ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2017 года № 6246
Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы
(с изменениями на 5 апреля 2019 года)
----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 29.01.2019 № 130;
постановлением администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029
----------------------------------------------------------------------
_____________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу с 01.01.2019 в части действия Программы на 2019 и 2020 годы
на основании постановления администрации города Н.Н. от 29.01.2019 № 130
_____________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52.1 Устава города Нижнего Новгорода, решением городской Думы Нижнего Новгорода от 15.11.2017 № 217 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде» на 2018-2020 годы (далее - Программа).
2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Амбарцумян Р.М.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».
3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Киселева С.Б.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Кудрявцеву И.В.
5. Установить начало срока действия Программы с 01.01.2018.
Исполняющий обязанности главы
администрации города Н.В.Казачкова
И.Е.Егорова
439 15 66
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
города
от 25.12.2017 № 6246
(далее - Программа)
(в редакции постановления администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029)
1. Паспорт Программы
Ответственный исполнитель Программы | Департамент экономического развития, предпринимательства и закупок администрации города Нижнего Новгорода (далее - ДЭРПиЗ) | |||
(позиция в редакции постановления администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029 - см. предыдущую редакцию) | ||||
Соисполнители Программы | Администрации районов города Нижнего Новгорода, Комитет по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, НРО ООО малого и среднего предпринимательства «Опора России» | |||
Цель Программы | Обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования местного бюджета, создания новых рабочих мест | |||
Задачи Программы | Внедрение системной и дифференцированной поддержки субъектов МСП, работающих в приоритетных отраслях для обеспечения отраслевой диверсификации, увеличение численности инновационных предпринимателей; создание и развитие единой информационно-сервисной инфраструктуры для малых и средних предприятий; повышение качества муниципального регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства, сокращение административной нагрузки; укрепление кадрового потенциала, создание положительного образа предпринимателя; развитие торговли и потребительского рынка. | |||
Этапы и сроки реализации Программы | Срок реализации Программы 2018 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап | |||
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода | Общий объем бюджетных ассигнований на период реализации Программы составит 127 013 402,43 руб., в том числе: руб. | |||
Ответственный исполнитель (соисполнители) | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
Всего, в том числе: | 32 013 402,43 | 45 000 000,00 | 50 000 000,00 | |
ДЭРПиЗ | 12 251 920,00 | 27056400,00 | 33668500,00 | |
Администрации районов города Нижнего Новгорода (ДЭРПиЗ) | 5 097 306,77 | 4000000,00 | 2000000,00 | |
МКУ "УМС" (ДЭРПиЗ) | 14 664 175,66 | 13943600,00 | 14331500,00 | |
позиция "Объемы... " в редакции постановления администрации города Н.Н. от 05.04.2019 № 1029 - см. предыдущую редакцию) | ||||
Целевые индикаторы Программы | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения - 547,1 ед.; Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие) - 8,2 чел.; Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями (в расчете на одно предприятие) - 17,2 млн. руб.; Выручка от реализации товаров, работ, услуг малых и средних предприятий - 5640,36 млн. руб.; Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий (в расчете на одно предприятие) - 1,8 млн. руб.; Объемы налоговых поступлений от деятельности предприятий среднего и малого бизнеса - 1177 млн. руб.; Доля участников закупок - субъектов малого и среднего предпринимательства - 30%; Доля малых и средних предприятий, работающих в приоритетных отраслях в общем объеме малых и средних предприятий - 21%; Объем субсидий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса из местного бюджета - 17 млн. руб.; Количество зарегистрированных пользователей специализированных интернет-порталов для предпринимательства (нарастающим итогом) - 2000 чел.; Степень удовлетворенности предпринимательского сообщества качеством бизнес-среды (по данным опросов) - 90%; Объем поступлений от размещения НТО в бюджет города - 110 млн. руб.; Фактическая обеспеченность НТО на 10 000 жителей - 24%; Обеспеченность населения города площадью стационарных торговых объектов согласно нормативу - 185%; Обеспеченность населения города посадочными местами в организациях общественного питания согласно нормативу - 101,5%; Обеспеченность населения города рабочими местами в организациях бытового обслуживания согласно нормативу - 70%; Доля торговых мест, предоставляемых товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции и гражданам, ведущим фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, на розничных рынках - 50%. |
Условные обозначения, используемые в Программе:
АР - администрация районов города Нижнего Новгорода;
ДЭРПиЗ - департамент экономики, планирования и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода;
МКУ «УМС» - муниципальное казенное учреждение «Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода»;
КУГИ - Комитет по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами города Нижнего Новгорода.
2. Текстовая часть Программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Малый и средний бизнес является одним из ключевых элементов экономики города, т.к. играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения, а также стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2017 года в городе ведут деятельность более 52 тысяч субъектов МСП, что составляет 39,4% от общего количества МСП Нижегородской области и 0,9% от общего количества МСП России.
Доля занятых в малом бизнесе на уровне города оценивается в 30% (справочно: в среднем по России - около 25%, по мировым меркам малые фирмы должны составлять 70-90% от общего числа предприятий).
Общий объем налоговых поступлений за 2016 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет города составил 937,1 млн.руб.
В структуре МСП преобладают малые и микропредприятия.
Структура МСП в Нижнем Новгороде, ед.
