муниципальных учреждений дополнительного образования будут созданы не менее 52 муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) - по одному в каждом муниципалитете. В каждом органе, осуществляющем управление в сфере образования, будет закреплен специалист, курирующий Мероприятия на уровне муниципалитета.

2. Опыт Нижегородской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.

Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.

Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования принимают активное участие в  различных международных и всероссийских мероприятиях.

В 2016 году 82 нижегородских школьника приняли участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, 77 школьников выполнили оценочные работы в рамках исследования ICCS. В 2018 году 279 человек участвовали и международном исследовании PISA.