5.1. Прогноз развития рынков продукции кластера
Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1877-р, определяет следующие основные цели:
1. Удовлетворение российскими производителями 80 - 85% внутреннего спроса на современную автомобильную технику без финансового стимулирования со стороны государства и поставка 12 - 14% произведенных автомобилей на экспорт.
2. Достижение к 2025 году российским рынком автомобилей с принципиально новыми свойствами текущих параметров развития автомобильных рынков развитых стран. Обеспечение лидерства в развитии телематических систем и технологий подключенного автомобиля. Разработка и вывод на рынок пилотных инновационных продуктов и услуг.
Для достижения поставленных целей, согласно Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1877-р, необходима реализация целого ряда задач, в том числе:
1. Углубление локализации производимых автомобилей и масштабов производства на платформу.
2. Развитие компетенций национальных производителей комплектующих и углубление локализации компонентов второго и третьего уровней.
3. Развитие экспорта и расширение интеграции в мировую автомобильную промышленность.
4. Развитие научно-производственного потенциала отрасли автомобилестроения и автокомпонентов, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы.
В качестве приоритетного направления в сегменте "традиционного" автомобилестроения Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1877-р, определяет развитие экспорта за счет следующих факторов:
- сохранение большого количества доступных экспортных рынков за счет сохранения конкурентоспособности как по себестоимости, так и по продукту;
- создание сбытовых сетей и партнерств, в том числе за счет расширения сети пост-продажного обслуживания.
Доля экспорта в общем объеме производства должна составить:
- легких коммерческих автомобилей не менее 10 - 15% (20-25 тыс. автомобилей) к 2020 году и 15 - 20% (40 - 45 тыс. автомобилей) к 2025 году;
- грузовых автомобилей должна составить не менее 15-18% (10 - 15 тыс. автомобилей) к 2020 году и 20-25% (27 - 30 тыс. автомобилей) к 2025 году;
- автобусов -6-8% к 2020 году и 9 - 12% к 2025 году.
В качестве целевых рынков для экспорта рассматриваются страны:
- ЕАЭС и СНГ;
- Северной Африки (Египет, Тунис, Марокко);
- Азии (в первую очередь - Индия, Индонезия, Иран, Вьетнам, Бангладеш);
- Латинской Америки (Боливия, Уругвай, Эквадор, Венесуэла).
Для достижения целевых показателей по экспорту отрасли необходимы следующие изменения и меры:
- сохранение локального продукта на лидирующей платформе;
- развитие локальных компетенций в создании и доработке продуктов;
- развитие локального продукта;
- развитие компетенций по НИОКР в компонентах;
- постепенное ужесточение требований к ТС, эксплуатируемым в Российской Федерации.
Стратегической целью развития отрасли компонентов в Российской Федерации согласно положениям Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1877-р, должно стать развитие на всех переделах эффективного производства целевых групп компонентов, конкурентоспособного на глобальном уровне, и повышение потенциала создания добавленной стоимости отраслью компонентов в Российской Федерации. Основными направлениями по повышению операционной эффективности и потенциала добавленной стоимости производства компонентов являются: