Отменен в части


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2017 года № 6246

Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы

(с изменениями на 5 апреля 2019 года)

----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 29.01.2019 № 130;
постановлением администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029

----------------------------------------------------------------------
_____________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу с 01.01.2019 в части действия Программы на 2019 и 2020 годы
на основании постановления администрации города Н.Н.
от 29.01.2019 № 130  
_____________________________________________________________________________________

          

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, решением городской Думы Нижнего Новгорода от 15.11.2017 № 217 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы (далее - Программа).

2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».

3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Кудрявцеву И.В.                 

5. Установить начало срока действия Программы с 01.01.2018.



Исполняющий обязанности главы

администрации города                                                                                 Н.В.Казачкова


И.Е.Егорова    

439 15 66

 УТВЕРЖДЕНА
     постановлением администрации
     города
     от 25.12.2017 № 6246

Муниципальная программа
«Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018 - 2020 годы

(далее - Программа)
(в редакции постановления администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029)

1. Паспорт Программы

Ответственный исполнитель Программы

Департамент экономического развития, предпринимательства и закупок администрации города Нижнего Новгорода (далее - ДЭРПиЗ)

(позиция в редакции постановления администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029 - см. предыдущую редакцию)

Соисполнители Программы

Администрации районов города Нижнего Новгорода,

Комитет по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода,

Торгово-промышленная палата Нижегородской области,

НРО ООО малого и среднего предпринимательства «Опора России»

Цель Программы

Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест

Задачи Программы

Внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях для обеспечения отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предпринимателей;

создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий;

повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки;

укрепление кадрового потенциала, создание положительного образа предпринимателя;

развитие торговли и потребительского рынка.

Этапы и сроки реализации Программы

Срок реализации Программы 2018 - 2020 годы.

Программа реализуется в один этап

Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Общий объем бюджетных ассигнований на период реализации Программы составит 127 013 402,43 руб., в том числе:

руб.

Ответственный исполнитель (соисполнители)

2018 год

2019 год

2020 год

Всего, в том числе:

32 013 402,43

45 000 000,00

50 000 000,00

ДЭРПиЗ

12 251 920,00

27056400,00

33668500,00

Администрации районов города Нижнего Новгорода (ДЭРПиЗ)

5 097 306,77

4000000,00

2000000,00

МКУ "УМС" (ДЭРПиЗ)

14 664 175,66

13943600,00

14331500,00

позиция "Объемы... " в редакции постановления администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029 - см. предыдущую редакцию)

Целевые индикаторы Программы

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения - 547,1  ед.;

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие) - 8,2 чел.;

Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями (в расчете на одно предприятие) - 17,2 млн. руб.;

Выручка от реализации товаров, работ, услуг малых и средних предприятий - 5640,36 млн. руб.;

Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие) -  1,8 млн. руб.;

Объемы налоговых поступлений от деятельности предприятий среднего и малого бизнеса - 1177 млн. руб.;

Доля участников закупок - субъектов малого и среднего предпринимательства - 30%;

Доля малых и средних предприятий, работающих в приоритетных отраслях в общем объеме малых и средних предприятий - 21%;

Объем субсидий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса из местного бюджета -  17 млн. руб.;

Количество зарегистрированных пользователей специализированных интернет-порталов для предпринимательства (нарастающим итогом) - 2000 чел.;

Степень удовлетворенности предпринимательского сообщества качеством бизнес-среды (по данным опросов) - 90%;

Объем поступлений от размещения НТО в бюджет города -  110 млн. руб.;

Фактическая обеспеченность НТО на  10  000 жителей - 24%;

Обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов согласно нормативу -  185%;

Обеспеченность населения города посадочными местами в организациях общественного питания согласно нормативу - 101,5%;

Обеспеченность населения города рабочими местами в организациях бытового обслуживания согласно нормативу - 70%;

Доля торговых мест,  предоставляемых товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, на розничных рынках - 50%.

     
     Условные обозначения, используемые в Программе:

АР - администрация районов города Нижнего Новгорода;

ДЭРПиЗ - департамент экономики, планирования и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода;

     МКУ «УМС» - муниципальное казенное учреждение «Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода»;
     КУГИ - Комитет по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода.

2. Текстовая часть Программы

     
2.1. Характеристика текущего состояния

Малый и средний бизнес является одним из ключевых элементов экономики города, т.к. играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения, а также стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2017 года в городе ведут деятельность более 52 тысяч субъектов МСП, что составляет 39,4% от общего количества МСП Нижегородской области и 0,9% от общего количества МСП России.

Доля занятых в малом бизнесе на уровне города оценивается в 30% (справочно: в среднем по России - около 25%, по мировым меркам малые фирмы должны составлять 70-90% от общего числа предприятий).

Общий объем налоговых поступлений за 2016 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города составил 937,1 млн.руб.

В структуре МСП преобладают малые и микропредприятия.

Структура МСП в Нижнем Новгороде, ед.


По данным муниципального обследования для деятельности малых и средних предприятий за последние пять лет характерны следующие тенденции:

численность занятых на малых и средних предприятиях имеет устойчивую тенденцию к сокращению: за последние пять лет - на 22,3 тыс. (на 21%), среднее число занятых на одном предприятии снизилось на 2,4 чел. и в 2016 году составило 6,4 человека;

среднее значение фонда оплаты труда в течение 2012-2015 годов изменялось в пределах от 1,3 до 1,4 млн.руб.;

средняя заработная плата работающего в 2016 году составила чуть более 18 тыс.руб.(для сравнения по полному кругу предприятий - 35,5 тыс. руб.);

за последовательным сокращением чистой прибыли в период с 2012 по 2014 годы более чем на 12% наблюдается ее рост на 24,5%, при этом изменения среднего значения данного показателя в течение пяти лет были незначительными и колебались в пределах 1,1-1,2 млн.руб.;

как следствие кризисных явлений в сфере малого бизнеса в течение последних пяти лет замедлилась инвестиционная активность малых предприятий - объем инвестиций в основной капитал сократился на 9,7 млрд.руб. или 76,4% (лишь в 2014 году был отмечен рост по отношению к 2013 году на 22,6%);

выручка, оборот и отгрузка товаров собственного производства снизились в 2016 году по отношению к 2012 году, рост данных показателей был зафиксирован в 2013 и 2015 годах.

Анализ сложившейся отраслевой структуры малых предприятий в 2016 году показал, что основная доля приходится на сферу торговли  - 37% (в 2015 году - 37,8%) и операции с недвижимостью - 25,8% (в 2015 году - 25,9%), что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом. При этом доля производственного сектора невелика (9,6%).

Таким образом, динамика основных показателей развития предпринимательства преимущественно отрицательная, положительные сдвиги по отдельным показателям незначительны. Сложившаяся отраслевая структура МСП не отвечает стратегическим целям и задачам (превалирует торговля и сфера услуг, неразвиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП). Имеет место негативное отношение общества к предпринимателям.

Для анализа причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, был проведен социологический опрос представителей предпринимательства, по результатам которого выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса на территории города:

высокая налоговая нагрузка;

нехватка собственных оборотных средств;

ограниченный доступ к кредитным ресурсам;

постоянный рост цен на энергоносители и сырье;

нестабильность законодательной базы;

проверки контрольно-надзорных органов;

усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний;

недобросовестная конкуренция со стороны предпринимателей;

низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях.

Основными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, должны быть:

финансовая и имущественная поддержка;

развитие здоровой конкуренции,

помощь начинающим предпринимателям,

снижение уровня налоговой нагрузки и уровня административного давления на бизнес.

На территории города Нижнего Новгорода комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса ежегодно формируется в рамках муниципальной программы и включает в себя:

имущественную  поддержку (формирование и  ведение Перечня муниципального имущества города Нижнего Новгорода, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, заключение соглашения о неприменении неустойки по договорам аренды муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства);

организацию и обеспечение консультационно-методологической и методической работы с предприятиями и организациями малого бизнеса (проведение обучающих семинаров, рабочих встреч по обсуждению проблемных вопросов развития)

актуализацию Схемы размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода;

заключение договоров на размещение НТО и освобождение земельных участков от самовольно установленных НТО;

реализацию мер по развитию розничных рынков, ярмарок и выставок-ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции;

осуществление полномочий по обеспечению выполнения требований действующего законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Однако данный комплекс мер на сегодняшний день недостаточен. Поддержка оказывается не системно, отсутствуют меры финансовой поддержки и единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении МСП. Не задействованы механизмы кластеризации, субконтрактации и аутсорсинга в интеграции МСП и крупного бизнеса. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий в сфере мобильной торговли, размещения НТО в зданиях, строениях, сооружениях, выездной торговли.

В действующих ранее на территории города программах отсутствует принцип селективности, комплекс мероприятий имеет общий характер и не способствует выявлению «точек роста». То есть программы рассчитаны на увеличение количества субъектов МСП, но не на изменения качественного состава отраслей.

Учитывая сложившиеся экономические условия (кризис, санкции, скачки валют), в торговле, основанной в основном на ввозимых из-за рубежа товарах, и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Для малого бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка:  и внедрение инновационных проектов. Для стимулирования количественных и качественных структурных изменений требуется разработка и внедрение новых, более эффективных программ. В настоящей программе перечень мер существенно расширен. Поддержка будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

промышленность и инновации;

IT-технологии;

социально-ориентированное предпринимательство;

молодежное предпринимательство;

культура, кинематография и туризм;

предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг.

Предпринимательство в сфере промышленности и инноваций

Малые и средние предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Отрасли, в которых участие субъектов МСП возможно: автомобилестроение, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность; сервисные и инновационные функции в научно-образовательном комплексе, сегменты новых материалов и технологий в промышленности строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.

IT-предпринимательство

IT-предпринимательство является одной из самых молодых областей экономической деятельности. Именно это направление определяет сегодня положение любого государства в мировом сообществе, а малое и среднее предпринимательство в сфере производства информации способно наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка информационных товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Основные направления государственной политики по формированию электронной экономики изложены в программе «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года».    

Социально-ориентированное предпринимательство

Социальное предпринимательство - это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе.

Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия - одна из ключевых задач социального предпринимательства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»