ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 октября 2018 года № 1135-р

 
О реализации мероприятий по внедрению целевой
модели развития региональной системы
дополнительного образования детей



В целях реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей:

1. Определить министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области региональным координатором, уполномоченным обеспечивать реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (далее - Мероприятия).

2. Определить государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области" региональным модельным центром дополнительного образования детей, осуществляющее организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования детей на территории Нижегородской области, а также координацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей.

3. Утвердить:

3.1. Комплекс мер по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

3.2. Концепцию внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

4. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Мероприятий в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на основании заявки министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на и.о.заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области С.Б. Шевченко.



И.о.Губернатора                                                     Е.Б.Люлин

     

     Приложение 1
     к распоряжению Правительства
     Нижегородской области
от 30 октября 2018 г. № 1135-р

     

Комплекс мер
по внедрению целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Нижегородской области между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО национального проекта), Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Нижегородской области

до  
15 марта 2019 г.

2.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации ведомственного проектного офиса министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области по реализации национального проекта "Образование" в Нижегородской области (далее - ведомственный проектный офис)

до
1 марта 2019 г.

3.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование"

до 1 марта 2019 г.

4.

Согласование с ПО национального проекта кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса

до 14 февраля 2019 г.

5.

Проведение повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национального проекта

В течение 2019 года

6.

Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме

один раз
в 3 года, начиная с 2019 года

7.

Утверждение дорожной карты по реализации Мероприятий между ПО национального проекта и Правительством Нижегородской области

Январь 2019 года




Приложение 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 30 октября 2018 г. № 1135-р

     

Концепция
внедрения целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей

1) Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет средств софинансирования из федерального бюджета.

а) проблематика и предполагаемые результаты.

Нижегородская область является одним из регионов, где обеспечивается бюджетное финансирование образовательных организаций дополнительного образования, в том числе образовательных учреждений культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 240 тысяч детей. Возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными, муниципальными и негосударственными организациями в сфере образования, культуры и спорта.

Однако протяженность Нижегородской области и наличие внутри муниципалитетов сельских поселений, удаленных от муниципальных центров, не позволяет в полной мере обеспечить детям равный доступ к качественным образовательным услугам очного дополнительного образования.

Также существует проблема недостаточной проработанности механизмов и моделей взаимодействия в государственно-частном партнерстве сферы образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях, что также не позволяет в полной мере решить проблему всеобщей доступности качественного образования.

Важным фактором, влияющим на качество дополнительного образования, равное распространение современных технологий, форм и методов преподавания во все образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, является наличие кадрового потенциала и уровень квалификации. В настоящее время в системе дополнительного образования Нижегородской области недостаточно педагогов дополнительного образования для реализации программ технической и естественнонаучной направленности, наблюдается "старение" педагогических кадров.

Реализация мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей позволит обеспечить комплексное эффективное функционирование системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей в Нижегородской области, включающее:

- создание современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмов управления и развития региональной системы дополнительного образования детей;

- формирование системы обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, действующего общедоступного навигатора  по дополнительному образованию детей;

- обеспечение доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.

В результате в Нижегородской области будут достигнуты показатели, установленные федеральным проектом "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

б) данные по сети организаций Нижегородской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе государственных (муниципальных) и частных организаций, их количеству.

По состоянию на начало 2018-2019 учебного года в Нижегородской области функционирует 396 организаций дополнительного образования, в том числе 172 учреждения сферы образования, 122 учреждения сферы культуры, 69 - сферы спорта и 33 негосударственные образовательные организации, в которых организовано более 19 тысяч детских объединений и спортивных секций.

Общая численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования региона составляет 236056 детей, в том числе 9381 ребенок в негосударственном секторе.

Распределение учреждений по городской и сельской местности: 336 учреждений расположены в городской местности, в том числе все негосударственные учреждения дополнительного образования и 60 учреждений - в сельской местности.

На базах 902 общеобразовательных организаций функционирует около 15 тысяч детских объединений и спортивных секций.

