РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 октября 2018 года № 1131-р
О реализации мероприятий по созданию центра, реализующего
дополнительные общеобразовательные программы, в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования
В целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":
1. Определить министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области региональным координатором, уполномоченным обеспечить создание и функционирование центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - Центр).
2. Утвердить Комплекс мер по созданию Центра на 2019 год согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.
3. Утвердить Концепцию создания Центра на 2019 год согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
4. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Центра в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и ежегодно предусматривать средства на мероприятия на основании заявки министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить наи.о. заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области С.Б.Шевченко.
И.о. Губернатора Е.Б.Люлин
Комплекс мер по созданию центра,
реализующего дополнительные общеобразовательные программы,
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования, на 2019 год
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель | Результат | Срок |
I. Мероприятия, направленные на создание в 2019 году Центра | ||||
1.1 | Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации ведомственного проектного офиса министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области по реализации национального проекта "Образование" в Нижегородской области | Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - региональный координатор) | Создан проектный офис | 1 марта 2019 года |
1.2 | Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта "Образование" | Региональный координатор | Создан региональный координационный совет | 1 марта 2019 года |
1.3 | Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Нижегородской области между проектным офисом национального проекта "Образование" (далее - ПО НП "Образование"), Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Нижегородской области | Региональный координатор | Подписано соглашение | 15 марта 2019 года |
1.4 | Согласование с ПО НП "Образование" кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса | Региональный координатор | Согласование руководителя | 1 марта 2019 года |
1.5 | Формирование перечня оборудования для создания Центра | Региональный координатор, ФГБООУ ВО "Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е.Алексеева" (далее - НГТУ)(по согласованию) | Перечень оборудования | II квартал 2019 года |
1.6 | Проведение ежегодного повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам ПО национальному проекту | Региональный координатор | Сотрудники прошли курсы повышения квалификации | В течение года |
1.7 | Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме | Региональный координатор, НГТУ (по согласованию) | Определен перечень организаций для осуществления взаимодействия | II квартал 2019 года, далее - 1 раз в три года |
1.8 | Утверждение дорожной карты по созданию и функционированию Центров между ПО национального проекта и Правительством Нижегородской области | Региональный координатор, НГТУ (по согласованию) | Дорожная карта | Февраль 2019 года |
Концепцию по созданию и функционированию
центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы,
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования, на 2019 год
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации
мероприятия по созданию Центра
Нижегородская область - один из крупнейших промышленных центров России. Правительство Нижегородской области нацелено на построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, ускоренные темпы автоматизации основных технологических процессов, активное проникновение информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы экономики.
Нижегородская область отличается высоким уровнем научно-технического, экономического развития. Она обладает благоприятным инвестиционным климатом и удачным экономико-географическим положением. Научный и промышленный потенциал является основным ресурсом развития экономики: развитый оборонный комплекс, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение, 4 института Российской академии наук, 11 образовательных организаций высшего образования, 5 научно-исследовательских институтов при образовательных организациях высшего образования, 66 отраслевых научно-исследовательских институтов и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора, занимает пятое место в России по числу научных школ.
Развитие наукоемких технологий, создание высокотехнологичных производств во многом зависит от притока в эту сферу талантливой молодежи, ориентированной на научную и инженерную деятельность. Человеческий капитал (творческие способности, научные знания и специализированные уникальные навыки) является источником повышения конкурентоспособности, развития инновационной экономики.
Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области обозначена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных новой структурой экономики. Эта задача ставится перед всем образовательным комплексом региона. Одной из ключевых проблем системы профессионального образования региона является разрыв между текущей структурой образования и потребностями экономики в навыках и квалификациях кадров. Простое увеличение контрольных цифр приема в технические вузы региона не позволяет решить эту проблему, так как число выпускников школ, сдающих ежегодно Единый Государственный Экзамен по физике, недостаточно и постоянно снижается, с 4500 до 3900 человек за последние три года. Был проведен анализ работы учебных учреждений дополнительного образования учащихся школ Нижегородской области, который показал отсутствие в регионе целостной системы реализации научно-технического потенциала школьников с 1 по 11 классы. По данным Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области менее 10% школьников региона вовлечены в техническое творчество. Данный факт и объясняет малое количество выпускников школ, сдающих ЕГЭ по физике, и, соответственно, являющихся потенциальными абитуриентами технических вузов.
Следовательно, одним из основных условий вовлечения учащихся школ в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста является создание структурированной системы, которая позволяет удовлетворить потребности региона в профессионально-ориентированных инженерных кадрах.