По данным муниципального обследования для деятельности малых и средних предприятий за последние пять лет характерны следующие тенденции:
численность занятых на малых и средних предприятиях имеет устойчивую тенденцию к сокращению: за последние пять лет - на 22,3 тыс. (на 21%), среднее число занятых на одном предприятии снизилось на 2,4 чел. и в 2016 году составило 6,4 человека;
среднее значение фонда оплаты труда в течение 2012-2015 годов изменялось в пределах от 1,3 до 1,4 млн.руб.;
средняя заработная плата работающего в 2016 году составила чуть более 18 тыс.руб.(для сравнения по полному кругу предприятий - 35,5 тыс. руб.);
за последовательным сокращением чистой прибыли в период с 2012 по 2014 годы более чем на 12% наблюдается ее рост на 24,5%, при этом изменения среднего значения данного показателя в течение пяти лет были незначительными и колебались в пределах 1,1-1,2 млн.руб.;
как следствие кризисных явлений в сфере малого бизнеса в течение последних пяти лет замедлилась инвестиционная активность малых предприятий - объем инвестиций в основной капитал сократился на 9,7 млрд.руб. или 76,4% (лишь в 2014 году был отмечен рост по отношению к 2013 году на 22,6%);
выручка, оборот и отгрузка товаров собственного производства снизились в 2016 году по отношению к 2012 году, рост данных показателей был зафиксирован в 2013 и 2015 годах.
Анализ сложившейся отраслевой структуры малых предприятий в 2016 году показал, что основная доля приходится на сферу торговли - 37% (в 2015 году - 37,8%) и операции с недвижимостью - 25,8% (в 2015 году - 25,9%), что объясняется быстрой окупаемостью вложенных средств и наиболее стабильным потребительским спросом. При этом доля производственного сектора невелика (9,6%).
Таким образом, динамика основных показателей развития предпринимательства преимущественно отрицательная, положительные сдвиги по отдельным показателям незначительны. Сложившаяся отраслевая структура МСП не отвечает стратегическим целям и задачам (превалирует торговля и сфера услуг, неразвиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП). Имеет место негативное отношение общества к предпринимателям.
Для анализа причин, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, был проведен социологический опрос представителей предпринимательства, по результатам которого выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса на территории города:
высокая налоговая нагрузка;
нехватка собственных оборотных средств;
ограниченный доступ к кредитным ресурсам;
постоянный рост цен на энергоносители и сырье;
нестабильность законодательной базы;
проверки контрольно-надзорных органов;
усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний;
недобросовестная конкуренция со стороны предпринимателей;
низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых и средних предприятиях.
Основными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, должны быть:
финансовая и имущественная поддержка;
развитие здоровой конкуренции,
помощь начинающим предпринимателям,
снижение уровня налоговой нагрузки и уровня административного давления на бизнес.
На территории города Нижнего Новгорода комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса ежегодно формируется в рамках муниципальной программы и включает в себя:
имущественную поддержку (формирование и ведение Перечня муниципального имущества города Нижнего Новгорода, предназначенного для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города, заключение соглашения о неприменении неустойки по договорам аренды муниципального имущества с субъектами малого и среднего предпринимательства);
организацию и обеспечение консультационно-методологической и методической работы с предприятиями и организациями малого бизнеса (проведение обучающих семинаров, рабочих встреч по обсуждению проблемных вопросов развития)
актуализацию Схемы размещения НТО на территории города Нижнего Новгорода;
заключение договоров на размещение НТО и освобождение земельных участков от самовольно установленных НТО;
реализацию мер по развитию розничных рынков, ярмарок и выставок-ярмарок по продаже сельскохозяйственной продукции;
осуществление полномочий по обеспечению выполнения требований действующего законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Однако данный комплекс мер на сегодняшний день недостаточен. Поддержка оказывается не системно, отсутствуют меры финансовой поддержки и единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении МСП. Не задействованы механизмы кластеризации, субконтрактации и аутсорсинга в интеграции МСП и крупного бизнеса. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий в сфере мобильной торговли, размещения НТО в зданиях, строениях, сооружениях, выездной торговли.
В действующих ранее на территории города программах отсутствует принцип селективности, комплекс мероприятий имеет общий характер и не способствует выявлению «точек роста». То есть программы рассчитаны на увеличение количества субъектов МСП, но не на изменения качественного состава отраслей.
Учитывая сложившиеся экономические условия (кризис, санкции, скачки валют), в торговле, основанной в основном на ввозимых из-за рубежа товарах, и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Для малого бизнеса пришло время перестраиваться под изменения рынка: и внедрение инновационных проектов. Для стимулирования количественных и качественных структурных изменений требуется разработка и внедрение новых, более эффективных программ. В настоящей программе перечень мер существенно расширен. Поддержка будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
промышленность и инновации;
IT-технологии;
социально-ориентированное предпринимательство;
молодежное предпринимательство;
культура, кинематография и туризм;
предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг.
Предпринимательство в сфере промышленности и инноваций
Малые и средние предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Отрасли, в которых участие субъектов МСП возможно: автомобилестроение, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность; сервисные и инновационные функции в научно-образовательном комплексе, сегменты новых материалов и технологий в промышленности строительных материалов, легкая и пищевая промышленность.
IT-предпринимательство
IT-предпринимательство является одной из самых молодых областей экономической деятельности. Именно это направление определяет сегодня положение любого государства в мировом сообществе, а малое и среднее предпринимательство в сфере производства информации способно наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка информационных товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Основные направления государственной политики по формированию электронной экономики изложены в программе «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года».
Социально-ориентированное предпринимательство
Социальное предпринимательство - это особый вид деятельности, находящийся на пересечении благотворительности и бизнеса. Он предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе.
Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия - одна из ключевых задач социального предпринимательства.