Распределение обучающихся по направленностям образовательных программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования:  техническая - 12 683 ребенка; естественнонаучная - 5 151 ребенок;  художественная - 104326 детей; физкультурно-спортивная - 78 161 ребенок; туристско-краеведческая - 5870 детей; социально-педагогическая - 29 865 детей.

в) данные о кадровом составе, привлекаемом к реализации Мероприятий

Кадровый состав учреждений дополнительного образования детей региона составляет 12 229 человек. Из них административно-управленческий персонал - 1211 человек, педагогические работники - 6471 человек, учебно-вспомогательный персонал - 691 человек, иной персонал - 3856 человек.

В общей численности педагогических работников учреждений дополнительного образования высшее профессиональное образование имеют 4481 человек, высшую и первую квалификационные категории - 3725 человек.

Кроме работников учреждений дополнительного образования к реализации Мероприятий планируется привлечь преподавателей организаций высшего профессионального образования, работников ведущих предприятий региона, учителей общеобразовательных организаций.

Для координации сети дополнительного образования в регионе на базах муниципальных учреждений дополнительного образования будут созданы не менее 52 муниципальных опорных центров (далее - МОЦ) - по одному в каждом муниципалитете. В каждом органе, осуществляющем управление в сфере образования, будет закреплен специалист, курирующий Мероприятия на уровне муниципалитета.

2. Опыт Нижегородской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования.

Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.

Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования принимают активное участие в  различных международных и всероссийских мероприятиях.

В 2016 году 82 нижегородских школьника приняли участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, 77 школьников выполнили оценочные работы в рамках исследования ICCS. В 2018 году 279 человек участвовали и международном исследовании PISA.

Ежегодно Нижегородская область становится организатором заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году региональным министерством образования совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского" проведен заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву. Нижегородская область приняла 245 участников из 57 субъектов Российской Федерации. В 2017 году совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К.Минина" проведен заключительный этап олимпиады по географии. Нижегородской областью принято 206 участников из 60 регионов России. В 2018 году Нижегородская область снова совместно с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского" приняла 260 участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву из 65 субъектов Российской Федерации.  

Нижегородская область имеет большой опыт в реализации проектов в системе дополнительного образования детей на различных уровнях, в том числе участие и победы во Всероссийском фестивале "РобоФест", в соревнованиях JuniorSkills, Международном проекте "STEM-ЦЕНТРЫ", WRO - Всероссийская олимпиада по робототехнике, Деталька.

С октября 2013 года Нижегородская область в результате подписания соглашения с Фондом "Образование - обществу" стала членом сообщества WorldSkills Russia (WSR). Целью движения является повышение статуса и качества профессиональной подготовки и квалификации, а также обеспечение необходимой мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту граждан Российской Федерации. В апреле 2018 года стартовали Отборочные соревнования, в которых лучшие из лучших будут бороться за право участия в Финале VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)", активное участие в соревнованиях принимают и нижегородцы. Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" опубликовал список Топ-100 лучших образовательных организаций России. От Нижегородской области в Топ-100 вошли государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Дзержинский педагогический колледж" и государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский индустриальный колледж".

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского" является организатором Всероссийских соревнований "Кубок Лобачевского по робототехнике". Соревнования проводятся с целью популяризации научно-технического творчества среди учащихся и студентов образовательных учреждений, приобретения учащимися навыков создания моделей роботов, развития логического мышления, интеллектуальных способностей, сохранения и развития творческого потенциала учащихся.

На уровне Нижегородской области системное решение проблемы повышения престижа инженерно-технических специальностей и воспитание мотивированной, заинтересованной молодежи, готовой справляться с непредвиденными трудностями завтрашнего дня, определило создание и функционирование, в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 4 июля 2018 г. № 715-р, Детского технопарка "Нижегородский Кванториума" по модели "Стандарт". Площадка - Парк науки федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный университет имени Н.И.Лобачевского" (ул. Ульянова, 10Б).

Запуск данного проекта стал ключевым элементом региональной системы мотивации молодежи к выбору научных и инженерных профессий, поддержки личностного и профессионального самоопределения, проектного мышления, формирования технического мышления, воспитания будущих научных и инженерных кадров.