Должна быть разработана оригинальная система профориентации, направленная на вовлечение школьников различных возрастов в научно-техническое творчество. Ключевыми элементами этой системы должны стать Центры, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - Центры), которые должны стать основой формирования доступной среды для интеллектуального развития учащихся. В Центрах будут реализованы уникальные методики профориентационной работы с учащимися трех возрастных категорий 1-4, 4-6 и 7-11 классы, развернуто исследовательское и лабораторное оборудование, в том числе и оборудование 3D прототипирования, на котором младшие школьники в игровой форме знакомятся с техническим творчеством, а старшеклассники под руководством студентов и молодых ученых в составе проектных команд решают серьезные технические задачи.
Система будет объединять усилия большого числа стейкхолдеров - школы, центры дополнительного образования, университеты, промышленные предприятия региона. Ключевым результатом работы такой системы является формирование мотивированных абитуриентов, понимающих, что они знают и умеют, ориентированных на конкретный технический вуз региона и, в последствии, на конкретное предприятие.
Разработанная система позволит создать условия для решения таких важных задач региона, как:
- закрепление талантливой молодежи в Нижегородской области с помощью уникального системного подхода к профессиональной ориентации учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности, вовлечения в научно-техническое творчество талантливых учащихся школ региона, развития системы проектного инженерного образования для школьников;
- обеспечение кадрового потенциала промышленных предприятий посредством формирования контингента мотивированных абитуриентов технических вузов для подготовки специалистов по приоритетным направлениям технологического развития Нижегородской области.
В Нижегородской области подготовку специалистов с высшим образованием осуществляют 11 государственных вузов, 1 негосударственный вуз, 15 филиалов государственных вузов, 1 филиал негосударственного вуза. Для ведения высокотехнологичного бизнеса высшие учебные заведения региона готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым направлениям подготовки (специальностям).
Всего в вузах Нижегородской области обучается по программам среднего профессионального и высшего образования свыше 95 тыс. человек, из них около 53 тыс. человек - по очной форме обучения. Выпуск из вузов составил около 21 тыс. человек, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций составил 4,8 тыс.человек, из них докторов наук - 752 человека, кандидатов наук - 2761 человек.
Для решения поставленных задач предлагается создать Центр на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева" (далее - НГТУ), являющегося основной образовательной организацией, ведущей подготовку по техническому профилю для промышленных предприятий региона. В 2017 г. НГТУ получил статус опорного федерального университета с утвержденной Программой развития на 2017-2020 гг.
Работа с учащимися общеобразовательных организаций, требует от преподавателей и сотрудников технических вузов дополнительные педагогические компетенции. Для формирования таких компетенций и обеспечения эффективного взаимодействия со школами региона на базе НГТУ создан Нижегородский научный центр Российской Академии образования (далее - РАО). Задачей РАО является методическое сопровождение работы с учителями и школьниками.
Раздел 2. Опыт субъекта Российской Федерации в реализации федеральных
и международных проектов (мероприятий) в области образования
Нижегородская область имеет большой опыт в реализации проектов в системе дополнительного образования детей на различных уровнях, в том числе участие и победы во Всероссийском фестивале "РобоФест", в соревнованиях JuniorSkills, Международном проекте "STEM-ЦЕНТРЫ", WRO - Всероссийская олимпиада по робототехнике, Деталька.
С октября 2013 года Нижегородская область в результате подписания соглашения с Фондом "Образование - обществу" стала членом сообщества WorldSkillsRussia (WSR). Целью движения является повышение статуса и качества профессиональной подготовки и квалификации, а также обеспечение необходимой мотивации к профессиональному самоопределению, личностному и профессиональному росту граждан Российской Федерации. Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" опубликовал список Топ-100 лучших образовательных организаций России, в который вошли два колледжа региона государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Дзержинский педагогический колледж" и государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский индустриальный колледж".
На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр технического творчества и ранней профориентации - Поволжский центр аэрокосмического образования" (далее - ПоЦАКО) в 2013 году создан Региональный ресурсный центр по робототехнике. Одним из ключевых событий ПоЦАКО является проведение Регионального робототехнического фестиваля "РобоФест-Нижний Новгород".
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области" (далее - ЦРТДиЮ) проводит областные соревнования технической направленности "Состязания роботов", конкурс медиатворчества"Окно в мир", конкурс декоративно-прикладного творчества "Творчество: традиции и современность", конкурс технического творчества "Время, вперед!", конкурс по начальному техническому моделированию "Юниор".
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области" (далее - ЦЭВД) реализует образовательный проект "Областная школа "Путь к профессиональному успеху". Категории слушателей - вожатые, методисты, волонтеры. ЦЭВД является организатором областного конкурса на лучшую организацию работы с детьми и молодежью по месту жительства в рамках реализации проекта "Дворовая практика", областного конкурса организаторов детского общественного движения в Нижегородской области "Вожатый года - 2018", областного фестиваля семейного художественного творчества, областного конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений "Новое поколение XXI века", областного конкурса творческих и исследовательских работ "С малой Родины начинается Россия", межрегионального конкурса детских театров моды и студий костюма "Времен связующая нить", областного этапа Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей Нижегородской области, областного смотра-конкурса волонтерских объединений "Волонтером быть здорово!".
На базе ЦЭВД функционирует региональное отделение Российского движения школьников - общественно-государственной детско-юношеской организации, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
Государственное бюджетное образовательное учреждение "Лицей-интернат "Центр одаренных детей" (далее - ЦОД) - специализированное учреждение по работе с одаренными детьми в Приволжском федеральном округе, член международной общественной организации "Красивые школы", место проведения заключительного этапа Всероссийских олимпиад школьников. ЦОД - дважды победитель приоритетного национального проекта "Образование" среди учреждений Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы. С 2011 года ЦОД реализует программу развития "Инновационный ресурсный центр поддержки одаренных и талантливых детей". На базе ЦОД проходят семинары и конференции для обучающихся и педагогов ЦОД, города Нижнего Новгорода и Нижегородской области по английскому и русскому языкам, химии, математике, биологии, для директоров и заместителей директоров. Высокий профессионализм и компетентность педагогического персонала ЦОД позволяют решать поставленные образовательные задачи по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей при проведении всероссийской олимпиады школьников, организации научно-исследовательской деятельности, конкурсов научной направленности. ЦОД на протяжении многих лет является организатором региональных отборочных этапов олимпиад и конкурсов: турнира им. М.В. Ломоносова, межрегионального химического турнира, олимпиады Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность".
Опыт региона также распространяется на образовательные организации высшего образования. НГТУ - один из лидирующих вузов страны по объему целевой подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) России, является победителем всех конкурсов "Новые кадры для ОПК" (в которых немаловажное место занимают мероприятия по профориентации школьников). Количество студентов, обучающихся по целевой подготовке, составляет более 1500 человек. В соответствии с поручением Правительства Нижегородской области, НГТУ более 15 лет возглавляет Консорциум вузов, реализующих Президентскую программу подготовки управленческих кадров. Вуз активно участвовал в "Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы" и аналогичной ведомственной программе Минобрнауки Российской Федерации в 2015-2016 годах. Ежегодно в университете проходят повышение квалификации и переподготовку более 5000 слушателей.
Ежегодно при поддержке министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и департамента образования администрации города Нижнего Новгорода на базе НГТУ проходит открытая городская олимпиада по робототехнике среди школьников и студентов, областные соревнования по робототехнике и региональный нижегородский этап Всероссийской робототехнической олимпиады (ВРО), которая является отборочным этапом Международных состязаний WorldRobotOlympiad 2018 (WRO) под общим названием "Состязания роботов 2018". Организаторами данного мероприятия выступают НГТУ, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дворец детского (юношеского) творчества им.В.П.Чкалова", Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт информационных технологий", ЦРТДиЮ.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (далее - ННГУ) является организатором Всероссийских соревнований "Кубок Лобачевского по робототехнике". Соревнования проводятся с целью популяризации научно-технического творчества среди учащихся и студентов образовательных учреждений, приобретения учащимися навыков создания моделей роботов, развития логического мышления, интеллектуальных способностей, сохранения и развития творческого потенциала учащихся.
Детский инженерно-технологический центр "Кулибин" университетской школы № 113 - это проект вовлечения детей и родителей в совместное научно-техническое творчество. Проект "Соавторы" был представлен образовательному сообществу на Межрегиональной научно-практической конференции "Дополнительное образование детей как инновационный ресурс регионального развития: традиции, опыт, обновление".
Также на уровне Нижегородской области системное решение проблемы повышения престижа инженерно-технических специальностей и воспитание мотивированной, заинтересованной молодежи, готовой справляться с непредвиденными трудностями завтрашнего дня, определило создание и функционирование детского технопарка "Нижегородский Кванториума" по модели "Стандарт" на площадке - Парк науки ННГУ (распоряжением Правительства Нижегородской области от 4 июля 2018 года № 715-р).
Раздел 3. Организационно-правовая форма
Организации, реализующей мероприятие по созданию Центра
Центр, реализующий дополнительные общеобразовательные программы, создается в виде структурного подразделения НГТУ на базе шестого корпуса.
Раздел 4. Описание площадки Центра
a) общая площадь - 997,57 м;
б) лекторий с возможностью проведения интерактивных занятий - 129,92 м;
в) специализированные лаборатории - 129,92 м;
г) коворкинг для творческих (технологических) стартапов -110 м;
г) зона для занятий шахматами - 64,96 м;
д) зона для реализации образовательного проекта "Урок технологии" - 64,96 м;
е) медиа-библиотека с зоной отдыха - 44 м;
ж) Интерактивный музей науки - 60 м;
з) площадка для тестирования устройств и механизмов - 64,96 м.
Раздел 5. Предварительная калькуляция операционных
расходов на функционирование Центра