Нижегородская область также имеет большой опыт в реализации проектов и мероприятий в области электронного обучения, онлайн-обучения и дистанционных образовательных технологий, инфраструктурных проектов на различных уровнях образования, в том числе международных.

На протяжении ряда лет в Нижегородской области реализуется международное сотрудничество с крупнейшими IT-компаниями по реализации проектов в сфере образования. Развитие кадрового и инфраструктурного потенциала региональной системы образования Нижегородской области в области современных образовательных технологий электронного обучения и дистанционного обучения детей происходило в рамках многолетнего участия в проектах компании "INTEL" "Обучение для будущего", "Учимся с Intel", "Мобильные технологии - школам", "Создание ИКТ - насыщенной среды в начальной школе", "Формирование у младших школьников навыков и умений 21 века", "STEM-ЦЕНТРЫ", а также компании Microsoft "Исследование влияния электронной среды обучения на качество образования младших школьников".

Различные аспекты профессиональной ориентации детей в области цифрового образования являлись предметом проектирования в рамках международного проекта Еврокомиссии TEMPUS и Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" "Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России" в 2014-2016 годах.

Областными ресурсными центрами по координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, являются государственные образовательные организации дополнительного образования: "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области", "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области",  "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области", "Центр технического творчества и ранней профориентации "Поволжский центр аэрокосмического образования", "Детский оздоровительно-образовательный центр Нижегородской области "Дети против наркотиков", "Детско-юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец". Общую координацию деятельности по методическому обеспечению организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования осуществляет государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО).

В ГБОУ ДПО НИРО создан Проектно-консалтинговый центр воспитательных систем (далее - Центр).

Центр оказывает ресурсную поддержку образовательным организациям, реализующим дополнительные общеобразовательные программы различной направленности. Специалисты Центра осуществляют научно-методическое сопровождение разработки программ воспитания/программ развития социального воспитательного пространства на уровне муниципального образования, программ воспитания и социализации в рамках ФГОС образовательных организаций, образовательных программ и программ развития организаций дополнительного образования. Также функционирует информационно-методический портал "Дополнительное образование", созданный в целях информационно-методического сопровождения деятельности руководящих и педагогических работников данных организаций.

Результатом работы педагогов Нижегородской области являются победы и призовые места нижегородских школьников на всероссийских и международных мероприятиях (в 2017-2018 учебном году 124 школьника заняли первые места и получили ГРАН-при, 184 - стали призерами).

Ежегодно Нижегородская область участвует в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам; победителями и призерами становятся около 55% детей, участвующих в заключительном этапе олимпиады.

Традиционно Нижегородская область является местом проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников:

- в 2016 году на территории Нижегородской области в пятый раз был проведен заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по праву, в котором приняли участие 245 обучающихся  9-11 классов из 57 субъектов Российской Федерации;

- в 2017 году - во второй раз проведен заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по географии, в котором приняли участие 206 учащихся  9-11 классов из 60 субъектов Российской Федерации;

- в 2018 году Нижегородская область  в шестой раз стала местом проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву, в котором приняли участие 260 учащихся  9-11 классов из 65 субъектов Российской Федерации.

27 апреля 2018 года в Нижегородской области был проведен окружной этап Всероссийского хорового фестиваля среди хоров и ансамблей (участники - Самарская, Пензенская, Нижегородская области, Пермский край, Республика Башкортостан, Чувашия, Марий Эл и Татарстан).

В 2016 - 2018 годах нижегородские школьники успешно представили регион, участвуя в следующих мероприятиях:

- Чемпионат мира по авиационным кордовым моделям (Австралия) - призеры;

- Международная выставка конкур стендового моделизма (Минск) - дипломанты;

- Международный научно-технический, системно-инженерный конкурс - акселератов"НТСИ - SkAPT" (Сколково) - призер;

- Международный конкурс стендового моделизма “Ugramodell-2017” (Ханты-Мансийск) - победители и призеры;

- Международная выставка-конкурс "PanonKup" (Сербия) - победители;

- Международная выставка-конкурс "Klaipeda-2017" (Литва) - победитель;

- Международная выставка-конкурс "PilsenKit-2017" (Чехия) - победитель;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»